Теория политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 08:31, контрольная работа

Описание работы

Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства слияния тех или иных ассоциаций, действия политических институтов, границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс

Содержание работы

Введение
1. Теория политической системы
2. Функциональный анализ политической системы
3. Понятие и сущность демократии
4. Понятие тоталитаризма

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 27.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Теория политической  системы

2. Функциональный анализ  политической системы

3. Понятие и сущность  демократии

4. Понятие тоталитаризма

 Введение

Политическая система  существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное  измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и  ее составных частей на разных уровнях  политической организации общества. В этом смысле будут различаться  пространства слияния тех или  иных ассоциаций, действия политических институтов, границ политического и  экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни  человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств  политической системы - ответственный  и сложный политико-правовой и  культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и других элементов политической системы, а  так же отношения между ними, включая  такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной  власти и децентрализованной и т.д.

 

 

 1. Теория политической системы

При всем наличии вариантов  теории политической системы все  они в общем и целом осуществляют одну и ту же фундаментальную (методологическую) и прикладную роль.

В чем же конкретно проявляется  и как реализуется данная роль? Обратимся вначале к методологическому  аспекту теории политической системы, поскольку о нем много говорят  и пишут западные авторы.

Выделяя теорию политической системы и подчеркивая ее значимость, западные политологи и социологи  называют ее зачастую не иначе как  серьезным инструментом социального  и политического анализа, перспективной  концепцией, определяющей общие рамки  научных исследований в области  политической науки. Важнейшей доктриной, обладающей центральным теоретическим  статусом и выступающей в качестве исходной точки при проведении любых  анализов структуры и процессов.

Теорию политической системы, а вместе с ней и системный  анализ как таковой называют также  особым социальным феноменом, который  обладает большей социальной значимостью, чем простая совокупность технических  приемов, средств и методов познания.

В чем же усматривается  методологическая важность концепции  политической системы и соответственно ее социальная значимость? Отвечая  на этот и подобные вопросы, следует  иметь ввиду, что западные политологи и социологи не выработали какого-либо однозначного их решения. В зависимости от развиваемых ими взглядов, а также в зависимости от их приверженности к тем или иным существующим в системе буржуазной политологии течениям, одни из них усматривают методологическую значимость теории политической системы в том, что она является идеальной моделью для широкого применения и раскрытия всех потенциальных возможностей функционирования. Другие видят ее методологическую ценность в том, что она выступает в качестве своеобразной опоры и средства дальнейшего укрепления концепции “групп давления” и доктрины политического плюрализма. Третьи, выделяя методологический аспект политической теории, указывают на то, что, будучи универсальной, глобальной концепцией, она в ряде случаев служит основой для выработки и развития других концепций и всякого рода теоретических моделей.

При рассмотрении методологического  аспекта теории политической системы  западные авторы обращают внимание и  на иные пути и формы его проявления. Отмечается то, что методологический аспект теории политической системы  проявляется, помимо всего прочего, в том, что данная теория помогает глубже изучить различные стороны  политической жизни того или иного  общества и предвидеть перспективы  развития той или иной страны. Она  привлекает внимание и позволяет  исследовать такие ранее выпадавшие из поля зрения теоретиков аспекты  политики, как макроскопические. Она  способствует возрождению утраченного  интереса к исследованию системы  связей и отношений, возникающих  между структурой и функциями.

Помимо методологического и прочих аспектов теории политической системы особое место в ее содержании и социальном назначении занимает сугубо практический аспект. Суть его, кратко говоря, сводится к тому, что при создании и развитии концепции политической системы западные теоретики не только наделяют ее методологическими и другими функциями, но и рассматривают среди главных теоретических средств решения назревших в области политики практических проблем.

Политическая система  общества всегда предстает как специфическая, но все же относительно замкнутая  система, анализ которой показывает, что:

1) каждый из субъектов  политической системы общества  как ее системный элемент органически  обусловлен всеми другими ее  элементами и функционированием  системы в целом. 

2) Политическая система  общества не просто сумма любых  субъектов, а система внутренне  организованных ее элементов. 

3) Только системное изучение  элементов политической системы  общества может дать объективную  информацию обо всей политической  системе общества.

4) Существенные свойства  государства, как и других элементов  политической системы, определяются  суммарным воздействием на него  всех элементов политической  системы в целом. 

Политическая система  общества призвана выполнять следующие  функции:

а) выработка политических целей, закрепление их в политических документах и придание им всеобщего  характера; ранжирование целей на стратегические, тактические, приоритетные, текущие и т.п.;

б) обеспечение интеграции общества на основе использования политики и власти для выражения воли народа через право, закон, субординацию, принуждение  и др.;

в) регулирование режима социально-политической деятельности в обществе, установление таких способов поведения и деятельности людей, организаций, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и  устойчивость общественных отношений;

г) целостное управленческое воздействие на общественные процессы через обработку и использование  информации, принятие и реализацию политических решений, достижение необходимого соответствия политических и правовых норм реальной жизни) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности).

Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые, в свою очередь, способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или  терять свое значение. Если такие изменения  не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что  в конечном итоге приводит к застойным  явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны  функции политической системы, как  правило, реализуются не полностью. В современных демократических  странах политические системы стремятся  к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляют, по мере необходимости, перемещение элементов  в системе по их приоритетности, приспосабливая друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей самосовершенствоваться и не допускать социальных взрывов.

Однако совокупность структурных  элементов и определение функций  политической системы сами по себе не характеризуют ее качество. Последнее  зависит от свойств самих элементов  и характера их взаимосвязи и  взаимодействия, от особенностей конкретной политической системы, ее природы, степени  зрелости, стабильности, динамичности и т.д.

