Становление гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:07, реферат

Описание работы

Государство и гражданское общество. Говоря становление гражданского общества как правило понимают тот достигнутый в Новое время уровень социальной организации, на котором реализуются права человека как личности и его частные по отношению к государству интересы. В структуру гражданского общества входят разнообразные институты негосударственного характера, самостоятельно регулирующие свою внутреннюю жизнь: профессиональные и корпоративные объединения, политические партии, церковь и т.д. Включенные в гражданское общество индивиды уже не распылены, не бессильны против возможных посягательств на их права и интересы со стороны государства. В странах Европы и в США становление гражданского общества и упорядочение его взаимоотношений с государством было составной частью процесса становления и развития демократии.

Файлы: 1 файл

Становление гражданского общества.docx

— 17.68 Кб (Скачать файл)

Становление гражданского общества

 

Государство и гражданское  общество. Говоря становление гражданского общества как правило понимают тот достигнутый в Новое время уровень социальной организации, на котором реализуются права человека как личности и его частные по отношению к государству интересы. В структуру гражданского общества входят разнообразные институты негосударственного характера, самостоятельно регулирующие свою внутреннюю жизнь: профессиональные и корпоративные объединения, политические партии, церковь и т.д. Включенные в гражданское общество индивиды уже не распылены, не бессильны против возможных посягательств на их права и интересы со стороны государства. В странах Европы и в США становление гражданского общества и упорядочение его взаимоотношений с государством было составной частью процесса становления и развития демократии.

 Еще в эпоху буржуазных  революций в основных странах  Запада были провозглашены и  законодательно закреплены в  качестве неотчуждаемых прав  человека неприкосновенность личности, жилища, собственности, право на  свободное выражение мыслей и  мнений. В большинстве действовавших  к концу XIX в. конституций признавалась  терпимость государства к различным религиозным конфессиям и право граждан исповедовать без какой-либо дискриминации любую религию. При отправлении правосудия повсеместно в Европе и в США утвердились такие важные гарантии прав личности, как презумпция невиновности и право подсудимого на защиту.

 

 Пойдя достаточно далеко  в обеспечении прав личности, государство действовало в соответствии  с потребностями общества, где  господствовала свободная конкуренция  и питаемый ею дух индивидуализма. Значительно медленнее и с  большими трудностями укоренялось  признание со стороны государства  законности тех или иных коллективных  интересов и прав защищающих  их ассоциаций.

 В ряде стран (Австрия,  Швейцария, Бельгия, Нидерланды) свобода объединения граждан  и союзы признавалась конституциями.  Но так было не везде. Право  союзов (в отличие от других  гражданских прав) не было зафиксировано  ни в Билле о правах, ни в  последующих поправках к американской  конституции. В конституциях Германской  империи (1871) и Третьей республики во Франции (1875) вообще не содержалось перечня прав граждан. В Германии право союзов до 1908 г., когда был принят соответствующий общеимперский закон, регулировалось законодательством отдельных входивших в империю государств, а во Франции было официально признано лишь законом 1901 г. об ассоциациях. Раньше всего свои объединения по профессиям стали создавать наемные рабочие, и долгое время их существование запрещалось. В Англии в 1799 г. был принят направленный против профессиональных союзов закон о рабочих коалициях, просуществовавший до 1824 г. Но, став после его отмены легальными организациями, английские профсоюзы лишь в 70-е годы добились признания в качестве юридических лиц, в частности, гарантий неприкосновенности своего имущества и денежных фондов (тогда же рабочий был признан юридически равноправной предпринимателю стороной при заключении договора о найме). Во Франции закон Ле Шапелье (1791), запрещавший собрания и союзы лиц одной и той же профессии, был в основной своей части отменен в 1864 г., а окончательно в 1884 г. В большинстве других стран Западной Европы законодательное признание прав профсоюзов также приходится на последнюю треть XIX в. В США это произошло еще позднее (вплоть до 1914 г. профсоюзы считались одной из запрещенных законом 1890 г. форм «сговора», стесняющего производственную и торговую деятельность).

 

 В последние десятилетия  XIX в. свою роль в становление  гражданского общества стали  играть предприниматели — в  ответ на возникновение профсоюзов  и для более эффективного противостояния  им, но также и с целью влиять  в желательном для себя направлении  на экономическую и социальную  политику государства. В Англии  в 1873 г. возникла уже первая  национальная федерация предпринимательских  COJO3OB, а в 1898 г. — новый координационный  центр под названием Парламентский  союз предпринимателей. В Германии  в 70-е годы было создано 77 различных предпринимательских  объединений (экономических союзов  и союзов работодателей), а в  90-е годы — уже 325. В 1876 г.  возник объединивший по преимуществу  крупных предпринимателей Центральный  союз немецких промышленников, который  зарекомендовал себя как резкой  враждебностью профсоюзам, так и  упорным сопротивлением правительственным  социальным реформам. Жесткая линия  в отношении профсоюзов была  характерна и для промышленников  США, создавших свою Национальную  ассоциацию в 1895 г. и настаивавших  на исключительном праве работодателей  определять условия труда.

