Структура управления для полупрезидентской формы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

Под формой правления понимается организация власти, характери¬зуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве.
Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновремен¬но является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и. т. д.). В связи с этим все госу¬дарства по форме правления делятся на монархии и республики

Содержание работы

Введение. 3
Смешанная (полупрезидентская) республика 4
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

опыт зарубежного управления.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура управления для полупрезидентской формы  управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2012г

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение

Под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником,  то есть тем,  кому принадлежит власть в данном государстве. 

Формы правления  различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое  одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и. т. д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

  • как создаются высшие органы государства, и какого их строение;
  • как строятся взаимоотношения между высшими и другими    государственными органами;
  • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

В моей работе будет рассмотрена полупрезидентская (смешанная) форма управления.

 

Смешанная (полупрезидентская) форма управления

 

В данной форме правления характерно, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 года. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия. Особенно широкое распространение такая форма правления получила в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва).

Попробую  рассмотреть данную разновидность республиканской формы правления на примере Франции.

«Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).

Главная черта конституции 1958 г. — концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы государства и правительства — одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать «своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства». В этой же статье провозглашается, что президент является «гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров». Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.

Законодательный орган  Республики — парламент — играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат — Национального собрания и Сената. Основная функция парламента — принятие законов — сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства.

Правительство Франции — Совет министров, согласно ст. 20 Конституции, «определяет и ведет политику нации». В состав правительства входят премьер-министр — глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку. В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность.

Конституционный совет — особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.

Процесс концентрации политической власти в  руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие возможности для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и «через его голову».

Президент республики избирается сроком на семь лет путем  всеобщего и прямого голосования. Президент республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, которые — если будут сняты кандидатуры, находящиеся в более благоприятном положении, — окажутся получившими наибольшее количество голосов в первом туре.

Время голосования устанавливается  решением правительства. Избрание нового президента происходит не менее чем  за двадцать и не позднее чем за тридцать пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в должности.

В случае вакантности  поста президента республики, по какой бы то ни было причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих обязанностей, установленных конституционным советом, который запрошен об этом правительством и который принимает решение абсолютным большинством голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются председателем сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия, — то правительством.

В случае вакантности  и, если препятствие объявлено конституционным советом окончательным, голосование по выборам нового президента происходит — кроме случая непреодолимой силы — не менее чем через двадцать и не позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии или объявления об окончательном характере препятствия.

Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания  выдвижения кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении  быть кандидатом по меньшей мере за 30 дней до названной даты, скончается или у него возникнут препятствия, то конституционный совет может принять решение о переносе выборов.

Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался  или у него возникли препятствия, то конституционный совет принимает  решение о переносе выборов.

В  случае смерти или возникновения  препятствий у одного из двух кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном  положении в первом туре до возможного снятия кандидатур, конституционный  совет объявляет о новом проведении всех избирательных операций; подобным же образом он поступает и в случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, оставшихся для участия во втором туре.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных  органов. Формально-юридические полномочия президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра или ответственных министров. Практически существуют и другие личные полномочия, в частности — премьер-министр назначается без контрассигнации.

Наиболее важным личным полномочием президента Франции  является право роспуска Национального  собрания, которое ограничено лишь тремя условиями: 1) не может быть произведен роспуск в течение  года, следующего после предыдущего  роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения; 3) временным президентом республики, т. е. председателем Сената, занимающим вакантную должность главы государства до избрания нового президента.

Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей, который, не противореча конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов.

Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести чрезвычайное положение в  стране. Статья 16 конституции позволяет ввести президенту настоящую единоличную диктатуру, во время которой он принимает все меры, которые, по его представлению, диктуются обстоятельствами. Но в этой статье оговариваются два условия для введения чрезвычайного положения: первое — должно наличествовать одно из четырех требований — серьезная и непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных обязательств; второе — должно быть нарушено нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с конституцией. Однако отсутствие достаточных юридических и политических гарантий, делает право введения чрезвычайного положения наиболее грозным оружием в руках президента. Для его введения глава государства обязан лишь получить «официальную консультацию» у премьер-министра, председателей палат и Конституционного совета и обратиться к нации с посланием. Сдерживающим органом в этой ситуации должен был бы стать парламент, но практически он не обладает контрольными функциями. Правда, парламент в это время не может быть распущен и он вправе передать дело о государственной измене президента в Высокую палату правосудия, но понятия государственной измены весьма расплывчато и не существует  официального толкования этого термина.

Президент практически  снизу доверху формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников. Президент — глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированное конституцией право президента вводить в действие стратегические ядерные силы, это право предусмотрено простым декретом от 14 января 1964 г.

В области международных  отношений президент заключает  и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов правительства.

В судебной области президент — обладатель традиционного права главы государства — права помилования. Президент находится на вершине судебной власти, являясь гарантом ее независимости.

Вторая часть полномочий главы государства, требующая контрассигнации  премьер-министра или министров, также  весьма значительна. Он председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. С контрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют Конгресс для ратификации поправок.

Правительство Франции — коллегиальный орган, состоящий из премьер-министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет министров — собрание министров под председательством Президента республики, и кабинет министров — собрание министров под председательством премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции правительству.

Правительство назначается следующим образом: Президент республики подбирает  кандидатуру и  назначает премьер-министра. Премьер-министр подбирает министров  и представляет их президенту, который  их назначает. При выборе кандидата  на пост премьер-министра президент обладает значительной свободой. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при голосовании в Национальном собрании не было оказано в доверии премьер-министру.

Правительство Франции — коллегиальный орган, состоящий из премьер-министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет министров — собрание министров под председательством президента и кабинет министров — собрание министров под председательством премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции правительству. Все акты, исходящие из этого органа, подписываются президентом республики. Премьер-министр может председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только по специальному уполномочию президента и по определенной повестке дня. Позиция премьер-министра, как и президента, на практике весьма неоднозначна и его роль в управлении зависит от партийного состава Национального собрания.

Информация о работе Структура управления для полупрезидентской формы управления