Структура института Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность представленной работы заключается в том, что по сей день институт президента является чем-то закрытым, неизвестным для обычного обывателя, и до конца неопределенным органом государственной власти. Данный аппарат начинает свое укрепление только в начале 2000-ых годов, время когда реформируются законодательная и исполнительная власти. Сложности реализации политических и социально-экономических преобразований в стране, экономическая неравноценность регионов России и ряд других факторов обуславливают сочетание первостепенной задачи по выработке согласованных мер, обеспечивающих поступательное развитие государства, с проведением жесткой исполнительной дисциплины.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие института президента РФ
1.1 Общая характеристика и развитие института президента РФ
1.2 Порядок избирания президента РФ
1.3 Конституционно-правовой статус Президента РФ как главы государства
1.4 Функции и полномочия Президента Российской Федерации
Глава 2. Структура института Президента РФ
2.1 Администрация Президента Российской Федерации
2.2 Структура Администрации Президента Российской Федерации
2.3 Совещательные и Консультативные органы при Президенте РФ
Заключение
Список используемых источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по КПРФ.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность  представленной работы заключается  в том, что по сей день институт президента является чем-то закрытым, неизвестным для обычного обывателя, и до конца неопределенным органом  государственной власти. Данный аппарат  начинает свое укрепление только в начале 2000-ых годов, время когда реформируются законодательная и исполнительная власти. Сложности реализации политических и социально-экономических преобразований в стране, экономическая неравноценность регионов России и ряд других факторов обуславливают сочетание первостепенной задачи по выработке согласованных мер, обеспечивающих поступательное развитие государства, с проведением жесткой исполнительной дисциплины. Вследствие чего в данной работе представлены более систематизированные данные по вопросу президентства Российской Федерации.

На сегодняшний  день по вопросу совершенствования  правовой базы института президентства  Российской Федерации наметился  целый круг весьма актуальных проблем. Пожалуй, ключевой из них является проблема взаимоотношений между Президентом и Правительством. Существует расхожее мнение, что любой мало-мальски серьезный конфликт между Президентом и Правительством всегда плохо кончается, подрывая всю систему государственной власти. Однако, как известно, полностью “бесконфликтное единство грозит перерасти в элементарную политическую атрофию”, что тоже может привести к весьма печальным последствиям. Выходом из этого непростого положения может стать ответственное Правительство (или, как его еще называют, Правительство парламентского большинства), занимающее как бы серединное положение между главой государства и народным представительством. Так, в 1998 г. после отставки Правительства во главе с С.В. Кириенко Президент Б.Н. Ельцин дважды вносил в Государственную Думу кандидатуру В.С. Черномырдина на пост Председателя Правительства, и дважды Государственная Дума отклоняла его кандидатуру. Тогда с целью избегания парламентско-правительственного кризиса Президент был вынужден провести ряд “консультаций”, в ряде чего Государственной Думе была предложена компромиссная кандидатура Е.М. Примакова, которая и была поддержана большинством депутатов. Прошедшие 2 декабря 2007 г. выборы в Государственную Думу вновь подвели нас к данному вопросу. Сформировалось парламентское большинство: партия “Единая Россия” получила 315 мандатов. Есть надежда, что существенно повысится доверие населения к партиям. Ведь оно зависит не от того, как формируется парламент, а от того, как партии могут повлиять на ситуацию в стране. Президент же в этом случае мог бы выполнять роль гаранта стабильности, всегда имея под рукой конституционную возможность сформировать так называемое техническое Правительство в случае любого парламентско-правительственного кризиса.

Термин «президент»  происходит от латинского «Praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент - это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение таких  вопросов, как становление института  президента, порядок выборов и правовой статус президента РФ, его полномочия, структура института президента.

Деятельность  Президента Российской Федерации охватывает фактически все сферы жизни общества и государства. Его функции настолько  многогранны, что для их обеспечения разработана достаточно сложная система президентского института, который представлен его администрацией, совещательными и иными вспомогательными органами. Он включает как структуры, ориентированные на обеспечение конкретных функций и полномочий главы государства, так и органы, деятельность которых носит комплексный характер. Функционирование всей президентской системы осуществляется только посредством деятельности каждого элемента.

