Теоретические основы тоталитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:14, реферат

Описание работы

Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении, одежде и т.п. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданию командных методов управления и репрессий.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы тоталитаризма
1.1. Формирование теории тоталитаризма.
1.2. Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания.
2. Сущность и условия функционирования тоталитарного режима
2.1. Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма.
2.2. Социальные источники тоталитаризма.
2.3. Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма
2.4. Основные черты тоталитарного общества
3. Исторические формы тоталитаризма
3.1. Разновидности тоталитарного режима.
3.2. Тоталитаризм и современность.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

politologia.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, и у тоталитаризма  есть некоторые шансы на локальное  возрождение. Ведь многие десятилетия  террора сформировали у населения  этих стран определенный тип культурных ориентации, который способен воспроизводить соответствующие нормы и стереотипы, независимо от сложившихся политических условий. Не удивительно, что на постсоветском пространстве сегодня нередко складываются своеобразные протототалитарные режимы, при которых не действуют оппозиционные СМИ, руководители оппозиции подвергаются репрессиям и даже физическому уничтожению, безраздельно властвует партриархальщина и откровенный страх перед властью. Поэтому окончательное уничтожение призрака тоталитаризма органически связано не только с наличием демократических институтов и вовлечением стран и народов в новые информационные отношения. Колоссальное значение имеют и понимание людьми ценностей демократии и самоуважение, осознание ими как гражданами своей чести и достоинства, рост их социальной ответственности и инициативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В политической сфере  вся власть принадлежит особой группе людей, которую народ не может  контролировать. Общество и государство  при тоталитаризме оказываются  поглощёнными одной господствующей партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов государственной власти. Фактически происходит превращение партии в решающий стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.

 Характерной чертой  всех тоталитарных режимов является  также то, что власть не опирается  на законы и конституцию.

 Симптоматичны также  и насильственные методы избрания  тех или иных лиц в органы  государственной власти.

В духовной сфере господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило - это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим использует мифологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения, которое превращается в некое подобие государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает всю иерархию властных отношений сверху донизу - от главы государства и партии до самых низших звеньев власти и ячеек общества. В тоталитарном режиме все без исключения ресурсы (и материальные, и человеческие, и интеллектуальные) направлены на достижение одной универсальной цели: тысячелетнего рейха, коммунистического царства всеобщего счастья и т.д.

Основное внутреннее противоречие тоталитарной политической системы заключаются в том, что  она отрицает такие явления, как  конкуренция, соревнование, свобода  личности и свобода выбора. Происходит разрушение мотивационных основ деятельности индивида в общественном и социально-экономическом процессе: предприимчивость, инициатива, личный интерес. На смену им воспроизводятся конформизм, приспособленчество, социальное иждивенчество. Более поздние попытки создать эмпирическую, построенную на базе реальных фактов теорию тоталитаризма не имели большого успеха, т.к. отражая наиболее одиозные политические системы ХХ века, они по мере смягчения, либерализации стран социализма, все больше расходились с действительностью и все меньше показывали принципиальные различия систем, рассматривавшихся как тоталитарные. В целом же концепции тоталитаризма оказались слишком упрощенными теоретическими моделями, присуще главным образом лишь эпохи сталинского и нацистского ( в Германии ) террора. Несмотря на весьма ограниченную применимость к реальным политическим системам, теория тоталитаризма до сих пор сохраняет определенную научную значимость и политическую актуальность, позволяя отслеживать противоречащие свободе личности тоталитарные тенденции, проявляющиеся в различных частях мира, в том числе и западных демократиях. Реальное выражение таких тенденций – стремление к всеобщей заорганизованности и рационализации общества, установления всеобщего, в том числе с помощью компьютерных систем, контроля за личностью со стороны государства, различного рода ограничения индивидуальной автономии и свободы.

 Конец ХХ века  дал впечатляющие примеры краха  тоталитаризма политических систем  и перехода обществ к демократии  или, по крайней мере, авторитаризму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Агаев С.Л. Гитлеризм,  сталинизм, тоталитаризм: реальности  и понятия. //Полис-1995-№3-С.2-5

2. Алданов М.А. Исторические портреты и очерки.

3. Арендт Х. Начала тоталитаризма// Антология мировой политической мысли. Т.2 / Отв. ред. Т.А. Алексеева. - М., 1997.

4. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1994.

5. Бердяев Н.А. Истоки русского коммунизма. – М., 1990.

6. Волобуев О.В., Суслов Н.Б. Тоталитаризм и личность // Отечественная история, 1995, №2

7. Вятр Е. Лекции по политологии. Т 1. Типология политических режимов. - М.:Инфра-М,2001

8. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 1995.

9. Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века. Вопросы философии, 1992, № 2.

10. Демократия и тоталитаризм. Свободная мысль, 1991, № 5

11. Джилас М. Лицо тоталитаризма. - М., 1993.

12. Желев Желю. Фашизм. Тоталитарное государство. Пер.  с болг. М., Новости, 1992

13. Загладин Н.В. Тоталитаризм  и демократия: конфликт века. Кентавр, 1992, №№ 7-8.

14. Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.

15. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М., 2000.

16. Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма // Общественные науки и современность, 1993, №4

17. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

18. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 1995.

19. Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 1999.

20. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993.

21. Сахаров А.Н. Революционный  тоталитаризм в нашей истории.  Коммунист, 1991, № 5.

22. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.

23. Тоталитаризм в Европе ХХ в. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. - М., 1996.

24. Фридрих К., Бжезинский З. Тоталитарная диктатура и автократия // Тоталитаризм: что это такое? Т.2 / Ред. кол. Л.Н. Верчёнов и др. М., 1992.

25. Хайек Ф. Дорога к рабству // Антология мировой политической мысли. Т.2 / Отв. ред. Т.А. Алексеева. М., 1997.

26. Цыганков П.А. Современные  политические режимы: структура,  типология, динамика. Учебное пособие- М., 1995


Информация о работе Теоретические основы тоталитаризма