Средний класс и его роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

1.Вопрос: Средний класс, и его роль в обществе.
2.Вопрос: Проблемы социальной мобильности
3.Вопрос: Демократический политический режим
4.Вопрос: Место и роль суда в государственном механизме

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

                                     

УО «Полоцкий государственный  аграрно – экономический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

                                              

                                              

 

Котовой Натальи  Владимировны

 

3 курс                     36 группа

Факультет «Правоведение»

Шрифт 10119

 

 

Домашняя контрольная  работа

по предмету «Социология и политология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010г.

 

   

Вариант 19

 

1.Вопрос: Средний класс, и его роль в обществе.

Ответ:

      Идея расчленения общества на классы и борьбы классов за власть в период буржуазной революции принадлежит французским обществоведам 18 – 19 веков. Утверждая необходимость буржуазной революции, ее исторически неизбежный характер, они вместе с тем видели и негативные стороны революции, пытались доказать бессмысленность всех прочих революций. Объясняется это тем, что 3-е сословие, выступавшее, с их точки зрения, носителем общих идеалов свободы, равенства и братства, выражало общечеловеческие идеи, а поэтому дальнейшая классовая борьба утрачивала смысл.

      Однако буржуазное общество не только не привело к ликвидации классовых противоречий, но еще больше обострило их, доведя интересы буржуазии и пролетариата до их крайне антагонистического выражения, создав тем самым тот социальный материал, на базе которого была выработана классическая теория классового деления общества. Их авторами  стали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. Ленин.

      Что  же представляет собой идея  классового деления общества? Суть  ее заключается в том, что  первобытное состояние людей,  в котором отсутствовало деление  общество на классы, в силу определенных исторических причин приводит к появлению особой группы людей, лишенных нормальных условий своего человеческого существования, подверженных  эксплуатации, чей труд и даже жизнь становились предметом собственности. С этого момента общество делится на 2-е противоположные группировки: класс свободных, эксплуататоров, управляющих или привилегированных людей и класс зависимых, эксплуатируемых, управляемых людей. В сущности, вся история человеческой цивилизации прошла под знаком отношений этих 2 основных группировок, хотя сам их облик значительно изменился в те или иные исторические периоды (рабовладелец и раб, помещик и крестьянин, буржуазия и пролетариат, развитые и развивающиеся страны и т.д.).

      Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно – феодальном обществе фиксировалось официально – правовыми либо религиозными нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, в каком сословье он состоит. Людей что называли, приписывали к той или иной социальной страте.

      В каждом обществе дело обстоит иначе. Государство не занимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер – общественное мнение людей, которое ориентируется на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и однозначно определились число классов в той или иной стране, число страт или слоев, на которые они разбиваются, принадлежность

 

людей к стратам очень сложно. Необходимы критерии, которые выбираются достаточно произвольно.         

 

       Классы – социальная группа свободного в политическом и правовом отношении граждан.

      Социальный подход к классификации чаще всего выделяет 4 класса:

      1.Высший

      2.Средний

      3.Трудовой

      4.Низший

      Средний класс подразделяется на 3 подгруппы:

     1. Верхний-средний класс состоит из мелкой буржуазии и высококооплачиваемых профессионалов – крупных адвокатов, известных врачей, актеров или телекомментаторов. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или коллекцию художественных раритетов они не могут.

      2. Средний-средний класс представляет собой массовую прослойку развитого индустриального общества. Она включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

     3.Нижний-средний класс составляют низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта – приличествующий образ жизни.        

      Особую  роль в обществе играет средний  класс. Он является стабилизатором общества. Чем он больше, тем меньше вероятность конфликтов, революций, социальных потрясений. Он состоит из тех, кто сделал судьбу своими руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности. Средний класс разводит 2 противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкутся. Чем тоньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.

      Для обозначения  пограничного, переходного, промежуточного положения индивидуума между различными социальными группами в социологии используют понятие маргинальность.

      Маргиналы – это люди, утратившие принадлежность, к какой- либо социальной группе и при этом не вошедшие в другие.

 

2.Вопрос: Проблемы социальной мобильности

 Ответ:

Социальная  мобильность – это совокупность перемещения людей в обществе, т.е. изменение своего статуса.

Характер процессов мобильности  во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. В открытых обществах, каждый человек может свободно подниматься и опускаться по социальной лестнице благодаря собственным усилиям и способностям. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он не предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъём или социальное падение. Оба эти  общества представляют идеальные типы структур и в реальной жизни  в настоящее время не существуют.

