Теоретическая позиция Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 16:46, реферат

Описание работы

Основы теоретического исследования политической жизни, политики одним из первых заложил Сократ (468—399 до и. э.). Он познавал политическую жизнь, все формы ее проявления не на уровне представлений, догадок и мифов, но уже в системе определенных категорий, хотя и не излагал свои взгляды в письменной форме, а только в устных беседах. Теоретический ум Сократа позволил ему подняться до весьма ценных обобщений, важных для политической науки. Он пришел к выводу, что основу государственной (полисной) жизни составляет закон. По его мнению, нормальная организация жизнедеятельности общества возможна только на основе закона. Сократ не только осознавал необходимость соблюдения законов для правильного устройства государства, но считал законопослушание главным критерием жизненных поступков человека.

Файлы: 1 файл

Основы теоретического исследования политической жизни.docx

— 47.01 Кб (Скачать файл)

Основы теоретического исследования политической жизни, политики одним  из первых заложил Сократ (468—399 до и. э.). Он познавал политическую жизнь, все формы ее проявления не на уровне представлений, догадок и мифов, но уже в системе определенных категорий, хотя и не излагал свои взгляды в письменной форме, а только в устных беседах. Теоретический ум Сократа позволил ему подняться до весьма ценных обобщений, важных для политической науки. Он пришел к выводу, что основу государственной (полисной) жизни составляет закон. По его мнению, нормальная организация жизнедеятельности общества возможна только на основе закона. Сократ не только осознавал необходимость соблюдения законов для правильного устройства государства, но считал законопослушание главным критерием жизненных поступков человека.

Теоретическая позиция Сократа, согласно которой он отождествлял законное и  справедливое, послужила ему отправной  точкой для классификации и характеристики различных форм государственного устройства и правления. Если власть основывается на воле народа и на государственных  законах, полагал он, то это будет  царство. Если же на произволе правителя, то это тирания. Власть богатства  Сократ называл плутократией и т. д.

Интересные мысли Сократ высказал и по вопросу об управлении государством. По его мнению, успешно управленческую деятельность способны осуществлять только знающие, специально подготовленные люди. Он весьма неодобрительно отзывался  о порядке назначения должностных  лиц па основе жребия, то есть практически  без учета уровня профессиональной подготовки и других качеств претендентов. Некомпетентность управляющих для него была синонимом гибели государства, перехода к тираническому режиму правления.


Глубокие мысли о политической мысли высказал крупнейший представитель  древнегреческого материализма - Демокрит (ок. 460 до н. э, — год смерти неизвестен),

Демокрит поставил вопрос о возникновении, общества, социальных и политических институтов. По его мнению, первоначально жизнь людей не отличалась от жизни животных. Как и животные люди пользовались готовыми продуктами природы. В последующем, используя орудия труда, удовлетворяя свои потребности, люди научились изготавливать одежду, строить жилища и т. д., а тем самым создали общество. Общество, по Демокриту,— это результат человеческого ума, рук, способностей. Важнейшим условием общественной жизни, полагал мыслитель, является разделение труда.

Идеальным, по мнению Демокрита, является такое устройство общественной жизни, при котором человек не подвержен воздействию страха, страстей.


Политическую мысль Древней  Греции па качественно новый уровень  поднял Платон (427—347 до н. э.). Он явился не только одним из гениальных последователей Сократа, но и оригинальным мыслителем. Влияние Сократа особенно сказалось на ранних работах Платона. В последующем его взгляды претерпели значительную эволюцию.

В самом сжатом виде суть учения Платона  состоит в том, что он в качестве истинного бытия рассматривал не окружающий сто мир, не реальную политическую жизнь с ее многообразными формами  проявления, а некие идеальные  конструкции, умопостигаемый мир идей.

Политические воззрения Платона  изложены в его трудах «Государство», «Политика», «Законы» и других.

Для удовлетворения своих потребностей, считал мыслитель, люди нуждаются в  совместном поселении — государстве (обществе). Государство (по Платону, понятия  «государство» и «общество» являются тождественными) появляется в результате врожденных людям социальных потребностей. Оно необходимо для поддержания  порядка, защиты людей от внешних  врагов. Государство должно быть счастливо  «не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое кто в нем был счастлив, писал Платон в «Государстве», но так, чтобы око было счастливо в целом».

Все граждане, по Платону, а их он подразделял  на три группы: мудрецы (философы), стражи и ремесленники и крестьяне, должны поддерживать государство. Управление в государстве должны осуществлять мудрецы (философы). «Пока в государствах не будут царствовать философы, - писал мыслитель, — до тех пор... государства не избавятся от зол» (Платон. Соч. — Т.З. — Ч. I—M., 1971. — С. 275).

