Сущность и содержание политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Вследствие этого осознанное формирование политической культуры как искусства объединенного цивилизованного проживания людей в государстве - это забота всего современного общества, главное условие его благополучия.
Цель данной работы - раскрыть понятие политической культуры, сущность и ее составляющие; рассмотреть характерные черты политической культуры современной России, что является весьма актуальным вопросом сегодня, в период построения свободного демократического государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Сущность и содержание политической культуры
Понятие политической культуры……………………………………………………………………4
Функции политической культуры…………………………………………………………………...7
Структура политических культур……………………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………………...12
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

В процессе реализации своих функций  политическая культура способна оказывать  тройственное влияние на политические процессы и институты.

Во-первых, под ее воздействием могут  воспроизводиться традиционные для  общества формы политической жизни. Причем в силу устойчивости ценностных ориентации в сознании человека такая  возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Поэтому и в периоды проводимых государством реформ целые слои населения могут поддерживать прежние политические порядки, противодействуя новым целям и ценностям.

Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций нередко заканчивается либо определенным возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения внутренне освоить новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития).

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для  общества формы социальной и политической жизни.

В-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах - некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса.

С другой стороны, в переходных процессах  нередко возрастает способность  политической культуры к дезинтеграции  систем правления, основанных на непривычных  для населения целях и ценностях.

Структура политических культур

Политическая  культура - явление полиструктурное, многоуровневое. Существует разнообразие мнений по вопросу количества компонентов политической культуры. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого (т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т. д.

Авторы первой концепции политической культуры Г. Алмонд и С. Верба в  качестве основных компонентов выделили три уровня политических ориентаций. Познавательные ориентации включают знания и мнения субъекта о политической системе, ее ролях и носителях этих ролей, о ее «входах» и «выходах». Аффективные (эмоциональные) ориентации отражают чувства, испытываемые субъектом по отношению к политической системе, к ее роли и персоналу. Оценочные ориентации содержат суждения и мнения относительно политических объектов.

Сторонник более широкой трактовки  политической культуры В. Розенбаум  считает, что ориентации людей относительно политической системы есть «базовые компоненты политической культуры». В  частности, он предлагает дифференцировать ориентации на следующие блоки:

- ориентации относительно институтов  государственного управления; в  этот блок входят ориентации  относительно режима (государственных  институтов, норм, символов, официальных  лиц) и относительно «входов» и «выходов» политической системы, выражающих оценку различных требований к государственной власти, ее решений, эффективности их реализации;

- ориентации относительно «других»  в политической системе, включающие  политическую идентификацию  (осознание принадлежности к нациям, государствам, жителям определенных районов и др.), политическую веру (означающую убежденность человека в позитивных или негативных последствиях действий взаимодействующих с ним людей) и выработку субъективных предпочтений относительно «правил игры» и господствующего правопорядка;

- ориентации относительно собственной  политической деятельности, включающие  оценку своей политической компетентности (при участии в политической  жизни, использовании при этом  определенных ресурсов), веру в свою способность оказывать реальное воздействие на институты власти.

Политические ориентиры и ценности могут структурировать политическую культуру и с учетом их различного значения и роли для формирования политической деятельности человека.

В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности. Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом, где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия (например, отношение к насилию и свободе, к индивидуальным и коллективным ценностям, к мирскому или религиозному сознанию, признанию либо неприятию идеологий и т.д.); гражданском - где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса (например, признание приоритета государства над личностью, либо наоборот - признание приоритета прав личности над правами государства; с этим связано и другое - отношение к пределам власти, к своим гражданским правам и обязанностям); а также на собственно политическом уровне ценностных представлений, где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима союзникам и оппонентам и т. д.

Э. Баталов вычленяет четыре основные группы политических ориентаций в структуре  политической культуры. В первую группу он включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к институциональному объекту (политической системе общества, его институтам, государству, партиям и т.д.). Вслед за Г. Алмондом и С. Вербой, политические ориентации неинституционального субъекта подразделяются Э. Баталовым на три вида: когнитивные (познавательные), эмоциональные (аффективные) и оценочные. Во вторую группу Э. Баталов включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к самому себе. Эти отношения фиксируют индивидуальное и групповое политическое самосознание, а также отношение одного неинституционального субъекта к другим.