Для современного общества характерна открытая классовая система, но и здесь существуют социальные группы «закрытого» типа, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в силу замкнутости и барьеров создаваемых на пути представителей других социальных групп.

 Например, во многих  странах такой относительно закрытой  группой является элита – верхний  слой социальной структуры. Чем  выше социальный класс, тем  сложнее в него проникнуть. Богатые  устраивают своих детей в привилегированные  школы и университеты, которые стоят дорого, но дают прекрасное образование.

Вертикальная  мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую.

В зависимости от направления  перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (социальный спуск).

Вертикальная  мобильность – изменение человеком в течение жизни высокого звания на низкое и наоборот.

Индивидуальная мобильность  – это перемещение вниз, вверх  или по горизонтали у каждого  человека не зависимо от других.

Мобильные индивидуумы  начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как вести себя, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособленные к новым условиям остаются вполне поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве.

Во всех индустриально  развитых странах женщинам продвинуться сложнее, чем мужчинам. Если они повышают свой социальный статус, то делают это  чаще всего благодаря выгодному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, они выбирают такие профессии, где вероятнее всего найти подходящего мужчину.

Наблюдается поразительная  особенность в поведении людей: чем шире возможности продвижения наверх, тем они сильнее верят в доступность каналов вертикальной мобильности, а чем больше они в это верят, тем сильнее стремятся продвинуться, следовательно, тем выше уровень социальной

 

 мобильности. И,  наоборот, в сословном обществе  люди не верят в возможность  выдвинуться, если нет богатства, родословной или покровительства монарха.

Движение вверх происходит главным образом благодаря образованию, богатству или членству в политической партии. Образование играет не только важную роль при получении индивидом более высокого дохода или более престижной профессии. Уровень образования – один из отличающих знаков принадлежности к более высокому классу. Богатство служит отличающим знаком статуса в высшем классе.

Общество с открытыми  границами между социальными  группами даёт человеку шанс подняться, но оно, же порождает в нём страх социального падения. Многие индивиды пытаются защитить свой статус, создавая  такие социальные образования, как профсоюзы, союзы предпринимателей, общества юристов и т.п. Одним из средств защиты позиций индивидов служат научные звания, степени, присваиваемые актёрам, военным, учителям. Серьёзным фактором, ограничивающим свободную социальную мобильность, могут стать требования к состоянию здоровья работающих в тех или иных отраслях.

Нисходящая мобильность  может вызвать значительно более неприятные последствия для индивидов, чем восходящая. Социальное падение разрывает первичные связи между друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, ставить барьеры между отцами  и детьми. Многие первичные группы распадаются по причине социальной мобильности. Если в дружеском кругу рабочих, один из них становится мастером и начинает руководить действиями своих друзей, дружеские связи почти немедленно прекращаются.

В целом, социальная мобильность  общества – противоречивый процесс. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать связи и бороться со страхом, потерять свой статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов – единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальное напряжение и конфликты.

 

 

3.Вопрос: Демократический политический режим

 Ответ:

Политический  режим – это совокупность типичных для данного общества средств и методов осуществления власти, типичных взаимоотношений государства и общества, власти и личности.

Форма правления – организация  власти, характеризуемая ее формальные источники.

Выделяют три основные формы правления:

1.Тоталитарный

2.Авторитарный

3.Демакратический

Слово демократия происходит от двух греческих: демос  - народ  и кратос – сила, правление. Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют общественную жизнь и влияют на нее. При демократии народ суверенен, т.е. независим от власти выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает именно он, народ.

Демократия основана на признании  народа в качестве источника власти. Главные принципы демократии – власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

При демократии люди свободны в принятие решения о том, что для них  хорошо, а что плохо. Если подобное право узурпирует политическая партия или правительство, решающее, какой экономический уклад, какое политическое устройство, какой распорядок жизни лучше подходит народу, общество нельзя назвать демократическим. К сожалению, при царском режиме, и при советской власти, и при новом демократическом правлении 90-х гг. народ в большей или меньшей степени не распоряжался своей судьбой. Следовательно, говорить о демократическом устройстве нашего общества еще рано.

Правительство в демократическом  обществе – совокупность выбранных народом высших руководителей, которые для лучшего отправления государственных дел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ не только выбирает, но и оплачивает свое руководство. Демократия означает свободу не только в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который берется с граждан. Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления, поэтому только они  вправе определять, справляется со своей задачей этот аппарат или нет. Если в какой- то стране простые люди никак не влияют на то, куда идут их налоги, не могут сократить госаппарат, то говорить здесь о демократии нельзя.

