Сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Понятие государства, в настоящее время весьма актуально и должно занимать особое место в российском праве. Актуальность данной темы определена большим числом возникающих споров и находит практическое применение среди ученых-практикантов.

Содержание работы

Введение
1. Политическая власть и политическая система общества
2. Понятие и сущность государства
2.1 Понятие государства
2.2 Признаки государства
2.3 Сущность государства
2.4 Факторы, определяющие природу и сущность государства
3. Функции государства
3.1 Функции государства: понятие и основные признаки
3.2 Критерии классификации и виды функций государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

сущность гос-ва.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

     Оглавление 

Введение

1. Политическая власть и политическая система общества

2. Понятие и сущность государства

2.1 Понятие  государства

2.2 Признаки  государства

2.3 Сущность  государства

2.4 Факторы,  определяющие природу и сущность  государства

3. Функции государства

3.1 Функции  государства: понятие и основные  признаки

3.2 Критерии  классификации и виды функций  государства

Заключение

Список  литературы 
 

 

      Введение 

     Понятие государства, в настоящее время  весьма актуально и должно занимать особое место в российском праве. Актуальность данной темы определена большим числом возникающих споров и находит практическое применение среди ученых-практикантов.

     В настоящий период времени тема является достаточно изученной, что подтверждается её разносторонностью и всеобщей значимостью.

     Объектом  исследования является государство. Предметом исследования являются функции и признаки государства и его роль в политической системе общества.

     Государство, как это было показано выше возникает  тогда, когда развитие экономики  достигает определенного уровня, при котором существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта становится объективно невыгодной и для дальнейшего развития общества необходимо выделение определенного элитарного слоя, занимающегося управлением: либо в сфере политической (в "восточном" обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе).

     Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее  принадлежавшая всем его членам, приобрела  политический характер, стала осуществляться в интересах, прежде всего привилегированных социальных групп, классов.

     Однако  зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер в  условиях еще крайне низкой производительности труда появляется хотя бы у части людей возможность освободиться от повседневною тяжелого физического труда.

     Это приводит не только к существенному  улучшению социального управления, но и к возникновению науки  и искусства, к заметному росту  экономического и военного могущества такого общества.

     Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера  общинной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах главным образом привилегированной части общества.

     Поэтому классовый подход дает богатые возможности  для анализа характера такой  власти, для определения сущности государства.

     Государство – это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть.

     Территория  – это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном счёте, без территории государства не существует, хотя она может изменяться во времени.

     Одной из многочисленных форм расширения государства, его территориальной сферы является колониальная экспансия, следствием чего выступает образование крупных  империй.

     В подобных случаях колониальные зоны относятся к территориям империи, несмотря на значительные расстояния и социально-культурные различия между метрополией и колониями.

     Сущность  государства смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

     Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

     Целью исследования – является наиболее полное и углублённое изучение политической власти и политической системы общества, сущности государства, его признаков и основных функций. Данная тема является достаточно сложной и многогранной, что подтверждается её разносторонностью и всеобщей значимостью.

     Основными задачами курсовой работы являются:

     – раскрыть понятие государства;

     – исследовать возникновение, основные черты политической системы общества;

     – рассмотреть государство в политической системе общества;

     – проанализировать основные признаки и функции государства.

     Для написания курсовой работы был проанализирован  ряд источников, главным из которых, является Конституция РФ. Так же, при написании курсовой работы были использованы статьи и материалы судебной практики.

     Курсовая  работа состоит из двух глав, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на подглавы. В первой главе рассматривается  история возникновения и развития политической системы общества. Во второй главе более подробно рассмотрены особенности государства. 

     Далее, вся исследуемая информация обобщена в заключение. К курсовой работе прилагается два приложения, в  которых схематически изображена структура  курсовой работы.

     В процессе написания данной работы будут даны ответы на поставленные вопросы. 
 

 

      1. Политическая власть и политическая система общества 

     Политическая  система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.1

     Политическая  система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует  с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.)2.

     Политическая  система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип  политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.

     Политическая  система существует в политическом пространстве общества, которое имеет  территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций (партий, общественных организаций), действия политических институтов (власти политического центра и местного самоуправления), границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д.…

     Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы – ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также отношений между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д.

     Существование политической системы во времени  характеризуется как процесс  изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены  форм власти, становления государства  какого-либо нового типа, например, переход от политической системы феодального общества (с отношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра) к политической системе буржуазного общества (с обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и т.д.). Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд закономерностей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая завершается на рубеже эпохи при смене формаций кризисом централизма, децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух начал (при переходе от античных империй к ранней феодальной раздробленности, от феодальных монархий к буржуазному государству, от империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу демократизации), общий процесс усложнения системы и ее подсистем (появлением и умножением партий, развитием ассоциаций и т.п.), формализацию системы, ее юридическое оформление, расширение политического участия, т.е. более полное включение членов общества в политическую жизнь, в частности, формирование демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр., более полное сочетание гражданских и политических отношений, реорганизацию отношений власти и народа.

     Политическая  власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы. Слияние политической, эк-кой, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарный государствах. "Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике – наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике – разделение власти между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере – доступность образования, культурно-информационный плюрализм.

     Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других". Т.о. ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Структурные основания политической власти – законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как страх, интерес, убеждение.

     Реализация, осуществление власти подразумевает  взаимодействие между многими ее составными элементами. Законное право  разрабатывать и претворять в жизнь решений, от которых зависит создание и распределение ценностей, является самым важным атрибутом государственной власти. Неверие в возможности власти решить вопросы, связанные с обеспечением нормальных условий жизни и быта населения, вызывает его сопротивление государственной власти. Разумеется, возможности власти зависят от ее ресурсов. Ресурсы власти так же разнообразны как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Для выделения различных видов ресурсов власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности. Экономические ресурсы материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами власти. Так, например, доход и богатство, являясь экономическими ресурсами, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Но социальные ресурсы включают также и такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п. Культурно-информационные ресурсы знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна.3 
 

Информация о работе Сущность государства