2. Функциональный  анализ политической системы

Важной составной частью системного анализа как сочетания  методов и средств, используемых при изучении сложных динамических систем различных классов, выступает  исследование функциональных зависимостей - форм устойчивой взаимосвязи между  объективными явлениями или отражающими  их величинами, при которых изменение  одних явлений вызывает качественное изменение других, а также непосредственный анализ функций - внешних проявлений свойств рассматриваемого объекта в данной совокупности отношений. Применительно к политической системе общества обычно “акцент делается не на том, какова сущность власти, а каковы ее конкретные функции, что и как она делает”; при этом “под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшему развитию”.

Подобно любой открытой системе, политическая система общества, будучи “погруженной” в социальную среду, сохраняет свою качественную определенность, несмотря на непрерывные внешние  воздействия, далеко не всегда имеющие  “благоприятный” характер. Фактически она, пользуясь словами Н. Винера, находится “большую часть своего существования в состояниях, которые  не являются состояниями полного  равновесия, но подобны равновесным”. Данный тип устойчивого динамического  равновесия, состоящий в поддержании  в допустимых пределах существенно важных для сохранения системы параметров, получил в кибернетике название гомеостазиса.

Это понятие, заимствованное из физиологии, обозначает, строго говоря, механизм, “посредством которого живой  организм поддерживает параметры своей  внутренней среды на таком уровне, когда возможна здоровая жизнь”. Однако кибернетическое понимание гомеостазиса отличается от его физиологической  трактовки. Если У. Кэннон, по существу, предложил это понятие для описания реактивностных систем, то есть сохраняющих качественную определенность под воздействием внешней среды по схеме “стимул - реакция”, то Н. Винер говорит об открытых системах, которые активно взаимодействуют с внешней средой, в известной степени преобразуя ее, и тем самым сохраняют свою относительную устойчивость. Иными словами, гомеостатическое взаимодействие открытой системы с окружающим миром, в том числе и взаимодействие политической системы с социальной средой, обусловливает ее адаптивность двоякого рода, что выражается, с одной стороны, в приспособляемости системы к внешнему миру путем определенных внутренних изменений, с другой - в активном воздействии системного объекта на среду, ее “приспособлении” к своим “потребностям” путем извлечения и усвоения необходимых ресурсов. Подобная адаптивность выступает основой механизма саморегуляции и самоорганизации системы, что, в свою очередь, предопределяет наличие у рассматриваемого сложноорганизованного объекта таких функциональных свойств, как интегративность, латентность и целедостижение. Интегративность проявляется в обеспечении целостности системы и предполагает согласованность, координацию деятельности ее подсистем и элементов. Посредством латентности обеспечивается мотивация действий субъектов системы в рамках единого целого в соответствии с их специализацией и функциональными особенностями. Целедостижение, понимаемое в широком смысле, “означает, что действие или поведение допускает истолкование как направленное на достижение некоторой цели, т.е. некоторого конечного состояния, при котором объект вступает в определенную связь в пространстве или во времени с некоторым другим объектом или событием”. Это предполагает наличие корректирующей обратной связи системы с внешней средой, в известной степени подобной действию сервомеханизма, когда “разница между заданным и фактическим движением используется как новый входной сигнал, заставляющий регулируемую часть устройства двигаться так, чтобы фактическое движение устройства все более приближалось к заданному”.

Указанные функциональные свойства, взятые в контексте политологии, позволяют сделать вывод, совпадающий  с точкой зрения авторитетных исследователей, что политическая система как  устойчивое сложноорганизованное образование  в своем взаимодействии с окружающей социальной средой должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, призванной обеспечить контроль и координацию  поведения индивидов и групп, во-вторых, экстрактивной способностью, состоящей в извлечении из окружения ресурсов, необходимых для ее функционирования, в-третьих, распределительной способностью, обеспечивающей предоставление индивидам и общественным группам социальных благ, и, в-четвертых, реактивной способностью, благодаря которой система “отвечает” на воздействие окружения, прежде всего на требования, выдвигаемые индивидами и группами. Если на первоначальном этапе политическую систему рассматривать в отвлечении от особенностей и специфики составляющих ее подсистем, то есть в качестве “погруженного” в социальную среду действующего элемента или, иначе говоря, кибернетического “черного ящика” с неизвестной структурой, эти способности должны обеспечиваться определенной совокупностью “входных”, “выходных” и гомеостатических “внутренних” функций. В модели, предложенной одним из признанных лидеров системного анализа в политологии, известным канадским исследователем Д. Истоном, функционирование политической системы рассматривается как процесс принятия обязательных решений и осуществления соответствующих действий, которые направлены на постоянное восстановление нарушаемого в каждый момент времени равновесия.

Несколько в ином ракурсе  представлены функции политической системы в инструментальных моделях  Г. Алмонда и Д. Эптера, где устанавливается определенное соответствие между отдельными универсальными категориями системного анализа и терминами, традиционно используемыми политической и правовой наукой. При этом к функциям на “входе” относятся:

1) политическая социализация  и рекрутирование, вовлечение в политику, направленные на обеспечение требуемого поведения индивидов при заданных мотивах и целях;

2) артикуляция, выражение  интересов различных социальных  групп;

3) агрегация, объединение  различных групповых интересов;

4) политическая коммуникация.

В качестве функций на “выходе” выделяются:

1) принятие, определение  правил (функция законодательной  власти);

2) применение правил (функция  исполнительной власти);

3) контроль за соблюдением правил, судопроизводство и вынесение решений (функции судебных органов).

Информация о работе Теория политической системы