Становление многопартийности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:49, доклад

Описание работы

Нужно сказать, что выбор на последнего пал из-за его возраста. На момент пленума Михаилу Сергеевичу было 54 года. Он принадлежал к поколению 60-ков, что в политбюро образца 1985 г. Считалось довольно молодым возрастом. Так же сыграли личные качества. «Он не злоупотреблял спиртным, гладко говорил, обладал присущим только западным политикам опережающим обаянием». Наконец имел за плечами два высших образования – юридический факультет Московского Государственного Университета и Ставропольский сельскохозяйственный институт. Гуманитарий и хозяйственник в одном лице!Это и многое другое выгодно отличало его от его конкурентов в борьбе за власть погрязших в коррупции и злоупотреблении властных полномочий.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

 

Глава 1. Возникновение политических партий на рубеже 1980 – 1990 г.г.

 

1.1.Кризис советской однопартийной  системы.

 

Всё начинается с  11 марта 1985 г. Со смерти генерального секретаря  ЦК КПСС К.Черненко. Тогда же состоялся пленум, на котором из 3 претендентов (В. Гришина; Г. Романова и М. Горбачёва) был избран Горбачёв.

 Нужно сказать, что  выбор  на последнего пал из-за его  возраста. На момент пленума Михаилу  Сергеевичу было 54 года. Он принадлежал  к поколению 60-ков, что в политбюро образца 1985 г. Считалось довольно молодым возрастом. Так же сыграли личные качества. «Он не злоупотреблял спиртным, гладко говорил, обладал присущим только западным политикам опережающим обаянием». Наконец имел за плечами два высших образования – юридический факультет Московского Государственного Университета и Ставропольский сельскохозяйственный институт. Гуманитарий и хозяйственник в одном лице!Это и многое другое выгодно отличало его от его конкурентов в борьбе за власть погрязших в коррупции  и злоупотреблении властных полномочий.

 На первом же пленуме после  похорон Черненко, в апреле 1985 г.  Горбачёв изложил план проведения  реформ охватывающих все сферы  жизни. Основным понятием плана  стало понятие «ускорение». Что  же Михаил Сергеевич вкладывал в это понятие?

Как уже было сказано выше, грядущие изменения должны были коснуться  всех сфер жизни общества. Так вот, по Горбачёву всё нужно было «ускорять». Социальную деятельность, экономическую  сферу, но основным объектом ускорения являлся научно-технический прогресс.

Примерно в это же время к  понятию «ускорение» добавляются  ещё 2 ключевых слова – это «гласность»  и «перестройка».

 «Гласность» означала выявление  всех недостатков препятствующих  «ускорению» , критику и самокритику  исполнителей «сверху донизу». А «перестройка» предполагала внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию  с целью достижения всё того же «ускорения» общественного развития.

 Политика ускорения была призвана увеличивать развитие машиностроения в 1, 7 раза оп отношению ко всей промышленности. Машиностроение было провозглашено приоритетной отраслью, что повлекло за собой крупные вливания как сил, так и денег, что в свою очередь не привело к увеличению промышленности вопреки всеобщим ожиданиям, а только усилило товарный голод.

Одной из неудачных реформ проводившихся Горбачёвым была «школьная реформа», которая была нацелена на подготовку прочной кадровой основы научно – технического прогресса. Но уже через несколько месяцев стало понятно, что Советская промышленность не в силах осуществить заданную программу, и реформа сошла на нет.

 Тем не менее  1986 год показал,  что (ссылка Согрин) был достигнут  самый высокий в 1980-е годы  рост промышленного производства. Есть сдвиги и в работе Агропрома. Валовый сбор зерна составил 210 миллионов тонн, что на 30 миллионов тонн выше среднегодового объёма в прошлой пятилетке»

Но вот, что странно. Не смотря на все растущие показатели поступления  в государственную казну постепенно уменьшались. Денежных накоплений у людей было всё больше, но не только, потому что увеличивались выплаты на заработную плату, а ещё и потому, что на заработанные деньги нечего было купить. В стране развивался товарный и бюджетный дефицит, а следом за ним и скрытая инфляция. Ведь станок выпускал денег намного больше, чем производилось продукции. Горбачёв объяснял развивающийся кризис ошибками прежнего руководства партии, но не будем забывать и о его антиалкогольной компании значительно сократившей бюджет страны. Следом ускоренное развитие машиностроения также привело к перенапряжению бюджета.

Но нужно сказать, что даже, если реформы «ускорения» не только не возымели должного эффекта, а наоборот повергли страну в кризис, отзывы о  проводимых Горбачёвым реформах всегда были положительными, засчёт его авторитета и политического обаяния.

1 января 1988 года вступил в силу  «законно государственном предприятии», который предполагал введение  хозрасчёта. Смысл его заключался  в том, что всё, что предприятие произвело сверх плана могло быть реализовано на других рынках. Но закон не выдержал испытание практикой и как и другие экономические реформы не осуществил вложенного в него замысла.

Видя, что экономические реформы  проваливаются одна за одной Горбачёв и его сторонники неудачи в экономической сфере решили компенсировать политическими реформами. Вот тогда, в 1988 году появились некоторые основные принципы демократии среди них – естественные права человека, разделение властей, парламентаризм.