По предложению  председателя Правительства Президент  утверждает своим указом систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Под системой понимаются виды органов исполнительной власти, а под структурой - конкретные органы, относящиеся к тому или иному  виду. Поскольку вопрос о системе  органов исполнительной власти в законодательстве не урегулирован, эта система устанавливается указами Президента. Так, проводимая в последние годы административная реформа получила завершение путем издания Указа Президента от 9 марта 2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В Указе определяются виды и содержание функций данных органов, их правовой статус и взаимоотношения. Указом Президента определяется и структура федеральных органов исполнительной власти. При этом решаются вопросы о том, какие органы упраздняются, какие преобразуются или образуются.

На основе своих  конституционных полномочий Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами непосредственно руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти. К ним относятся: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Минюст, 12 служб и 1 агентство. Президент своими указами определяет функции этих органов, утверждает Положения о них, назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия, вытекающие из его статуса как Верховного Главнокомандующего, Председателя Совета Безопасности, гаранта суверенитета Российской Федерации, государственной целостности России и ее независимости.

Президент регулярно  проводит встречи с председателем  Правительства, федеральными министерствами, на которых Президент получает необходимую  ему информацию и обращает внимание на актуальные проблемы как всей системы исполнительной органов государственной власти, так и отдельных отраслей управления. Президент принимает меры к тому, чтобы в деятельности государственных служащих соблюдались принципы, обеспечивающие их ответственность перед государством, обществом и гражданином.

Основными источниками  являются литературные издания 2000 - 2008 гг. За основу взяты такие научные  издания как “Современная организация  государственных учреждений России”, “Конституционное право”, “Конституция РФ”. В числе исследуемых тем: институт президентства, исполнительная власть, судебные органы, парламент России. А также использовались различные периодические издания 2007 - 2008 гг., позволяющие оперативно выявлять событийный ряд. Они содержат информацию о различных точках зрения на те или иные события, касающиеся функционирования государственного аппарата.

В данной работе представлен метод аналитического обзора литературных изданий и системный  подход к изучению структуры института президентства Российской Федерации. Подробно разобран граф института президента по двум ветвям и уровням власти.

Глава 1. Развитие института президента Российской Федерации

    1. Развитие института  президента РФ.

    Наличие института  президента является традиционным для большинства государств мира. Так, по данным 1999 года, из 183 стран, входивших в Организацию Объединенных Наций, более чем в 130 предусматривалась должность президента.

    В Российской  Федерации институт президента  появился сравнительно  недавно, Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей ХХ века, такого рода институт был органически чужд. Конституционно провозглашаемое полновластие Советов, соединение в них законодательной и исполнительной власти были несовместимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти президента.

   Еще при всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 года вносилось предложение учредить в СССР пост президента. Сталин в своем докладе о проекте Конституции СССР решительно отверг это предложение, указав, что в СССР есть коллегиальный президент – Президиум Верховного Совета СССР. Последнему были действительно присущи некоторые функции, которые обычно возлагаются на президента: он назначал послов СССР в иностранных государствах, при нем были аккредитованы послы иностранных государств, вручавшие ему свои верительные и отзывные грамоты; он принимал в гражданство СССР, решал вопросы о выходе из гражданства СССР и лишения гражданства; награждал орденами, присваивал почетные звания; при установленных условиях мог распустить Верховный Совет СССР и др. Однако и наличие таких полномочий не  позволяло характеризовать Президиум Верховного Совета СССР как орган, осуществляющий функции президента, хотя бы и коллегиального.

    Президиум  включался в систему Советов,  избирался Верховным Советом,  был ему подчинен.

    Конституция СССР 1977 г. Более развернуто охарактеризовала правовой статус Президиума. Он определялся как « постоянно действующий орган Верховного Совета СССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями».

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Общая характеристика  и тенденции развития

После принятия новой конституции «О Президенте РСФСР» был признан недействительным основным документом, регламентирующим организацию и компетенцию института президента Российской Федерации, стала сама Конституция Российской федерации 1993г. Она, сохранив за президентом большинство принадлежавших ему к тому времени полномочий, кардинальным образом изменила его конституционный статус. Президент становился главой государства, а не высшим должностным лицом и главой исполнительной власти, как это было ранее.

