Сущность идеологической функции государства. Либерализм и неолиберализм. Консерватизм и неоконсерватизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 00:34, реферат

Описание работы

Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью, содержанием и стоящими перед ним целями и задачами. Следует заметить, что в настоящее в юридической литературе предлагается трактовка функций государства не только как направлений его деятельности, «но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы». Имеет ли эта точка зрения имеет под собой веские основания в настоящее время является дискуссионным вопросом.

Содержание работы

Сущность идеологической функции государства. …………….3
Либерализм и неолиберализм. …………………………………….5
Консерватизм и неоконсерватизм. ………………………………..7
Коммунистическая и социалистическая идеология.
Социал-демократия. …………………………………………………10
Фашизм. ………………………………………………………………..12
Идеологический дискурс…………………………………………....13

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Базовыми ценностями социал-демократического идеала признаются свобода, справедливость, солидарность. Они неосуществимы без механизма  демократии — политической, экономической, социальной, международной. Демократия, в понимании социалистов, не столько цель, а тем более самоцель, сколько необходимое средство реализации указанных базовых ценностей. Политическая демократия осуществляется в рамках свободных выборов и означает “возможность смены правительства мирным путем на основе законного волеизъявления народа”, с “гарантиями соблюдения прав личности и меньшинства”. Главным инструментом политической демократии является правовое государство, опирающееся на принципы конституционализма, верховенства права, разделения и сбалансирования властей, субсидиарности (разделения [c.684] компетенции), опоры на широкое местное самоуправление, плюралистического гражданского общества.

Экономическая демократия основывается на идее равенства  различных форм собственности и необходимости смешанной экономики. Рыночные механизмы должны дополняться государственным регулированием рынка в интересах всех граждан, принятием антимонопольных мер, ограничением крупного частного капитала и власти транснациональных корпораций.

Социальная  демократия ориентирует на создание достойных человека условий труда  и жизни, справедливое перераспределение  доходов в пользу нетрудоспособных слоев, социальную помощь нуждающимся.

Международная демократия обеспечивается преодолением неравенства в международном масштабе, устранением тоталитарных режимов и дисбалансов в соотношении военно-политических сил и вооружений, укреплением глобальной и коллективной безопасности.

Социалистические  идеи и ценности имеют своих приверженцев и в России. Их отстаивают Социал-демократическая партия РФ (А.Аверкиев, В.Болдырев), Республиканская партия (В.Шостаковский, В.Лысенко), Российский социал-демократический центр (О.Румянцев, А.Яковлев, Е.Шапошников), Фонд Горбачева, Социалистическая народная партия России (М.Шаккум). Идея российского социализма имеет свою специфику, наиболее четко выраженную в концепции СНПР.

Формула российского  социализма, отмечает Председатель СНПР М.Шаккум, “выводится на пересечении  двух ключевых принципов — справедливости и коллективизма. Это гармония частного и коллективного начал в обществе, увязка индивидуальных и общественных интересов через меру справедливости... Мы пожертвовали идеалами коллективизма ради примитивно понимаемого рынка. Мы разрушили комплекс социальных прав и гарантий ради обеспечения индивидуальных прав и свобод. Соблюдение и развитие цельного комплекса прав граждан является сегодня в России социалистическим лозунгом. Социалистической является формула: развитие рынка и частной собственности в той мере, в какой это не препятствует осуществлению всего комплекса прав человека... Российская экономика и государственность нуждаются не в реформах, а в восстановлении. Мы должны честно сказать народу: нужно восстановить экономику, управляемость страны, возродить великое российское государство. Это – стратегическая цель, это – главный лозунг России последних лет ХХ и первых лет ХХI века” .

Нельзя не отметить, что пока не сложилось единого  понимания российского социализма, что силы российских социал-демократов разрозненны. Между ними существует немало противоречий во взглядах на базовые ценности и пути их реализации. Опрос делегатов II программного съезда СДПР показал, что 47 процентов причислили себя к либералам, 10 – к социалистам, 34 – к центру. На выборах в Федеральное собрание (1993 и 1995 гг.) социал-демократы выступали не единым блоком, а порознь.

 

Фашизм.

 

Фашизм (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение) - идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются  следующими [шестью] признаками и чертами:

[1] обоснование  по расовому признаку превосходства  и исключительности одной, провозглашаемой  в силу этого господствующей  нации; 

[2] нетерпимость  и дискриминация по отношению  к другим «чужеродным», «враждебным»  нациям и национальным меньшинствам;

[3] отрицание  демократии и прав человека;

[4] насаждение  режима, основанного на принципах  тоталитарно-корпоративной государственности,  однопартийности и вождизма;

[5] утверждение  насилия и террора в целях  подавления политического противника  и любых форм инакомыслия;

[6] милитаризация  общества, создание военизированных  формирований и оправдание войны  как средства решения межгосударственных  проблем. 

 

Фашизм ведет  к полному отрицанию прав и  свобод человека, он несет в себе потенциальную и реальную угрозу миру и безопасности человечества.