Три правильные формы  правления, монархию, аристократию и  демократию, можно объединить в одну и назвать ее республикой.

 Под республикой понимается форма правления, при которой глава государства избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному

 

представительному органу (парламенту). В республике сочетаются элементы демократии, аристократии и монархии. Страной правит один человек (монархическое начало), но его власть ограничивается законодательным органом, парламентом, представляющих собой группу лучших и благородных граждан, которых выбирает народ – весь или его большинство (демократия). Подавляющая часть современных государств являются республиками. В республиках источником власти выступает народное большинство, а высшие органы государственной власти избираются гражданами.

Классическим примером республиканского устройства государства является Древний Рим. Именно он послужил образцом последующих форм правления подобного типа в Европе. И именно римляне довели до совершенства ту систему правового порядка, который поныне служит эталоном и вдохновляет современных юристов.

В современном мире существует три основные разновидности республики: парламентская, президентская и  смешанная (полупрезидентская).

Отличительной чертой парламентской  республики является образование правительства  на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.

В нашей стране правительство  формирует президент, а Госдума  соглашается или не соглашается  с предложением президента. Если президент  настойчив, то почти любую кандидатуру  сможет провести через парламент. Если парламент заупрямится, президент может пригрозить его роспуском. Этого обычно боятся все депутаты: кто знает, изберут его еще раз или нет. Значит, у нас республика не парламентская.

Парламент по отношению к правительству обычно выполняет следующие функции:

1.Формирует и поддерживает его;

2.Издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

3.Вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;

4.Осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и провидение досрочных выборов;

5.Критекует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

В парламентской республике главную роль исполняет не правительство  и не президент, а именно парламент.

В нашей стране президент  избирается прямым голосованием всего  населения, т.е. самим народом. А в парламентской республике его избирает парламент.

Избиранием всем народом  и избирание всем парламентом  – вещи разные. Главенство принадлежит  народу. Выше его авторитета в республике не существуете. В случаи конфликта  с парламентом президент напрямую может обратиться к народу за поддержкой. В этом его сила. Но и ответственность не меньшая. Он выступает гарантом всех прав граждан. И за экономическое

 

благосостояние граждан  он тоже отвечает. Если не выполнил своих  обещаний, то народ вправе сменить  правителя.

 

Республика  Беларусь – одно из новых независимых государств, образовавшихся после распада СССР – унитарное демократическое социальное правовое государство. Конституцией утвержден принцип разделения властей на:

1.Законодательную;

2.Исполнительную;

3.Судебную.

Высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом является Верховный Совет Республики Беларусь. Президент РБ является главой государства  и исполнительной власти. При нем  создается Кабинет Министров  Республики Беларусь, которая реализует полномочия исполнительной власти на высшем уровне (до принятия Конституции 1994 года и выборов Президента эти функции выполнял Совет Министров Республики Беларусь).

Местное управление и  самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального гражданского самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Судебная власть в  Республике Беларусь принадлежит судам. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Контроль над конституционностью нормативных актов в государстве  осуществляется Конституционным Судом  Республики Беларусь, который избирается Верховным Советом из квалифицированных специалистов в области права в количестве 11 человек. Срок полномочий членов Конституционного суда – 11 лет.

В результате демократизации общественно- политической  жизни  в Беларуси сформировалось многопартийная система. Политические партии, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, способствуют выявлению политической воли граждан, участвуют в выборах, оказывают влияния на формирования общественного мнения.

На 1 января 1996 года в Министерстве юстиции Республики Беларусь было зарегистрировано 34 политических партии. Наиболее крупные по численности из них являются Партия коммунистов, Аграрная партия, Белорусская социал-демократическая Громада, Объединение гражданская партия. В Верховный совет тринадцатого созыва избраны депутаты, представляющие 16 политических партий.      

 

 

 

                      

 

4.Вопрос: Место и роль суда в государственном механизме

 Ответ:

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной  власти, так и в системе сдержек  и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – атрибут в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть – специфическая, независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти. В механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля над этими ветвями власти.

Характер взаимоотношений  между исполнительной и судебной властями более жесткие, чем между  судебной и законодательной. Хотя в  его основе лежит также взаимоуважение к решениям каждого из них. В правовом государстве могущество исполнительной власти эффективно сдерживается не только конституцией и законами, но и судебными решениями. В совокупности их действие обеспечивает торжество принципа «господство права». Ведь именно этот принцип, по мнению Дж. Локка, еще со времен Великой Хартии  вольностей выражал сущность представительного правления в демократическом государстве.

