Становление американской политико-правовой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:55, реферат

Описание работы

Чрезвычайно важными на первом этапе являлись конфликты религиозно-политического характера. Протестанты-пуритане обвиняли англиканскую церковь в том, что она все еще не избавилась от многих пороков римско-католической церкви. Протестанты требовали ее очищения от пороков, показной роскоши в быту и церковных обрядах, соблюдения заповедей бережливости и воздержанности. Наиболее острые разногласия касались церковных обрядов, организации прихода, расходов на содержание церковного храма. Часть пуритан из привилегированных и зажиточных семей претендовали в своих общинах на руководящую роль и соответствующие должности, на участие в управлении колонией, расширение политико-управленческой роли церковной организации.

Содержание работы

1. История возникновения и общая характеристика американской политико-правовой мысли 3
2. Политические взгляды Б.Франклина. 8
3. Пейн о государстве и праве 10
4. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона 13
5. Взгляды А. Гамильтона на государство и право 16
Заключение 19
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Становление американской политико-правовой мысли.docx

— 46.94 Кб (Скачать файл)

Федеральная таможенная служба

Государственное казённое образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 «Российская  таможенная академия»

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский  имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

____________________________________________

Кафедра теории и истории государства и права

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «История политических и правовых учений»

на тему «Становление американской политико-правовой мысли» 

 

Выполнил: студент  группы 321 
Багиян Ф.Ф.

Научный руководитель: 

к.и.н., доцент М.И. Шевчук

 

__________________________

(подпись)

«__»_______________2013 г.

 

 

 

Санкт-Петербург 2013 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. История  возникновения и общая характеристика  американской политико-правовой  мысли 3

2. Политические  взгляды Б.Франклина. 8

3. Пейн о  государстве и праве 10

4. Политико-правовые  взгляды Т. Джефферсона 13

5. Взгляды  А. Гамильтона на государство  и право 16

Заключение 19

Список использованных источников 21

 

1. История возникновения  и общая характеристика американской политико-правовой мысли

 

Формирование и развитие политических и правовых идей в США  было тесно связано с политической историей английских колоний в Северной Америке, в которой выделяются два периода: 1) начало XVII в. - середина XVIII в. - образование и развитие английских североамериканских колоний; 2) война за независимость, выработка конституции и первые шаги по ее реализации (вторая половина XVIII в.).

Для первого периода характерны были следующие конфликты:

а) идейный и политико-организационный  конфликт между англиканской церковью и протестантскими общинами;

б) конфликт в среде самих пуритан - между умеренными и радикалами;

в) конфликт между устремлениями  пуритан и переселенцев-авантюристов;

г) конфликт аборигенов (индейцев) и пришельцев.

Для второго периода более  острыми были конфликты между метрополией и восставшими колониями, а также сторонниками федерации и конфедерации. Все эти конфликты накладывали отпечаток на политическую борьбу и формирование политико-правовых учений.

Чрезвычайно важными на первом этапе являлись конфликты религиозно-политического характера. Протестанты-пуритане (от лат. и англ, риге - «чистый», «истинный») обвиняли англиканскую церковь в том, что она все еще не избавилась от многих пороков римско-католической церкви. Протестанты требовали ее очищения от пороков, показной роскоши в быту и церковных обрядах, соблюдения заповедей бережливости и воздержанности. Наиболее острые разногласия касались церковных обрядов, организации прихода, расходов на содержание церковного храма. Часть пуритан из привилегированных и зажиточных семей претендовали в своих общинах на руководящую роль и соответствующие должности, на участие в управлении колонией, расширение политико-управленческой роли церковной организации.

Более радикальные пуританские  секты считали англиканскую церковь безнадежно испорченной, а кальвинистские принципы пресвитерианской церковной организации (пресвитеры, синоды) противоречащими источнику веры - Священному Писанию. Для них общность веры людей, живущих по соседству,  – самое важное основание для объединения в церковную общину, единственным духовным руководителем которой должен быть сам Иисус Христос. Вступление в такую церковную общину (конгрегацию) добровольное: достаточно заявить о желании стать ее членами и признать взаимное соглашение о вере. Пастор (проповедник), староста и дьякон избирались конгрегацией большинством голосов.

Если умеренные пуритане (пресвитериане) различали, вслед за Кальвином, два разряда верующих (избранных к спасению и остальных, осужденных на божью кару), то радикалы исходили из того, что сама принадлежность к церкви является своего рода предопределением к спасению, во всяком случае, ступенью к «очищению» и превращению в  праведников («святых»). Приверженцы радикального пуританизма получили название «сепаратистов», «индепендентов» (независимых), «диссидентов» (отщепенцев, раскольников), «конгрегационалистов». Они подвергались гонениям со стороны королевской власти и церкви. В меньшей мере преследовались умеренные пуритане, так называемые конформисты (англ. - «соглашаться», «подчиняться»). Нелояльных священников – англикан, отстраняли от должности.