Запрет дискриминации  и право на защиту от какой бы то ни было дискриминации становится общепризнанным принципом и нормой международного права, получает закрепление  во многих международно-правовых документах в области прав человека: во Всеобщей Декларацией прав человека (ст. 2, 7), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 26), в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 14). В 1965 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая вступила в силу 1 января 1969 года.

Действующий УК РФ содержит целый ряд статей, устанавливающих  уголовную ответственность за характерные  для фашизма действия, и позволяющих вести эффективную борьбу с наиболее опасными преступными деяниями профашистской направленности особенно такими, как организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества (ст. 212); возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282); публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354); геноцид (ст. 357).

Возрождение в  последние годы некоторых проявлений фашизма в странах Европы вывело задачу борьбы с ними на общеевропейский  уровень. Главы государств и правительств членов Совета Европы на своей встрече в Вене (1993 г.) приняли решение образовать комитет Совета Европы, цель которого состоит в создании и усилении гарантий против любых проявлений расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости, в стимулировании деятельности в этом направлении на местном, национальном и европейском уровнях.

 

Идеологический  дискурс.

Реальное сосуществование  и постоянное взаимодействие разнообразных  идеологических течений обозначаются в политической науке понятием «дискурс». С содержательной точки зрения оно предполагает целый спектр возможных вариантов духовного взаимодействия: от взаимного дистанцирования идеологий до их объединения и соответствующего синтеза тех или иных идеалов, норм, политических требований и прочих своих элементов. Причем как в мировом или, предположим, региональном масштабе, так и в рамках отдельно взятой страны могут складываться самые разнообразные и противоречивые тенденции идеологического диалога. Но духовный климат, образовавшийся в том или ином государстве, как правило, всегда испытывает влияние более масштабных идейных веяний, свойственных межгосударственным и мировым политическим процессам.

Реалии XX в. существенно  повлияли на характер идеологического  взаимодействия как в мире в целом, так и в отдельных странах. Если вторая половина прошлого века, проходившая под знаком интенсивного формирования и развития индустриального общества, несла на себе явный отпечаток идейной конкуренции социалистической и либеральной идеологий, то нынешнее столетие, знаменующее борьбу традиционных и модернизирующихся государств, поменяло и укрупнило акценты идейной дискуссии. Наряду с поощрением самых разнообразных идеологий главный водороздел оно провело между идейными течениями, защищающими идеалы гуманизма, человечности и демократии, а также доктринами, оправдывающими насилие, физическое при­нуждение и террор как основополагающие методы реализации своих целей.

Такое положение  предопределило и соответствующую  эволюцию идеологических систем: с  одной стороны, сближение и даже синтез определенных положений политических доктрин и философий либерализма, консерватизма, социал-демократии, христианско-демократической идеологии и ряда других учений, и противостояние им фашистских, экстремистских, шовинистических, расистских и иных аналогичных течений — с другой.

Сближение и  объединение реакционных идеологий  способствует поляризации общества и нарастанию политической напряженности  и в тех странах, где они  пользуются соответствующим влиянием, и на международной арене в целом. Особенно ярко это проявляется в фактах политического терроризма. Результатом же внутреннего сближения идеологических систем гуманистического направления, в частности, на Западе, стало возникновение ряда новых авторитетных идейных течений (неоконсерватизм) или, к примеру, существенное изменение соотношения между традиционно понимаемыми левыми и правыми политическими течениями. Эти ранее разведенные по оконечностям политического спектра позиции и ориентации в настоящее время все более сближаются и объединяются по вопросам демократии, признания прав человека в качестве главного критерия политики, защиты моральных и семейных ценностей, утверждения социальной открытости обществ и т.д. Таким образом, их различия касаются, по сути, частных вопросов текущей политики и выра­жаются скорее в разнице предвыборных обещаний, нежели в сфере принципиальных политических вопросов. Такая ситуация однозначно ведет к снижению остроты идеологического противоборства и утрате людьми партийно-идеологической идентичности. Например, многие из тех, кто голосует на Западе за те или иные партии, зачастую не считают себя сторонниками провозглашаемых и поддерживаемых ими идеологий.

В целом для  устойчивых, стабильных государств демократической  ориентации сегодня в основном характерна приглушенность идеологических споров. Там же, где борьба за выбор направления социально-политического развития продолжается, где различные группы ведут интенсивный диалог за приоритеты национальной политики, там идейное противоборство между идеологиями только обостряется, а внутренняя напряженность такого спора мешает их сближению и внутреннему синтезу. Подобная ситуация, способствующая росту политической напряженности в обществе, характерна, в частности, для современной России.

 

Основная литература:

 

 

1. Перевалов В. Д. Политология.  Учебник для вузов. - М., 2001. - Глава  4.

 

2.  Гаджиев К. С. Введение  в политическую науку - М., 1997. - Глава 3.




Информация о работе Сущность идеологической функции государства. Либерализм и неолиберализм. Консерватизм и неоконсерватизм