Сущность политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приёмов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы. Правовое положение личности в обществе и определённый тип политической системы, существующей в стране.
Режим – управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
1. Сущность политических режимов …………………………………………..4
2. Понятие и сущность авторитаризма…………………………………………8
3. Признаки авторитарного политического режима ………………………….11
4. Основные типы авторитарных политических режимов……………………13
Заключение ………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 37.18 Кб (Скачать файл)

   В настоящее время наиболее существенные предпосылки для возникновения  авторитарных режимов сохраняют  переходные общества. Как отмечает А. Пшеворский, «авторитарные соблазны»  в обществах этого типа практически  неискоренимы. Осознание повседневных трудностей вызывает искушение у  многих политических сил «сделать все  прямолинейно, одним броском, прекратить перебранку, заменить политику администрированием, анархию — дисциплиной, делать все  рационально». Например, в современном  российском обществе склонность к авторитарным методам правления постоянно  подпитывается потерей управляемости  общественными преобразованиями, фрагментарностью реформ, наличием резкой поляризации  сил на политическом рынке, распространением радикальных форм протеста, являющихся угрозой целостности обществу, а  также не сложившимся национальным единством, распространенными консервативными  представлениями, массовым желанием быстрого достижения социальной эффективности. 

3. Признаки авторитарного  политического режима. 

   Руководство различными сферами жизни общества при авторитаризме не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической  инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия не требует демонстрации преданности  со стороны населения, как при  тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям  реальной политической конкуренции  за власть, к фактическому участию  населения в принятии решений  по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому авторитаризм подавляет  основные гражданские права.

   В обобщенном виде наиболее характерными чертами авторитарных режимов являются следующие:

   — сосредоточение власти в руках одного человека или группы. Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх или военная хунта. Как  и при тоталитаризме, общество отчуждено  от власти, отсутствует механизм ее преемственности. Элита формируется  путем назначения сверху;

   — права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне  государства, а не личности;

   — в обществе доминирует официальная  идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным  течениям, лояльным к правящему режиму;

   — политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции  запрещена или ограничена. Профсоюзы  подконтрольны власти;

   — государственный контроль не распространяется на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь;

   — обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Как  правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается  с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

   — осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается  критика отдельных недостатков  государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

   — власть опирается на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости  принудить население к повиновению. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, не проводятся;

   — при положительных результатах  деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство  борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

   — режиму свойственны унитарные формы  государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Основные типы  авторитарных политических  режимов. 

   Среди множества авторитарных порядков можно  выделить следующие их основные типы: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти.

   Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их сплоченными политическими «командами» (Белоруссия). Обычно такие режимы либо устанавливаются в результате революций, либо навязываются извне (как, например, в послевоенных условиях в странах Восточной Европы, где были установлены коммунистические режимы с помощью СССР). Но в отдельных случаях режимы этого типа могут представлять собой и результат эволюции легитимного режима.

   Достаточно  массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные режимы. Они стали возникать после Второй мировой войны в развивающихся странах. Это был период освобождения их от колониальной зависимости и формирования национальных государств. Военные оказывались в традиционных обществах наиболее сплоченной и просвещенной социальной группой, способной объединить общество на основе идеи национального самоопределения. Поведение военных после захвата власти было различным. В одних странах они отстраняли от власти коррумпированную гражданскую политическую элиту и проводили политику в интересах национального государства (как, например, в Индонезии, на Тайване). В других случаях сами военные оказывались исполнителями воли более могущественных финансовых групп и государств (так, большинство военных режимов в Латинской Америке финансировалось США). 

   В современное время военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров установления военных режимов дали страны Латинской  Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция. Такие политические порядки отличаются подавлением  значительной части политических и  гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью. Государственные ресурсы используются в основном для подавления сопротивления, снижения социальной активности граждан. Заданные правила игры поддерживаются угрозами и принуждением, не исключающим  использование физического насилия.