Новое содержание президентской власти еще в ходе работы Конституционного совещания один авторов президентского проекта Конституции С.С. Алексеев охарактеризовал так: «Глава государства - это глава. Его ответственность - за целостность государства. Он принимает меры, чтобы работал весь государственный аппарат, предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует Правительство. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Причем Федеральное Собрание - это законы. Правительство - это управление. Суды - это правосудие. Каждый занимается своим профессиональным делом, не претендуя ни на что другое. Вот почему через проект протянута идея президентского начала. Но президентское начало как главенствующее». Такое толкование президентского института оказалось созвучно буквальному переводу с латинского слова «президент» (presides) - «сидящий впереди».

Налицо два  обстоятельства, обусловившие новый  подход к определению статуса  Президента Российской Федерации. Во-первых, закрепление уже реально сложившегося положения в системе органов государственной власти. Полномочия президента, расширенные в ходе противостояния с союзным центром и вытребованные в период политической конфронтации с Верховным Советом, были значительно шире, чем те, которыми мог быть наделен глава исполнительной власти. Во-вторых, это была попытка апеллировать в условиях политической нестабильности к «высшему арбитру», способному преодолеть кризисные ситуации и обеспечить не только эффективное функционирование государственного аппарата, но и целостность государства.

В связи с  этим президент как глава государства  сохранит в своих руках полномочия по отношению к исполнительной власти, а механизм взаимодействия с двумя  другими создаст условия для  реализации возложенных на него функций.

Российская  Федерация определяется как президентско-парламенская республика. Для нее характерны, прежде всего, особый статус президента, который выводит за триаду властей, а также ответственность правительства  как перед ним, так и перед парламентом. С президентской республикой ее объединяет, то что президента избирают непосредственно избиратели и он независим от парламента; в его в его компетенции находятся назначение главы правительства и руководителей министерств и ведомств. В свою очередь, элемент парламентской республики заключается в необходимости согласования с парламентом кандидатуры на пост главы правительства. Несмотря на смешенный характер формы государственного правления, в России весьма заметна концентрация власти именно в руках президента, единолично осуществляющего руководство внешней политикой, всеми силовыми ведомствами, расстановкой руководящих кадров и т.д.

После конституционного оформления в 1993г институт президентства  прошел в своем развитии несколько  этапов. Первый этап приходится на 1993 г. - конец 1990-х годов - время практического оформления механизма и способов реализации конституционных полномочий Президента России. Начались разгосударственные собственности и строительство новой государственности. Одним из существенных завоеваний стала свобода средств массовой информации. Второй этап - 1999 - начало 2000-х годов. К этому времени стало очевидно, что многие из намеченных реформ, несмотря на все предпринятые меры, далеки от своего завершения (судебная, местного самоуправления), работа самого государственного аппарата неэффективна и несогласованна. Это активизировало разработку комплекса мер по решению наиболее насущных проблем. Среди них - укрепление единой системы исполнительной власти, преодоление сепаратистских настроений на региональном уровне и др. Довольно быстро был положен конец имевшей место прежде губернаторской вольнице.

Первым шагом  на пути стало создание федеральных  округов и института представителей президента в них, главная задача которых состояла в приведении в соответствие законодательства субъектов Федерации с Конституцией России и федеральным законодательством.

Поначалу первые наиболее строптивые лидеры республик  высказались в том духе, что  не их законодательство не соответствует  федеральной Конституции, а она не соответствует их правому полю.

Такое явление  вполне справедливо было расценено  как посягательства на основные принципы федерального государства. Теперь стояла задача укрепления Федерации, укрепления государства.

Сложности реализации политических и социально-экономических преобразований в стране, экономическая неравноценность регионов России и ряд других факторов обусловили сочетание первостепенной задачи по выработке согласованных мер, обеспечивающих поступательное развитие государства, с проведением жесткой исполнительной дисциплины, что не могло не сказаться на расширении полномочий президента. Например, общаясь с посланием к Федеральному Собранию в июле 2000 г., В.В.Путин заговорил об институте федерального вмешательства. Буквально через три недели в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» были внесены изменения, по существу регламентирующие эту процедуру. Президент при соблюдении определенных условий наделялся правом роспуска регионального законодательского собрания и отрешения высшего должностного лица субъекта Федерации от должности. Аналогичные возможности он получил и относительно органов самоуправления.

Информация о работе Структура института Президента РФ