Интересно участие пуритан  в нормотворчестве. Уже по пути в  колонии, находясь на корабле, спутники заключали соглашения. Так, группа английских эмигрантов-пуритан из Голландии, вошедшая в историю под именем «отцов-пилигримов», до того, как сойти с корабля на берег, зафиксировала в Соглашении 1621 г. (своеобразной мини-конституции) намерение объединиться в «гражданский и политический» организм для поддержания лучшего порядка и безопасности. Для достижения этих целей было намечено создание справедливых законов, установлений и административных учреждений, наиболее подходящих и соответствующих общему благу колонии, которым они обещали следовать и подчиняться. Текст Соглашения был издан в годы воины США за независимость, и американские историки стали обращаться к Соглашению как  важному источнику, первому в истории образцу' общественного договора об образовании государства. День высадки пилигримов торжественно отмечается в США ежегодно 22 декабря и носит название «День отцов-пилигримов».

Наиболее значительными  конституционными установлениями этого  периода стали «Основные уложения», провозглашенные в Коннектикуте в 1639 г., и, особенно, так называемая Массачусетская хартия вольностей (1641, 1648). В 1641 г. в Массачусетсе, при участии Н. Уорда, большого знатока английского права, был составлен Свод свобод, в котором были зафиксированы многие свободы, известные английской конституционной практике со времен Великой хартии вольностей и более поздних актов и прецедентов. Среди них упоминались равенство перед законом, право на справедливое разбирательство судом присяжных, принцип состязательности в суде, право на свободу передвижения, право на адвокатскую защиту, гарантия права апелляции, а также гарантия от жестоких и варварских наказаний, которая стала нормой права в Соединенном королевстве только после принятия Билля о правах 1689 г.

Возникла так называемая «пуританская утопия» о строительстве  «Града небесного», где будут выполняться  все заповеди. Видным ее представителем был умеренный пуританин Джон Уинтроп, который боролся за то, чтобы политика руководителей общины колонистов проводилась в духе строгих догматов пуританской теократии.

Возглавив эту церковь-государство  в 1630 г., он в течение 20 лет осуждал излишества и иные пороки. Отвергая демократические идеи и проекты реформ, он выступал против передачи государственных дел и правосудия народным коллегиальным органам, поскольку «лучшие всегда в меньшинстве, а среди этих лучших в меньшинстве рассудительные».

Сложилась и система частичной  реализации пуританской утопии, практика своеобразного двойного управления. Административные и судебные функции осуществлялись совместными усилиями магистратов (чиновников) и священников.

Идейной основой для соучастия  священников и делах по управлению колонией служили слова пророка из Ветхого Завета: «Господь судия нам. Господь законодатель наш. Господь царь наш. Он спасет нас». Но пуританская теократия вырождалась в авторитаризм губернатора и олигархию магистратов и священников, что вызвало сильное сопротивление фримеров (свободных колонистов-арендаторов), которые воспользовались своими правами участников собрания колонистов, с тем чтобы ограничить власть магистратов. Пресвитерианская организация столкнулась с конгрегационалистской организацией общины, для которой были характерны три принципа: право каждого члена общины на   участие в управлении; автономия местной церкви; независимость общины от высшего церковного авторитета. Священнослужители здесь выбирались членами общины путем свободного голосования.

После того как все убедились, что правящая пресвитерианская верхушка практически отказалась соблюдать Свод свобод, фримеры обратились к губернатору с петицией и добились принятия нового, дополненного и более детализированного свода под названием «Законы и свободы» (1648). Этот свод послужил образцом для составителей законов в других колониях. Историки склонны считать его первым современным кодексом всего западного мира. Принцип ограничения произвола законодателей или чиновников путем гарантированного обеспечения нрав свобод граждан стал концептуально ясным в конституционной теории конца XVIII в. К этому же времени в самом Массачусетсе появляется Конституция (1780), в которой со всей определенностью провозглашается один из принципов организации правового государства - «правление законов, а не людей» (в ее составлении принял участие Дж. Адаме).

Развивалось также учение индепендентов о священстве всех верующих и о республике как общей заботе о благе всех, но без предоставления кому бы то ни было особых привилегий. В организации и деятельности общины широко использовался институт проповедников, проявлялась веротерпимость, допускались инакомыслие и свободный поиск истины, доминировали предания о государстве как о корпорации, призванной обслуживать интересы общества и ответственной во всех своих действиях перед волей большинства. Неординарные доктрины индепендентов распространялись талантливыми проповедниками и мыслителями - Т. Хукером из Хартверда и Р. Уильямсом из Сейлема.

Вторая половина XVIII в. отмечена обострением конфликтов метрополии и колоний, переименовавших себя в штаты (т.е. государства), на почве налогообложения. После окончания Семилетней войны в 1763 г. Англия прибегла к прямому налогообложению североамериканских колоний, которые воспротивились и выдвинули ряд аргументов конституционно-правового характера. Разработка таких аргументов постепенно переходит в последовательное обоснование конституционных основ новой государственности, что отразится на развитии политике-правовых учений Дж. Адамса, Т. Джефферсона, Б. Франклина, А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и выразится в создании таких документов, как Декларация прав Вирджинии (12 июня 1776 г.). Декларация независимости США (4 июля 1776 г.), Статьи конфедерации 1781 г., проект федеральной Конституции.