Платон дал характеристику форм государственной власти. Он полагал, что правильными формами этой власти являются монархия и аристократия, а искаженными — тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Платон высказал много идей, которые  сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Это относится, прежде всего, к идее правового государства. В  одном из своих основных произведений «Законы» он писал: «Я вижу близкую  гибель того государства, где законы не имеют силы и находятся под  чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги» (Платон. Соч. — Т. 3. — Ч. 2. — М., 1978. — С. 188—189).

По мысли Платона, то государство  близко к совершенству, в котором  господствуют по правители, а законы. В первом случае, то есть когда правители становятся над законами, правление приобретает тиранические черты. Тирания, как наиболее худшая из форм правления, вырастает на плечах необузданной демократии, перерастающей из власти народа во власть толпы, сметающей на своем пути все ограничения, , установленные законом. Чрезмерная свобода превращается, в свою очередь, в чрезмерное рабство. Тиран, по Платону, добивается власти под видом выражения и защиты интересов народа. Такой «защитник» интересов народа, писал Платон в своем труде «Государство», первое время «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает много в частном и общем, народу и близким к себе раздает много земель и притворяется милостивым п кротким по отношению ко всем». В последующем он сбрасывает камуфляж, устанавливает диктаторское правление, основывающееся на его личной власти, произволе.

Платон выдвинул и обосновал  идею идеального устройства государства. Таким государством, по его мнению, должны управлять одаренные, хорошо подготовленные, высоконравственные люди. Первоначальный вариант устройства идеального государства Платон изложил  в труде «Государство». В этом труде утверждение такого государства  он связывал с далеким будущим. В  более поздних работах, например, в диалоге «Законы», Платон нарисовал  другие варианты идеального государства. Существование такого государства  он отнес к давно прошедшим  временам.


Теория идеального государства  Платона признается утопией потому, что в основе ее лежат слишком высокие духовные требования к <высшему классу> - элите. Самое совершенное по своему строю и оттого благородное государство обладает четырьмя главными добродетелями: 1) мудростью, 2) мужеством, 3) 
сдерживающей мерой (благоразумием) и 4) справедливостью.

«Утопия» (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет»; по другой версии: ου — «благо» и τοπος — «место», т. е. «благословенное место») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» (он же впервые использует слово Утопия в значении «место, которого нет» в трактате «Государство» (427—347 гг. до н. э.)).


Таким образом, Платон отождествляет  справедливость с властью класса и классовыми привилегиями: ведь принцип, по которому каждому классу надлежит заниматься своим

собственным делом, если сказать кратко и по существу, означает следующее: государство справедливо, если правители  правят, рабочие работают, а рабы остаются рабами7. Платон называет «справедливой» классовую привилегию, в то же время мы обычно подразумеваем под справедливостью отсутствие такой привилегии. Однако к этому различие не сводится. Мы имеем в виду равенство по отношению к индивидам, в то время как Платон рассматривает справедливость не как отношение между индивидами, а как свойство целого государства, основанного на отношениях между классами. Государство справедливо, если оно здорово, сильно, едино, то есть стабильно

Аристотель – ученик Платона, изложил свои взгляды в работе «Политика». Он рассматривает государство как результат естественного развития человека (семьи, селения). Для человека государство является величайшим благом. По его мнению, гражданином является не тот, кто живет в том или ином месте, а тот, кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в государственных делах. Главная черта гражданина – добродетель, которая состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. В зависимости от цели, которую ставят правители, Аристотель различает правильные (общие блага) и неправильные (корыстные цели) формы государственного устройства. К правильным относятся монархия, аристократия, полития, а к неправильным – тирания, олигархия и демократия. Он был противником олигархов, которые стремились узурпировать власть и деньги. Также был против чрезмерной нищеты – это ведет к восстаниям за передел собственности. Источником социальной стабильности считал людей среднего достатка (чем их больше, тем лучше для государства), а политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы. Философ отмечает, что государство существует не ради того, чтобы жить, а для того, чтобы жить счастливо. Цель политики – справедливое общее благо.

Для понимания политического учения Аристотеля наибольший интерес представляют его работы: «Политика», «Афинская  пoлития», «Этика», «Риторика». Во многом следуя своему учителю, он тем не менее создал собственное оригинальное политическое учение.


