Становление и развитие социально-политических идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 10:15, реферат

Описание работы

Рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития в римском обществе. Начиная с III в. до н.э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.

Файлы: 1 файл

Тема 3.docx

— 27.76 Кб (Скачать файл)

Аврелий Августин, как и другие епископы и выдающиеся церковные авторы первых веков христианства, считается одним из "отцов церкви". Он современник раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 г.), захвата и разграбления Рима вестготами (410 г.), еретических движений в Северной Африке и в других частях Римской империи. В его трудах изложены основные положения теократической доктрины, оказавшей глубокое и долговременное воздействие на политико-правовое учение церкви.

Заключение

 

Политико-правовая идеология Древнего Рима, складывавшаяся под сильным  влиянием идей греческих мыслителей, разработала ряд своеобразных конструкций, оставивших заметный след в истории  политических и правовых учений. Среди  них – знаменитое определение  государства ("дело народа"), данное Цицероном, а также его идея о  праве (законе) как связи, основе общества. Значительное влияние на обособление  теории права от философии оказали  логико-правовые конструкции римских  юристов, разработка ими догмы права.

Проблема преодоления политического  отчуждения в политико-правовой идеологии  Древнего Рима выражена слабо. Терминологически она намечена определением государства  как "дела народного", теоретически – оправданием системы сдержек  и противовесов, предупреждающих  вырождение республики в тиранию. Цицерон  определял право как связь  общества (народа), но в его понимании  оно распространялось лишь на свободных; кроме того, он утверждал, что при  грохоте оружия (в 'период войны) умолкают законы.

Совершенно исключительное значение в истории общественно-политической мысли принадлежит христианству. Сложность самого процесса становления  новой мировой религии, отражение  этой сложности в христианском каноне (Новый завет) обусловили и долговременное господство христианства в Европе, и возможность использования  его в средние века в прямо  противоположных целях: от апологии рабства (Августин) и крепостничества (Фома Аквинский) до обоснования демократически-революционных (табориты) и коммунистических (Томас  Мюнцер) программ.

 

  1. Политическая мысль Средневековья.

 

Развитие политической мысли продолжалось и в средние века.

 

 Средние века в истории  человечества, как известно, приходятся  на становление и развитие  феодализма. В это время на  большей части Западной Европы  сложилась своеобразная политическая  структура, главная особенность  которой проявилась в том, что  значительная часть властных  функций была передана на средние  и нижние ступени социальной  структуры при усилении власти  церкви.

 Средневековье обычно ассоциируется  с воцарением церкви, схоластики, подавлением каких бы то не  было проявлений рационализма. Это  не случайно. В 325 году, как известно, на первом Вселенском соборе  представителей церковных верхов  был оформлен союз между римской  императорской властью и церковью. Христианство из религии угнетенных  превратилось в государственную.  Это в ряду других причин  привело к тому, что господствующим  стало религиозное мировоззрение.  Социальные, политические проблемы  стали рассматриваться через  призму религиозных догматов. В  это время были реанимированы  и приспособлены к потребностям  господствующего мировоззрения  не только философские и социально-политические  взгляды Платона, Аристотеля и  других древнегреческих мыслителей, но и идеи раннего христианства.

 Эпоху Средневековья обычно  подразделяют на три периода: 1) раннефеодальный, 2) расцвет феодального  строя и 3) позднее средневековье.

 Для политической мысли средних  веков характерно доказательство  того, что высшей властью в  обществе является власть духовная (власть церкви).

 В период раннего средневековья  наиболее крупным мыслителем  проявил себя Аврелий Августин (354—430), учение которого легло в основу католицизма.

 Взгляды Августина о политической  жизни общества изложены в  его главном трактате «О граде  божием». Они глубоко религиозны. В этом произведении Августин  проводит мысль о том, что  «исторические события зависят  от божественного провидения»  (Плеханов Г. В. Избр. философ, произведения. — Т. 2. — М,. 1956. — С. 635). Общественная жизнь, по Августину, — это борьба двух противоположных царств — грешного языческого и божественного. Первое из этих царств, полагал он, воплощено в государственных учреждениях Римской империи, второе — в церкви. Государство, которое не подчинено церкви, по его мнению, ничем не отличается от шайки разбойников. Борьба «грешного» и «божественного» царств закономерно приведет к победе католической церкви.

