Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в государство ведении. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам.
Социальное государство является очередной ступенью эволюционного развития государственности. Объективные причины его возникновения связаны с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение "государство - личность" пришло на смену отношению "государство - общество".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……з

1.Сущность, основные признаки и функции государства.
Причины и условия его возникновения…………………………………..……11
2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства…………………….….………....10
3.Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте …………………….15

Заключение…………………………………………………….………....……....12

Список использованной литературы………………………...…………………13

Файлы: 1 файл

1111.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

                                                 Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………..……з

 

1.Сущность, основные признаки и функции государства.

Причины и условия его возникновения…………………………………..……11

2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства…………………….….………....10

3.Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте …………………….15

 

Заключение…………………………………………………….………....……....12

 

Список использованной литературы………………………...…………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

 

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в  обществе с давних пор относятся  к числу основополагающих и остро дискуссионных в государство ведении. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам.

Социальное государство  является очередной ступенью эволюционного  развития государственности. Объективные  причины его возникновения связаны  с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение "государство - личность" пришло на смену отношению "государство - общество". Повышение роли человеческого фактора в результате научно-технического прогресса привело к необходимости более широкого учета потребностей людей, признанию их социальных прав и принятию государством на себя ряда социальных функций.

Почему государство  является основным институтом политической системы общества? Это объясняется  рядом причин. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.

 

Государство - явление  историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек.                  Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

Одновременно происходила  дифференциация социальной структуры  общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.

Эти и ряд других обстоятельств  послужили причинами возникновения  особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».

Многогранность такого феномена, как государство, предопределяет множественность научных подходов к пониманию его сущности.

Во-первых, в юридическом смысле. Государство в данном случае может быть представлено как юридическое лицо, правовой феномен. Государство выглядит не иначе как такой образ действий и порядок поведения людей, который обычно называют правовым порядком.

Во-вторых, понятие государства может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте государство должно рассматриваться как некая социологическая общность, социальная реальность, существующая независимо от правового порядка и правовой реальности. Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам, в результате чего возникает несколько доминирующих в обществе групп и отношений.

В-третьих, понятие государства может определяться как "система норм", "нормативный порядок" или же как "политически организованное общество".

Государство - политическая структура особого рода, возникшая  на определенном этапе общественного  развития и представляющая собой  центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

 

 

 

Признаки государства

 

Ø Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.

Ø Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории.

Ø Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. Высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство.

Ø Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.

Ø Право на взимание налогов и сборов с населения.

Ø Обязательность членства в государстве.

Ø Наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

 

Функции государства

 

Основные направления  деятельности государства называются функциями государства. Функции  делятся на внутренние и внешние.

 

Внутренние функции:

·  Охранительная - проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций.

·  Экономическая - государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

·  Социальная - государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.

·  Культурно-воспитательная - поощряется и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности.

·  Природоохранительная. Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира.

Внешние функции:

· Функция защиты из вне - нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

· Функция сотрудничества с другими странами - создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.). Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

Борьба с международной  преступностью - создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ.

· Участие в охране окружающей среды.

Охрана окружающей среды  становится составной частью программы  завершения строительства материально - технической базы в государстве. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.

 

 

 Категория "форма государства" означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в  нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

Элементами формы государства  являются:

· форма государственного правления

Характеризует порядок  образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства  подразделяются на монархические и  республиканские;

· форма государственного устройства

Отражает территориальную  структуру государства, соотношение  между государством в целом и  его составными территориальными единицами.

· политический (государственный) режим

 

Представляет собой  систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.

Таким образом, форма  государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы  государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

Признаки монархии:

1) власть передается  по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от  волеизъявления населения.

 

Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

Государства, имеющие  монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Многие люди связывают с монархией ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям.

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока  полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление).

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Информация о работе Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения