Структура политического сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 08:10, контрольная работа

Описание работы

Политическое сознание выступает как существенный фактор политики, в значительной степени определяющий функционирование политической системы общества, направленность политических процессов, характер политической деятельности и поведения людей. Оно составляет субъективную основу функционирования политической системы и выражает рациональную сторону поведения каждого отдельного человека, тесно связано с политической культурой и во многом определяет ее, в обобщенной форме выражает степень знакомства личности с политикой. Порою кажется, что именно политические идеи, превращенные в лозунги и программы действий, определяют ход политических событий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие «политическое сознание», его структурные компоненты 4
2. Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования 7
3. Объясните смысл запрета на создание государственной идеологии, записанного в Конституции РФ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

Политология к.р.docx

— 63.94 Кб (Скачать файл)

 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3

  1. Понятие «политическое сознание», его структурные компоненты         4
  2. Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования                                                  7
  3. Объясните смысл запрета на создание государственной идеологии, записанного в Конституции РФ                                                                 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                     16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             ВВЕДЕНИЕ       Политическое сознание выступает как существенный фактор политики, в значительной степени определяющий функционирование политической системы общества, направленность политических процессов, характер политической деятельности и поведения людей. Оно составляет субъективную основу функционирования политической системы и выражает рациональную сторону поведения каждого отдельного человека, тесно связано с политической культурой и во многом определяет ее, в обобщенной форме выражает степень знакомства личности с политикой. Порою кажется, что именно политические идеи, превращенные в лозунги и программы действий, определяют ход политических событий. При этом таких идей бывает множество и все они различны, что естественно возникает желание объяснить, почему именно эти, а не другие политические идеи, ценности и предпочтения одерживают верх в ту или иную эпоху. Кроме того, попадая в ситуацию, требующего от каждого из нас реально политического выбора, мы стремимся по мере сил разобраться в хаотичном многообразии сегодняшних политических лозунгов и программ. Политология не может предопределять наш личный политический выбор. Но она может и должна создавать условия такого выбора, т.е. показать, как функционирует сфера политического сознания, каковы способы его существования, а так же механизмы образования и развития.  
 Целью данной работы является изучение структуры политического сознания. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:         1. Раскрыть понятие "политическое сознание", его структурные компоненты.           2. Рассмотреть политическую идеологию и психологию. Их основные элементы, функции и особенности формирования.     3. Объяснить смысл запрета на создание государственной идеологии, записанного в Конституции РФ. 

  1. ПОНЯТИЕ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ», ЕГО СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Политическое сознание как  сфера общественного сознания является отражением тех отношений, которые  складываются внутри общества между  различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования  власти, то есть - политических отношений. Структура политического сознания достаточна сложна. Она имеет множество самых разнообразных измерений. И чтобы в них не запутаться, выделяя структурные элементы политического сознания, необходимо каждый раз ясно представлять себе, по какому основанию производится это выделение. А оснований таких немало. Для начала подчеркнем, что политическое сознание – это форма общественного сознания, следовательно, оно формируется как сознание групповое, корпоративное. А так как социальных групп в обществе много, то вполне правомерно выделение особенностей политического сознания в зависимости от его носителя, субъекта, т.е. какой-либо социальной общности. В качестве таких субъектов политического сознания могут выступать, классы, сословия, нации, возрастные группы (молодежное политическое сознание, например), территориальные и т.д. Другим ведущим основанием выделения структурных элементов политического сознания являются глубина и адекватность постижения им политической реальности. По этому критерию выделяют уровни политического сознания – теоретический и обыденный, идеологический и психологический[5].      Рассматривая структуру политического сознания следует отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в нем выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами являются политическая наука (теории, концепции, гипотезы и т.д.), политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), политическая психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.). По уровню отражения политической реальности политическое сознание может быть теоретическим и обыденным. Политическая теория - это воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, концепций и т.д[7]. Задача теории - выработка систематизированного знания о политике, позволяющего объяснить её возникновение и последующее развитие. Обыденное политическое сознание – это стихийно формирующиеся представления социальных групп о политике, деятельности ее институтов и их представителей. Это сознание нестабильно, ибо зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. Такая характеристика обыденного политического сознания не означает какой-либо его ущербности или неполноценности. В этом сознании нет прогнозов, теоретических обобщений. Обыденное сознание противоречиво. С одной стороны, в нем содержится здравый смысл, а с другой, его выводы не всегда бывают справедливыми, т.е. его возможности ограничены. Носителями обыденного сознания являются все члены общества, и оно выполняет масштабную роль, отражаясь в массовых политических настроениях. Способом выражения обыденного сознания является общественная психология, в структуру которой включаются такие элементы, как потребности, интересы, ценности, традиции, обычаи, эмоции, чувства и т.д.[5]. Два других уровня политического сознания - политическая идеология и политическая психология. Различие политической идеологии и психологии идет по тому же основанию – глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыденного сознания. Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.). Объемы понятий "политическая идеология" и "политическая теория" частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории - это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о "сущем" (о том, что есть), но и о "должном" (о том, что должно быть) в обществе, что лишает твердой теоретической почвы[7].           Другим уровнем политического сознания, парным идеологическому, является политическая психология. Она представляет собой совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие "политическая психология" включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные(неосознаваемые), не контролируемые сознанием элементы - мотивы, предпочтения, установки и т.д. Сложность структуры политического сознания обусловлена ещё и тем, что в ней присутствуют  "внесистемные" элементы, которые ещё не потеряли своей функциональной полезности. Это такие своеобразные феномены, как политические мифы и утопии. Мифологией называют мистифицирующий способ объяснения природной и социальной реальности на ранних стадиях общественного развития. Мифу свойственны принципиальная алогичность, безразличие к противоречиям, антропоморфизм (объяснение любых явлений через перенесение на них отношений между людьми), культ богов и героев.  Подобные черты можно обнаружить и у многих современных идей и доктрин. Идеи национальной или расовой исключительности, безусловного превосходства социализма, принципиальной непогрешимости политических вождей, существования мировых заговоров (сионистских, масонских) и прочее демонстрируют явное родство с мифологией. Эта архаичная форма сознания регулярно воспроизводится в политике ввиду своей простоты, логической непритязательности и одновременного требования благоговейного почтения к любому содержанию мифа. Своеобразной рационализированной формой мифа можно считать утопии - изображения идеального общественного строя, лишенные научного обоснования. Утопическими эти изображения называют потому, что их практическая реализация в принципе невозможна, нереальна (слово "утопия" в переводе с греч. означает "место, которого нет"). Утопия, по определению, осуществиться не может, но она может вдохновить и направить людей на борьбу за изменение существующей реальности. Служить препятствием абсолютизации современных порядков, догматизации мышления - вот главная функция утопических идей. Полное исчезновение утопий было бы вредно для общественного сознания[1, с.164].     Впрочем, политические мифы, утопии - это "периферийные", "пограничные" элементы политического сознания.

  1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ. ИХ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Наиболее влиятельными формами  политического сознания являются политическая идеология и политическая психология.  В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя. Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.  Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее[6].       Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.  Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений, когда в массовое политическое действие вовлекаются огромные слои населения. Движение Реформации в XVI веке. Английская (1642-1649 гг.) и Французская (17889-1794 гг.), буржуазные революции раскрыли роль идеологии как детерминанты политики. Именно современная политическая история показала, как идеологические представления мобилизуют, направляют и активизируют деятельность людей. Центральное положение идеологий в структуре политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функционирования, к которым обычно относят:              -  целостность, систематичность представленного в идеологии знания, использование средств познания теоретического уровня;      - появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихийно, «сама собой» идеология не складывается);             - изначальную нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов;         - обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.);            - апелляцию к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов;           -  склонность к некоторой лакировке действительности[3].     К числу ведущих функций идеологии относятся:       - целеобразующая формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть;    -программно-практическая - перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования;            - интегративная — сплочение, формирование единства социальной группы;   - мотивирующая - побуждение людей к политической активности;    - коммуникативная - формирование особого языка политического общения — знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков». 

Таково в целом назначение идеологии в современном мире. К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне это разветвленные  комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий  различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются  настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы  мышления, определяющие отношение людей  ко всему окружающему миру[4].  

Либерализм (от лат. liberal is — свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны: индивидуализм — на первом месте находятся интересы личности, а не общества или другой социальной группы; свобода - свободе отдается приоритет перед другим и ценностями, считается, что она может быть ограничена только свободой другого человека; гарантируется также свобода предпринимательства; разум — самое рациональное решение будет самым правильным, а эмоции, чувства и привязанности имеют второстепенное значение; равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы (однако это не означает, что у всех должны быть одинаковые доходы или социальное положение); толерантность — все должны терпимо и уважительно относиться к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм; согласие - политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии; конституционализм — власть ограничивается законом, а система политических сдержек и противовесов должна быть оговорена в конституции. В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости[3].

Консерватизм (от лат. conservare — охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны: традиционность — уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим; несовершенство человека  — всякий человек воспринимается консерватизмом как ограниченный, зависимый, эгоистичный; только жесткий социальный контроль может заставить его действовать на общее благо; иерархичность — естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе; порядок — общество может существовать только в том случае, если государство установит в нем закон и порядок; патернализм — государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов; собственность - консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности. В XX в. сформировался неоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности — защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции[6].

Социалистическая  идеология (от лат. socialis — общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются: равенство — всякое социальное неравенство должно быть ликвидировано; приоритет общества - индивид зависит от общества и все его действия социально заданы; интересы общества выше интересов личности; коллективизм — все люди связаны узами духовного братства, а коллективное взаимодействие эффективнее усилий одиночек; общественная собственность - частная собственность является источником неравенства и должна быть заменена общественной; массовость — социализм рассматривает политику как борьбу классов угнетателей и угнетенных; цель социализма — установление бесклассового общества; плановое хозяйство — экономика полностью регулируегся государством для обеспечения потребностей населения.