 По Августину, бог не только  сотворил мир, по и творит  его постоянно. Все в мире  имеет божественное происхождение,  а потому должно приниматься  таким, каким оно есть. Необходимыми  явлениями, по его мнению, являются  рабство и бедность. Рабам и  бедным надо правильно понять  эту необходимость и терпеть  ее. Свобода, по Августину —  это не возможность выбора  между добром и злом, а обреченность  жить в грехе.

 За верное и ревностное  служение интересам католической  церкви Августин получил имя  «Блаженный» и был причислен  к лику святых.

 С наибольшей полнотой дух  эпохи средних веков получил  отражение в политической доктрине  Фомы Аквинского (1225—1274) — философа, теолога, явившегося основоположником  томизма. Им написан ряд трудов, в которых он рассмотрел проблемы  политики, государства. Наиболее  важными из них для понимания  политической идеологии Фомы  Аквинского, а, стало быть, идеологии  средневековья в Западной Европе, в странах католического мира  являются: «О правлении государей», «Сумма теологии», «Сумма против  язычников».

 Исходный тезис всего мировоззрения  Фомы Аквинского сформулирован  им самим. Он гласит: «Философия  — служанка богословия». Поэтому  не составляет большого труда,  чтобы понять, какие цели стояли  в центре его учения. Они были  направлены на обоснование в  логических категориях закономерности  и справедливости современного  ему миропорядка как результата  божественного творения. Всё творчество  Фомы — опыт рационального  обоснования истинности религиозных  догматов. Там, где для доказательства  этого Аквипскому не хватало собственных аргументов, он прибегал к помощи мыслителей античности. Так, согласившись с положением Аристотеля о том, что человек но своей природе есть «животное общительное и политическое», он заявил, что навстречу естественному желанию людей к объединению шла божественная воля в виде божественного акта сотворения. Подобных примеров можно привести множество.

 Только благодаря божественного  провидения, по мнению Аквинского, общественный организм имеет  стройность, дифференцированность. Под дифференциацией общества Аквинский понимал подразделение людей на управляемых и управляющих, на богатых и бедных. Такое деление людей, по его мнению, соответствует божественному закону. Богом, полагал он, установлены и сословия. Такова воля бога. Поэтому желания люден подняться выше своего сословия, утверждал Фома, грешны.

 Государство, по Ф. Аквинскому, — результат божественного творения. Божественное провидение придает  государству стройность, дифференцированность. Первичным источником власти, которая позже передана одному или нескольким лицам, полагал он, явилось все человеческое сообщество, народ. Власть государя обусловлена божьей волей. Государь не только правитель государства, но и его творец. Государю, по мнению Аквинского, подчиняются все. Однако, светской власти подчиняются лишь «тела людей, а не души. Верховная власть принадлежит церкви. Насколько бог выше человека, утверждал он, настолько власть духовная выше земного государя.

 Фома Аквинский допускал  возможность сопротивления государственной  власти вплоть до восстания.  Но это, по его мнению, позволительно  только в том случае, когда  государственная власть действует  в богопротивных интересах. В  борьбе церковной и светской  власти за влияние и господство  он был на стороне церкви. Это  вполне отчетливо выражается  в нетерпимости Ф. Аквинского  ко всякого рода ересям. Он  теоретически обосновывал необходимость  церковной инквизиции, видя в  ней средство сохранения чистоты веры.

 За свои труды по реализации  интересов католической церкви  Фома Аквннский был причислен к лику святых. Его учение (томизм) в 1879 году было объявлено «единственно истинной» философией католицизма. Оно очень влиятельно во многих странах Европы и в настоящее время.


Информация о работе Становление и развитие социально-политических идей