 

 

 

2. Политические взгляды Б.Франклина.

 

Бенджамин Франклин (1706–1790) стал всемирно известным благодаря своим научным трудам по электричеству, а также подвижничеству на ниве просветительства и дипломатии. Разносторонняя деятельность американского просветителя во многом напоминала жизненный путь нашего соотечественника М. В. Ломоносова. Республиканские симпатии ученого-энциклопедиста сблизили его со сторонниками независимости колоний. В конце 60-х гг. он отказывается от восприятия Британской империи как единого политического образования и развивает идею гомруля, т.е. самоуправления и политического самоопределения североамериканских провинций. Зачатки такого плана возникли у Франклина еще в 1754 г., когда он выступил с идеей военно-политического союза колоний в целях противодействия французским войскам и поддерживающим их индейским племенам. Но этому плану помешали разобщенность колоний и то обстоятельство, что каждая из них была сильнее привязана к Англии и непосредственной воле короны, нежели друг к другу.

В 1769 г. Франклин впервые  назвал североамериканские провинции  государствами (штатами). Идеи гомруля  были подхвачены в последующие годы, особенно после «бостонского чаепития», авторами патриотических памфлетов радикальной ориентации. Франклину принадлежит одна из версий плана конфедерации штатов. Он был активным участником составления Статей конфедерации 1781 г., а также Декларации независимости и проекта федеральной Конституции на Филадельфийском конвенте.

Франклин не был сторонником  радикальных политических преобразований. На протяжении полувековой общественной деятельности в роли публициста, члена выборных собраний Пенсильвании или дипломата в Лондоне и Париже он неизменно отстаивал идею независимого и гармоничного развития своей страны как «страны труда», в которой отсутствует резкая поляризация между богатыми и бедными, между роскошью одних и аскетизмом других, где люди живут в состоянии «счастливой умеренности», где простота республиканских нравов определяет все материальные предпочтения и политические навыки. Его вера в быстрый прогресс Северной Америки за счет роста населения, территории и социальных достижений связывалась с надеждой на то, что здесь произойдет усовершенствование той сферы знания, которая, по его мнению, долгое время игнорировалась и не развивалась в Европе, а именно – науки о политике.

Франклин не был ни простодушным демократом, ни демагогом. При известии о начале революционных действий во Франции он высказывал большое беспокойство в связи с тем, что «огонь свободы может не только очищать, но и разрушать». В шуме толпы, размышлял Франклин, вряд ли будет услышан голос философии, но каким образом в этих условиях разумные люди будут призывать нацию ко вступлению в новую эпоху? Подобные вопросы и недоумения характеризуют его скорее сторонником социальной эволюции и реформ, нежели радикалом.

В глазах соотечественников  Франклин и сегодня выглядит одним  из великих умов своего времени и  во всей американской истории. Некоторые  исследователи считают его родоначальником  характерного утилитаризма – более  раннего, чем у Бентама, и более  гибкого, чем у Гельвеция. По словам историка П. Коннера (1965 г.), если у Гельвеция мораль и законодатель насильно ведут к доблести в обретении «величайшего блага», то у Франклина существует на этот счет оговорка о том, что сам индивид имеет привилегию определять, что есть доблестное, и соответственно выбирать между увещеванием, убеждением и законным требованием. В утилитаризме французского философа соединены гибкие цели и жесткие средства, в то время как у Франклина четкость цели смягчена гибкостью в способе ее реализации.

Характерно, что усилиями Франклина и некоторых других деятелей американской революции идейное  наследие греко-римской мысли было привлечено к защите американского  республиканизма, который нуждался не только в учреждениях и правилах деятельности, но и в особой политической философии Уместно вспомнить, что  именно Франклин стал одним из учредителей  и первым президентом «Общества  политических изысканий», задачей которого провозглашалось развитие знания о  государственном управлении и совершенствование политической науки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Слава Франклина удивительно  быстро пришла в Россию. Им восхищались  его современники – М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, декабристы. Притчи и афоризмы Франклина на социально-политические темы, обличавшие расточительную праздность феодальной знати и превозносившие добродетели трудолюбивого мелкого  собственника, были переведены в России в 1784 г. и изданы под названием  «Учение добродушного Рихарда». А. С. Пушкин в заметке о Радищеве (1834 г.) вспоминает слова Екатерины II в его адрес: «...он хуже Пугачева; он хвалит Франклина». Декабрист В. Д. Раевский в работе «О политике», рассуждая о том, кого следует считать революционерами, замечает: не Бонапарта (он только воспользовался революцией «для своего властолюбия»), а Вашингтона и Франклина, которые были «освободителями от рабства».

Информация о работе Становление американской политико-правовой мысли