Социал-демократическая  идеология является вариантом социалистической идеологии. Как утверждают сторонники этой идеологии, переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным. Механизм этого перехода — не революция и насилие, а социальные реформы.  Коммунистическая идеология — еще один вариант социалистической идеологии. Ее теоретическое обоснование было предпринято К.Марксом и В.И. Лениным. Коммунисты считают, что реформы не способны привести общество к установлению социальной справедливости, так как правящие классы не захотят добровольно отдать свою власть. Поэтому единственно верный путь — революционное насилие, которое должно уничтожить капитализм. Идеалом для коммунистической идеологии является бесклассовое коммунистическое общество, в котором реализован принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям»[4].         Политическая психология нередко имеет более существенное значение для политики, чем другие формы политического сознания. Она представляет собой совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их (людей) политического поведения и непосредственного взаимодействия с институтами. Признание такого духовного образования ориентирует научные исследования на переход от рассмотрения человека как носителя определенных политических функций, статусов, прав и доктрин к анализу его конкретных чувств и психологических механизмов, которые управляют поведением индивидов, групп и массовых общностей. В этом отношении учитываются уже не свойства абстрактного «человека политического», а конкретные способности индивидуальных или групповых субъектов к межличностному (межгрупповому) общению и сплоченности, особенности их восприятия политических явлений, интенсивность ожиданий, особенности темперамента (общительность, чуткость, тревожность сознания), механизмы привлечения внимания и внушения, подражания и заражения, структура предпочтений (социометрическая структура) и другие психические реакции[2]. О принципиальном значении политических чувств и эмоций в политике говорили многие ученые. Например, Аристотель, полагая политику как форму общения государства и гражданина, писал, что правителям «...нужно знать настроения лиц, поднимающих восстания, ...чем собственно начинаются политические смуты и распри»; Декарт писал о шести чувствах, которые движут человеком в мире и власти; Макиавелли, утверждавший, что «править — значит заставлять людей верить», специально указывал, что различия в настроениях выступают основной причиной «всех неурядиц, происходящих в государстве». Многие ученые были уверены в существовании «души народа» (В.Вунд, Г.Лебон), описывали «психические эпидемии» (например, во время революций), приступы народного самосуда, опьянение людей свободой или жаждой мести, массовые психозы и т.д. Политическая психология обобщенно характеризует подобные (от индивидуальных до массовых) аффекты[3]. При этом она включает в себя как универсальные чувства и эмоции человека, специфически проявляющиеся в политической жизни (гнев, любовь, ненависть и др.), так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни (чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам, чувства подвластности государству и т.п.). Однако различная роль этих чувств и эмоций предопределяет двоякое значение психологии в политической жизни. С одной стороны, она выступает тем духовным явлением, которое опосредует все разновидности политического мышления и поведения человека, придает форму всем субъективным проявлениям его мыслительной и практической активности. В этом отношении политическая психология представляет собой тот внутренний механизм преобразования человеческих представлений, который органически вплетен в политический процесс, но при этом может и не играть никакой самостоятельной роли в поведении человека[2]. Неустранимость из политической деятельности универсальных психических способов взаимодействия и общения людей превращает психологию в своеобразный универсальный измеритель всей политики в целом. Иными словами, власть, государство, партии, разнообразные политические поступки субъектов, а также другие явления политики представляются как те или иные формы психологического взаимодействия людей. В связи с этим в политологии сложилось целое направление, представители которого абсолютизируют роль психологических факторов. Они однозначно сводят все причины возникновения революций и тираний, демократизации или реформирования государства и общества к психологическим основам политического поведения людей. Даже массовые политические процессы объясняются психологическими качествами индивида или малой группы (Э.Фромм, Г.Олпорт, Е.Богарус и др.). В этом случае «человек политический» понимается как продукт личностных психологических мотивов, перенесенных в публичную сферу (Г.Лассуэлл). Сама же политика практикуется как «явление психологическое в первую очередь, а потом уже идеологическое, экономическое, военное и др.». С другой стороны, политическая психология представляет собой генетически первичную, эмоционально-оценочную реакцию политического сознания и тот специфический духовный фактор, который оказывает самостоятельное воздействие на выработку мотивов и политическое поведение человека, отличаясь при этом от влияния, например, его рациональных или ценностных побуждений. Как писал Й.Хейзинга, «непосредственные проявления страсти», создавая внезапные эффекты, способны «вторгаться в политическую жизнь в таких масштабах, что польза и расчет... отодвигаются в сторону». Общеизвестно, что спокойствие чувств, эмоциональное привыкание людей к складывающейся в государстве ситуации является главным фактором устойчивости режимов. Не случайно, как отмечает ряд российских ученых, «власть интересуют не мнения общества... а настроения», которые «могут охватывать миллионы. ...Настроения, охватившего массу, достаточно, чтобы все изменилось»[4].

Информация о работе Структура политического сознания