Разделение властей  не уничтожает единства демократической  государственной власти, оно существует в форме взаимодействия, взаимного контроля, « сдержек и противовесов» между самостоятельными властями. Законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власть, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и судебной властей. Исполнительная власть – обычно глава государства – утверждает и публикует принятые парламентом законы, вносит в парламент проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т.д., участвуя в осуществлении законодательной  и судебных властей. Судебная власть толкует Конституцию, может признать законы, акты правительства или их отдельные предписания не соответствующими Конституции, а иные правовые акты – закону и лишь их юридической силы, контролируя в этом смысле, законодательную и исполнительные власти, а отчасти и участвуя в осуществлении.

В современном правовом государстве почтительное отношение  всех граждан, не исключая должностных  лиц государственного аппарата управления, к судебной власти имеет столь же важное значение, как и уважение к закону.

Из этого следует, что  все структуры исполнительной власти как в центре, так и на местах, равно как и высокопоставленные государственные чиновники, по отношению  к судебной власти ее решениям не имеют иммунитета и не им пользуются привилегиями, т.е. ведут себя так же, как и рядовые граждане.

 

Отделение судебной власти от исполнительной предполагает, что  судья не

должен зависеть ни от правительства, ни от главы государства.

Независимость судебной власти связана с целой гаммой следствий, определяющих специфику судебной функции и особый характер правового статуса судьи.

1. Поскольку судебная функция полностью отделена от исполнительной власти, то должностные лица государственного аппарата управления не вправе вмешиваться в работу судьи. Будучи назначенными на свою должность, судьи не попадают под дисциплинарные санкции со стороны правительства. Без личного согласия судьи его нельзя перемещать с одного поста на другой, давать ему новые назначения или даже продвигать по служебной лестнице.

2. Ни законодательные, ни правительственные органы не вправе контролировать процесс вынесения судебных решений, ни сами эти решения, например, путем направления в суды требований, указаний или пожеланий. Тем более эти органы не вправе брать на себя разрешения споров, относящиеся к компетенции судебной власти.

3. Недопустимо налагать дисциплинарные санкции на судей за выносимые ими решения. Санкции такого рода имеют исключительный характер. Они применяются только на коллегиальной основе высшими советами магистратуры и выполняющими те же функции высшими дисциплинарными коллегиями при министерствах юстиции, высшими аттестационными комиссиями.

4. В России, например, уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия квалификационной коллегии судей соответствующего суда. Дав согласие на возбуждение уголовного дела, квалифицированная коллегия не устраняется от дальнейшего контроля за ходом расследования, ибо без ее согласия судья не может быть подвергнут приводу, заключению под стражу, привлечению к участию в деле в качестве обвиняемого. Причем, заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкцией Генерального прокурора РФ или лица, исполняющие его обязанности, либо по решению суда. При отказе квалифицированной коллегии  дать согласие на производство в отношении судьи таких действий генеральный прокурор может обратиться по этому вопросу в Высшую квалифицированную коллегию судей РФ.

Судья не в коем случаи не может быть задержан, а равно  принудительно доставлен в какой  бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлению его личности должен быть немедленно освобожден.

К судье не может быть применена ни одна из мер административного взыскания (предупреждение, штраф). Точно также к судье неприменимо ни одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий (замечание, выговор). Однако судья ответственный за

 

профессиональные ошибки, например он, может нести в определенных случаях как гражданскую, так и уголовную ответственность за мнения или решения, высказанные или принятые в ходе осуществления правосудия, но только если вступившим в законную силу приговор суда будет установлен, что эти мнения или решения сложились вследствие преступного злоупотребления судейскими прерогативами, личного умысла. Судья ответственен также и за упущения по службе в форме должностной халатности, например, когда утрачивается важнейший для клиента документ.

Такие виды ответственности и по законодательству ряда зарубежных стран (США, Великобритания, Франция, Италия). 

                   

         

    

 

                                               Список литературы

 

1.Сайт: www.ref.by.

 

2.Лекции по дисциплине «Социология и политология».

 

3.Конституция Республики  Беларусь 1994года.

 

4. Кравченко А.И. «Социология  и политология». Учебное пособие для

студентов средних профессионально-учебных заведений – 2-ое издание, стериотип –

М.: Издательский центр «Академия»; Мастацтва; Высшая школа 2001г.

 

5.Социология: Учебное  пособие для студентов вузов /А.Н.Белсуков,

Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др.; под  общей редакцией А.Н.Белсукова/.

4-ое издание, стериотип -  М.н:  «Тетро-системы» 2003г.

 
 
 
 
 
 




Информация о работе Средний класс и его роль в обществе