Выделяют модели политической самоидентификации (соотнесение индивида с существующими  в обществе реалиями и институтами). Так, для американцев характерна отчетливо выраженная центристская ориентация, четкая партийная приверженность. Политическое самосознание включает и представления субъекта о собственных политических возможностях - оказание влияния на решение правительства на разных уровнях власти. Американская политическая культура характеризуется относительно высоким уровнем представлений американцев о своих политических возможностях. В третью - отношения между институтами политической системы (государства и партии, межпартийные и т.д.). Сюда входят более или менее устойчивые модели подготовки, принятия и осуществления политических решений, принципы регулирования отношений между государственными учреждениями и партиями. Анализ взаимоотношений институтов политической системы позволяет зафиксировать действующие в обществе правила политической игры на институциональном уровне. В четвертую группу включаются отношения институционального субъекта к неинституциональному субъекту, т.е. политических институтов и организаций к социальным группам и классам.

Дополнительную сложность и  противоречивость формированию и развитию политической культуры придает тот фактор, что отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Самый яркий пример - переоценка экономической политики, проводимой сначала советским, а затем и российским руководством: от всеобщей эйфории до почти поголовного отрицания и потери народного доверия. Другой пример - отношение к Президенту России, начиная от его первого избрания до нынешнего периода.

Выработка людьми ценностных ориентаций и соответствующих форм поведения  на основе групповых целей и идеалов  превращает политическую культуру в  совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д. В современной политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У. Розенбауму: «политическая субкультура, считает он, есть существующая в рамках политической системы совокупность индивидов, чьи политические ориентации заметно отличаются от ориентаций значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций». В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры (например, религиозные субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этнические в Азербайджане). В целом же наибольшим значением для жизни и политического развития общества обладает субкультура лидеров и элит, определяющая характер исполнения ее носителями специализированных функций по управлению политической системой.

Различия в выборе людьми тех  или иных ценностных ориентиров и  способов политического поведения  в немалой степени зависят  от их принадлежности к социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим  (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и проч.) группам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Политическая  культура - система исторически сложившихся, относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений и стереотипов поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политических отношений.

Фиксируя принципы, нормы и  институциональные механизмы их взаимоотношений, она тем самым обеспечивает воспроизводство политической жизни общества на основе исторической преемственности.

При этом выступает как объективная  данность, являющаяся не простым внешним  отражением существенных черт политического процесса, но его внутренней, органической частью.

В обобщенном виде для политической культуры характерными выступают следующие  черты:

  • является продуктом естественно - исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;
  • фиксирует устойчивые повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
  • имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой всю политическую жизнь конкретной страны;
  • обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;
  • координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов государства и личности;
  • предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;
  • характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Таким образом, политическая культура - важнейший критерий оценки политической жизни общества, показатель развития политической системы, отражающий тесную связь, взаимообусловленность политики и культуры.

Вплетенная в контекст существующих общественно-политических отношений, в структуру социальной деятельности, она возникает и эволюционирует вместе с этими отношениями: не только объясняет поведение и политические позиции людей, но и регулирует способы их поведения и во многом определяет политические процессы в обществе.

 

 

Список использованной литературы

1. Ахиезер А. Специфика российской  политической культуры и предмета  политологии (Историко-культурное исследование)  2002г.

2. Баталов Э. Политическая культура  России сквозь призму. – 2002г

3. Мелешкина Е.Ю., Толпыгина О.А.  Политическая культура. Политический  процесс: основные аспекты и  способы анализа: Сборник учебных  материалов / Под ред. Е.Ю. Мелешкиной. - М.: Сфера,- 2001.

4. Мухаев Р. Теория политики: учебник для студентов вузов  / Р.Мухаев. - М.: Приор-издат,- 2005.

5. Пивоваров  Ю.С. Русская политическая культура  (Общество, власть, Ленин) – 2002г

6. Пикалов  Г.А. Теория политической культуры: Учебное пособие / Г.А. Пикалов. - СПб.: Питер,- 2004.

7. Политология.  Курс лекций / Под общ. ред. Н.Н.  Колмаковой. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого,- 2002.

 

 


Информация о работе Сущность и содержание политической культуры