   Модели  национального авторитаризма возникают в результате доминирования в элитарной группировке национальной или этнической группы. В настоящее время такие системы характерны для ряда стран на постсоветском пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Они еще не обрели законченности, но уже явно демонстрируют стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной группы населения, этнизировать органы государственной власти, представить активность инонациональных групп населения как политическую оппозицию. В этих странах проводится негласная политика вытеснения инонациональных групп. В то же время в ряде стран отдельные круги оппозиции (в основном конкуренты в этнически господствующей среде) скатываются к применению методов политического террора. Отсутствие многих механизмов, способствующих либо ужесточению власти правящего режима, либо, напротив, сохранению баланса политических сил, вызывает особую нестабильность, чреватую возможностью обвального развития событий.

   Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Экономическим основанием такой системы власти является разветвленная в госуправлении система квот, разрешительный порядок регистрации предприятий, отсутствие контроля за деятельностью государственных служащих.

   Наиболее  распространенной экономической предпосылкой корпоративного авторитаризма является госпредпринимательство, в результате которого чиновники получают огромные личные доходы. Государственные институты, обладающие формальными правами, не могут противостоять этим группам, контролирующим принятие решений и  девальвирующим значение легитимных каналов  участия населения во власти. Корпоративное  перераспределение ресурсов, как  правило, исключает политические партии и другие специализированные группы интересов из процесса принятия решений.

   В 1990-х гг. в российском обществе сложился олигархически-корпоративный тип политической системы, при которой влияние на рычаги власти имели представители наиболее богатых кругов общества, крупного капитала. По официальному признанию властей, теневые, криминальные структуры контролировали более половины государственной экономики и частного сектора. Корпоративные принципы отношений элитарных групп качественно снизили влияние на власть идеологически ориентированных ассоциаций (партий), представляющих интересы различных широких слоев населения.

   Режимы  личной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Франко, Румыния при Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Это может привести к гражданской диктатуре, для которой характерна единоличная власть гражданского лица. Обычно такой личностью становится национальный лидер или лидер «группы по интересам», пришедший к власти с помощью государственного переворота. Он может либо проводить относительно самостоятельный политический курс, опираясь на собственную харизму, либо обслуживать интересы своих сторонников. Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует политический террор со стороны оппозиции.

   Еще одну разновидность авторитаризма  представляют теократические режимы, подобные режиму аятоллы Хомейни  в Иране.

   Авторитарные  режимы не следует рассматривать  как орудие выражения интересов  меньшинства. Современные авторитарные режимы используют достаточно широкую  палитру ресурсов, а не только средства принуждения и политические репрессии. Их особенностью является заметное сокращение удельного веса методов идеологической обработки и политического принуждения. Авторитаризм чаще использует экономические  стимулы: создание возможностей роста  благосостояния для широких слоев  общества, проведение эффективной социальной политики. Практическая эффективность  ряда авторитарных режимов (например, в Южной Корее, Сингапуре, Тайване) позволила им не только решить задачи технологической модернизации, заметно  повысить уровень жизни населения, но и привлечь на свою сторону широкие  слои общества.

   В связи с этим можно отметить, что  авторитарные режимы обладают значительными  мобилизационными и ориентационными  возможностями благодаря способности  концентрировать ресурсы на стратегических направлениях развития. Достигая экономической  и социальной эффективности, авторитарные режимы формируют демократическую  систему ценностей, заинтересованность граждан в политических и гражданских  правах и свободах, потребность в  свободе информации, независимости  мышления, нетерпимости к произволу  и насилию.  
 

   Сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам — важнейшая практическая задача конструктивного реформирования общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   В современных условиях постсоциалистических стран «чистый авторитаризм, не опирающийся  на активную массовую поддержку и  некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому  сочетание авторитарных и демократических  элементов, сильной власти и её подконтрольность гражданам – важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования общества.

Информация о работе Сущность политических режимов