Фома Аквинский – философ-теолог. В работах «Сумма теологий» и «О правлении государей» отмечает, что государство не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей. Философ рассматривает взаимоотношения власти короля и власти папы: всякая власть установлена богом. Отсюда и происходит термин «теократия» - власть бога. 
Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадлежат только тела людей, а не их души. Над душами властвует церковь и наместник бога – римский папа. Насколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть выше власти земного государя. Так же организовано и общество, где подданные подчиняются церкви, а рабы – господам. По мнению философа, власть – это единственный объединяющий государство принцип, без которого оно обречено на гибель.


Основателем новой науки о политике стал итальянский общественный деятель  и мыслитель Николло Макиавелли (1469—1527). В систематическом виде свои политические идем он изложил в работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тима Ливия», «История Флоренции».

Н. Макиавелли отказался от средневековой  практики рассмотрения политической власти как некоего божественного института, дарованного богом. Он рассматривал политическую жизнь с чисто земных позиций, показал, что она не подчиняется  действию религиозных догм. По его  мнению, политическая власть развивается  по своим собственным закономерностям, которые не совпадают и даже противоположны закономерностям, которые действуют  в других сферах жизни общества. В частности, он показал то, что  полезно, является «добром» для власти, может быть совсем не таким с точки  зрения морали и т. д.

Макиавелли прекрасно понимал  суть политики, ее жесткие, а порой  и жестокие законы. Политика часто  вынуждена идти на нарушение нравственных норм. В трактате «Государь» Макиавелли обосновал целесообразность политического  принципа: «цель оправдывает средства». Сформулировав это положение, он дал возможность вольного толкования соотношения целей и средств  политического действия. В последующем  политика, пренебрегающая законами морали, имеющая целью достижение личной выгоды лицами и группами, обладающими  властью, получила название «макиавеллизма».

Вины Макиавелли в таком понимании  принципа «цель оправдывает средства»  нет. По Макиавелли, цель, которая оправдывает  средства, — «общее дело» — сильное-национальное государство, интересы Отечества. Только во имя этого политический деятель должен уметь вступить на путь зла, научиться умению быть недоброжелательным, но при этом, не отклоняться от добра, если такое возможно.

Будучи по своим убеждениям республиканцем, Макиавелли, однако, объективно оценивая обстановку в современной ему  Италии, выступал за сильную монархическую  власть. Наблюдая политическую жизнь  своей страны, он видел, что время  для республики еще не наступило. Сначала нужно было собрать территорию в единое государство. С этой задачей, по сто мнению, могла справиться только сильная монархическая власть; В последующем монархия должна уступить место республике.

Н. Макиавелли ввел в науку понимание  государства как общего политического  состояния общества, его определенней политической организации.


Громадный вклад в развитие этой отрасли знания внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Милль, И. Бентам, А. Токвиль, К. Маркс и ряд других выдающихся мыслителей, разрабатывавших идеи рационализма, свободы, равенства граждан.

Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ и политический мыслитель. В своих работах «О гражданине», «Левиафан...» и др., разрабатывал идеи естественного (догосударственного) и государственного или гражданского состояния общества. Догосударственный этап характеризуется «войной всех против всех», что противоречит естественному стремлению людей к самосохранению и вынуждает их искать мира и согласия. Такая форма согласия найдена в создании государства, через которое происходит подчинение частных воль единой воле ради обеспечения мира и безопасности. В разработке своей концепции государства  

 Т.Гоббс выступает теоретиком абсолютной, никому не подконтрольной власти. Однако необходимо иметь в виду, что этатистская концепция Гоббса явилась теоретической реакцией на революционные события в Англии 1641-1649 гг. Этот период четко обозначил, что в обществах в период хаоса снижается или утрачивается регулирующая роль традиций, указов и законов. Именно в этой связи единственную надежду на восстановление порядка и недопущение впредь гражданской войны и революции Гоббс возлагает на сильное государство.   

Джон Локк (1632-1704) — английский философ и политический мыслитель, родоначальник классического либерализма. Его основная работа в области политики «Два трактата о правлении».  

 Д.Локк разрабатывал идеи естественного права и договорного происхождения государства, разделения властей и народного суверенитета, неотъемлемых прав человека. Государство, по Локку, создается для того, чтобы совместными усилиями люди более надежно защищали право на жизнь, свободу и собственность. Впервые в политической мысли была четко сформулирована идея неотъемлемых прав человека, идея, которая с конца XVIII в. стала закрепляться в политико-правовых документах США и стран Европы, а с XX в. в международных документах: Декларация независимости (США, 4 июля 1776 г), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г), Всеобщая Декларация прав человека, утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН (10 декабря 1948 г.).  

Информация о работе Теоретическая позиция Сократа