 

 Хотя отношения между  рабочими и предпринимателями,  а также их организациями выливались  тогда прежде всего в острые столкновения и противоборство, в конце XIX в. начали входить в жизнь и методы предотвращения или урегулирования трудовых конфликтов. Государство либо узаконивало уже сложившийся механизм подобного рода, предоставляя ему в дальнейшем двигаться своим ходом (признание в 70-е годы практики коллективных договоров профсоюзов с предпринимателями в Англии), либо само подключалось к его действию в качестве посредника (участие представителей государства в примирительной процедуре, введенной в 1891 г. в Германии).

 После Гражданской  войны в США начали организовываться  в защиту своих экономических  интересов фермеры. Возникавшие  фермерские клубы ставили своей  целью борьбу за снижение налогов  и железнодорожных тарифов. В  дальнейшем из них выросли  более крупные фермерские объединения,  действовавшие (под разными названиями) в отдельных штатах. Предпринимались  и попытки конституировать фермерское  движение в самостоятельную партию  — не только в местном, но  и в общенациональном масштабе.

 Среди лиц свободных  профессий наиболее давние традиции  самоуправляющейся корпоративной  организации имели адвока ты, по крайней мере в некоторых странах (например, во Франции). Там, где их не существовало раньше, такие организации стали возникать во второй половине XIX в. Они определяли, кто может быть допущен к адвокатской практике, следили за соблюдением профессиональной этики и т.д.

 

 Одно из первых обществ  для защиты прав и материальных  интересов журналистов было основано  в Англии; к началу XX в. оно насчитывало 3000 членов. Британская медицинская ассоциация существует с 1832 г., аналогичная ассоциация в США — с 1847 г. Начиная с конца 50-х годов до конца XIX в. в США создали свои общенациональные объединения фармацевты, архитекторы, инженеры различных специальностей, ученые-экономисты и т.д.

 Становление гражданского  общества. Институты гражданского  общества. Из существовавших к концу XIX в. институтов гражданского общества активнее всего взаимодействовали с государством политические партии. Это взаимодействие осуществлялось преимущественно через их участие в парламентах и влияние в рамках парламентских систем на состав и политику правительств. На те или иные партии подчас ориентировались и ассоциации, сложившиеся на почве экономических интересов, рассчитывая с их помощью добиться от государства законов в поддержку своих требований.

 Церковь функционирует как институт гражданского общества постольку, поскольку она имеет свою собственную сферу деятельности (удовлетворение духовных потребностей приверженцев данной конфессии, различного рода благотворительные начинания и т.д.) и в этой сфере, а также в своей внутренней организации свободна от государственной опеки, а с другой стороны — не нуждается в государственном подкреплении своего духовного авторитета. В последней трети XIX в. к этому статусу в наибольшей степени приближалось положение различных церквей в США. В Европе дело обстояло по-иному. Англиканская церковь в Англии еще со времен Реформации подчинялась королю и имела государственный характер. Лютеранство в Дании и Норвегии, православие в освободившихся от турецкого владычества балканских странах официально признавались государственной или господствующей религией. Очень непросто складывались в ряде европейских стран отношения между государством и католической церковью.

 

 В развитии этих  отношений последние десятилетия  XIX в. были переломным, переходным периодом, когда римско-католическая церковь еще не отказалась от поддержки сил, олицетворявших феодальное прошлое, а обновленное в буржуазно-либеральном духе государство лишь нащупывало свой способ сосуществования с ней. Католицизм весьма часто становился тогда выражением политической оппозиции исходившим от государства преобразованиям и вообще новым веяниям. Папа Пий IX, в 1870 г. лишившийся светской власти над Римом и оставшийся лишь духовным главой католиков, еще до этого обнародовал обширный перечень осуждаемых церковью «современных заблуждений», отнеся к их числу свободу совести и слова, светскую науку, принципы народовластия, социалистические идеи, гражданский брак, контроль светской власти над распоряжениями церкви и даже самую мысль о возможности и необходимости примирения церкви с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией. Со своей стороны государство, в принципе не вмешиваясь во внутрицерковные дела католиков, считало необходимым поставить преграды клерикализму, т.е. вмешательству церкви в политику, и ввести ее деятельность в определенные, не всегда принимаемые церковью законодательные рамки. Интересы государства и церкви (католической прежде всего, но также и других конфессий) наиболее остро сталкивались в области школьного дела — в таких вопросах, как права конфессиональных школ, обучение религии в государстве!шых школах и т.д. Школьные реформы, о которых шла речь выше, были направлены на обеспечение не только обязательности начального образования, но и светского характера общедоступной школы.

 В целом к концу  XIX в. в странах Запада уже сложились основы гражданского общества в современном понимании. Однако некоторые его институты (различного рода «группы интересов») лишь возникали. Другие в своей деятельности слишком зависели от государства или, наоборот, иной раз покушались на его прерогативы. Взаимоотношения между гражданским обществом и государством еще не стали тогда вполне отлаженной системой — такая система только начинала вырабатываться.


Информация о работе Становление гражданского общества