 Решением XIX всесоюзной партийной конференции было принято решение избирать съезд народных депутатов СССР на основе альтернативных выборов. 2/3 избирались населением, а ещё 1/3 избиралась общественными организациями. Но съезд хоть и являлся высшим органом власти, но созывался периодически, поэтому из съезда формировался Верховный совет, который представлял собой советский парламент работающий на постоянной основе.

 Очень точно описываются  у В.В. Согрина в «Политической  истории современной России»  последствия решений конференции: «Решения конференций оказали огромное воздействие на советскую государственно- политическую систему. И в итоге перевернули весь ход советской истории».

Первые в истории Советской России альтернативные выборы нанесли серьёзный удар по идеологическим ценностям Советского союза. И оказались смертельно опасными для советской империи.

1.2 Предпосылки складывания  многопартийности.

Будет слишком очевидным  сказать, что новый реформаторский курс вызвал недовольство в политических кругах, но так оно и было.

  Впервые критика открыто зазвучала осенью 1987 года. Тогда 1-ый секретарь    Московского горкома КПСС Борис Ельцин высказал негативную оценку относительно проводимых реформ. Но тогда Ельцин подвергся жесткой критике со стороны своих неприятелей и вскоре был вынужден просить политической реабилитации.

Более серьёзную угрозу для Горбачёв представляла оппозиция  новому курсу. Эта оппозиция делилась на 2 течения – национально-патриотическое, которое отстаивало идею «русской исключительности» и отвергало начавшийся процесс вестернизации, и ортодоксально-коммунистическое, которое осуждало создателей «перестройки» в ликвидации партийной монополии на власть, утрату классового подвода и попытку под видом улучшения социализма насадить в стране чуждый идеологической строй.

  В 1988 году  в расстановке  политических сил произошли большие  перемены. Прежде неделимый круг  единомышленников раскололся: появились  радикалы, которые уже к 1989 году  превратились в мощное движение.

 Процесс начавшийся под воздействием  резолюций XIX партконференции вынес  на поверхность 2 потока радикализма. Первым потоком являлся национальный радикализм. Его создателями, а в последствии и руководителями являлись народные фронты союзных республик. Национальный радикализм пропагандировал расширение прав республик и их самостоятельности. Другой поток представлял собой политических радикалов. Их требования включали в себя углубление и расширение политических, экономических, социальных и других реформ.

Это то, что возникало в союзных  республиках, а в России народная демократическая инициатива проявлялась  в создании множества «неформальных» движений, которые включали в себя самые различные объединения: музыкальные, спортивные, творческие, философские, политические клубы и всё это «неформалы».

  Политклубы возникшие в ряде  русских городов видели своей  целью радикализацию процесса  перестройки. В это же время  создаются дискуссионные клубы,  которые разрабатывают и формируют  идеи демократизации реформ и новые программы.

   С приближением альтернативных  выборов эти клубы, объединения,  кружки начинают выдвигать кандидатов  составляющих конкуренцию государственной  бюрократии. Но вопреки ожиданиям  выборы 1989 года не были полностью  демократическими из-за хитрых комбинаций правительства, боящегося потерять контроль над ситуацией.  На деле эти действия возымели обратный эффект и количество радикалистов росло день ото дня. Избирательная компания 1989 года породила новые формы выражения общественного мнения – такие как митинги и протесты.

 В сложившейся политической  ситуации основным тактическим  приёмом Горбачёва стал «перехват»  лозунгов радикалов, но таким  образом он терял контроль  над ситуацией и становился  скорее зрителем, чем руководителем  происходящих политических процессов.

   Перед выборами Съезда  народных депутатов и местных  органов власти 1990 года в Москве  российским демократическим движением  был создан предвыборный блок  «Демократическая Россия». Одновременно  с учреждением этой организации возникла ещё одна « Демократическая платформа в КПСС» представлявшая собой радикально-реформаторское  направление в КПСС.

  Влияние Радикалов росло. В марте 1990 года ряд лидеров оппозиции такие как- Б. Ельцин и А. Собчак возглавили органы государственной власти.

  Нужно сказать, что отмена  на партконференции 6-ой статьи  конституции 1977 года о руководящей  и направляющей роли партии  фактически легализовала создание  других политических партий.

   В октябре 1990 года был  принят закон СССР «Об общественных объединениях», который признавал наличие в стране многопартийности.

«С принятием закона СССР от 09.10.1990 №1708-1 «Об общественных объединениях»  стала возможной официальная  регистрация политических партий первыми  из которых стали зарегистрированные Минюстом РСФСР 14 марта 1991 года» ( ссылка википедия ст. многопартийность)

  В 1991 году начинают появляться  первые партии, среди которых  социал-демократическая партия РФ, Республиканская пария РФ, Партия  свободного труда, Демократический  союз и ряд других.

 После выборов в государственную  думу и принятия конституции  казалось бы партии получили  реальную возможность влиять  на судьбу государства.

 Но на деле они оказались  изолированы от механизма принятия  государственных решений.  Учитывая, что выборы 1993 года  практически полностью регулировались указами президента, партии опасались за возможность своего дальнейшего существования.  Для того, чтобы легализовать своё  существование в будущем дума принимает закон от 19 мая 1995 года.

 Таким образом, становится  понятно, что нужен был закон, чтобы узаконить факт политических партий, зародившихся на рубеже 1980-1990 г.г. Им стал закон от 19 мая 1995 г. N81-ФЗ «Об общественных объединениях».

 

 

 


Информация о работе Становление многопартийности в современной России