Сравнительный анализ правительств приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования представленной курсовой работы – определить теоретические и методологические основания исследования Правительства как политического института, выявление общего и особенного в Правительствах Приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь.
В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- интерпретация феномена правительства как исполнительного органа власти в контексте сравнительного подхода;
- изучение основных подходов к сопоставлению правительств в методологии сравнительной политологии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
Правительство как орган исполнительной власти в рамках компаративистского подхода
Основные подходы к сопоставлению правительств в методологии сравнительной политологии
ГЛАВА II ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
2.1 Правительство Республики Беларусь: история становления, его место в структуре власти
2.2 Условия формирования и порядок деятельности Правительства в Приднестровской Молдавской Республике
2.3 Сходство и различия Правительств Приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая по белорусии и пмр.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им.Т.Г. ШЕВЧЕНКО

 

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

КАФЕДРА ОСНОВ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «сравнительная политология»

 

Научный руководитель –

преп:

___________________________

 

«____» _______________ 2013 г.

 

Рег. № ______

 

 

 

 

 

 

 

Тирасполь, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

    1. Правительство как орган исполнительной власти в рамках компаративистского подхода
    2. Основные подходы к сопоставлению правительств в методологии сравнительной политологии

ГЛАВА II ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

2.1 Правительство Республики Беларусь: история становления, его место в структуре власти

2.2 Условия формирования  и порядок деятельности Правительства  в Приднестровской Молдавской  Республике

2.3 Сходство и различия Правительств Приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственные органы – это ветви единого целого, между которыми необходим раздел властных функций. В связи с этим появились три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые отличаются определённой степенью самостоятельности. Все ветви государственной власти закреплены в Конституции – основном законе любого государства и занимают своё специфическое место в общем механизме государственного воздействия на общественные отношения.

Исполнение - это основной признак государственного управления как самостоятельной деятельности. Исполнительная власть представляет собой относительно обособленную ветвь государственной власти, которая тесно взаимодействует с законодательной и судебной ветвями. Она представлена органами исполнительной власти, практически реализуется через государственное управление1.

В данной работе проводится сравнительный анализ правительств двух государства: Приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь.

Степень научной разработанности темы.  При работе над курсовым исследованием особое внимание было уделено трудам по проблемам становления и развития государственности Приднестровской Молдавской республики таких авторов как  А.З. Волкова, И.Н. Смирнов, С.И. Берилл, И.Н. Галинский, С.А. Осипова. 2

Среди современных отечественных исследователей большое внимание политической проблематики реформирования государственного управления в современной России уделяли М.Г. Анохин, Г.В. Атаманчук, B.C. Комаровский, Л.В. Сморгунов, О.Ф. Шабров.

Целью исследования представленной курсовой работы – определить теоретические и методологические основания исследования Правительства как политического института, выявление общего и особенного в Правительствах Приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь.

В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- интерпретация феномена  правительства как исполнительного  органа власти в контексте  сравнительного подхода;

- изучение основных подходов  к сопоставлению правительств  в методологии сравнительной  политологии;

- рассмотрение института  Правительства в Приднестровской  Молдавской Республике и Республике  Беларусь;

- определение сходства  и различий Правительств данных  государств.

Объектом данной курсовой работы является правительство как орган, представляющий исполнительную ветвь в структуре государственной власти, а предметом выступает сравнительный анализ правительств Республики Беларуси и Приднестровской Молдавской Республики.

При написании данной работы был использован ни отдельно взятый приём, способ исследования, а совокупность данных приемов. В их числе методы сравнения, анализа и синтеза, описательный метод, сравнительно-исторический и системный методы, а также диалектический и логический подходы.

Таким образом, основной задачей данной работы является получение достоверных знаний о таком исполнительном органе, как Правительство с помощью разработанной методологии научного исследования, включающий в себя определённые общие и частно-научные методы познания.

Для достижения поставленных задач автор разделяет данную работу на две основные главы, где рассматривает теоретико-методологические основания исследования Правительства как политического института в сравнительной политологи и правительства Приднестровской Молдавской Республике и Республике Беларусь: общее и особенное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

§1.1 Интерпретация феномена правительства как исполнительного органа власти в контексте  компаративистского подхода

 

Вопрос о понятии органа исполнительной власти является одним из важнейших для науки государственного управления и отличается множеством предлагаемых определений. Одно из наиболее полных предложил Д.М. Овсянко, который полагает, что "орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определённые методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана, в порядке исполнительной и распорядительной деятельности, осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества"3. Г.А. Василевич определяет правительство как коллегиальный центральный орган государственного управления, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти4.

В любом государстве правительство – это высший коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят руководители министерств и других центральных органов государственного управления. В тех странах, где исполнительная власть принадлежит Президенту, правительство выполняет роль совещательного органа при Президенте и, как правило, не имеет чёткого конституционного статуса. В большинстве стран Европы для обозначения рассматриваемого органа государственного управления употребляется лишь один термин. Например, в Литве, Чехии и Венгрии он называется Правительством, в Польше, Италии и Болгарии – Советом Министров, в Латвии – Кабинетом Министров.

Следует особо отметить, что употребляемый в англоязычных конституциях термин Government, переводимый обычно как "правительство", подчас означает не правительство, как оно рассматривается здесь, а более широкое понятие - правление или вообще систему законодательных или исполнительных органов, включая главу государства, хотя иногда значит именно "правительство". Поэтому читая переводы таких конституций, а тем более конституции в оригинале следует особо вдумываться в значение данного термина в данном контексте.5

В ряде президентских республик (например, США, Бразилии, Мексике и др.) и дуалистических монархий правительства как коллегиального органа не существует, ибо исполнительная власть в них принадлежит непосредственно главе государства, по поручению которого его администрация как совещательный орган при нем осуществляет управление страной. В Конституции США, например, говорится, что «исполнительная власть вверяется Президенту Соединенных Штатов Америки» (ч. 1 ст. 2)6.

Правительство далеко не всегда рассматривается как высший орган исполнительной власти, так как такой уровень во многих странах представлен главой государства. Но в тех странах, где глава государства не является главой исполнительной власти, это правительство которое представлено как  высший орган исполнительной власти. Например, Конституция Кыргызстана (ст. 70) характеризует Правительство республики как «высший орган исполнительной государственной власти Кыргызской Республики». В Конституции Украины (ст. 113) также говорится о Кабинете министров как о «высшем органе в системе органов исполнительной власти». В Конституции Беларуси (ст. 106) определяется, что Правительство осуществляет исполнительную власть в республике и является «центральным органом государственного управления».

Правительство страны - это вершина многосторонней и многоступенчатой пирамиды органов исполнительной власти, которая включает в себя разнообразные и разнохарактерные не только центральные, но и региональные и местные органы и учреждения, подотчетные ему. Вместе с тем это - не узко специализированный орган управления, а орган общей компетенции, осуществляющий руководство и контроль за деятельностью управленческих государственных структур во всех сферах и областях общественной жизни. 

Поскольку правительство призвано выполнять очень широкие и разнообразные исполнительно-распорядительные функции, постольку и его компетенция по управлению страной достаточно объемна, хотя и далеко не одинакова в странах с различной формой государственного правления. В президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях полномочия правительства серьезно ограничены тем, что в них глава государства реально стоит во главе исполнительной власти, в то время как правительство (кабинет) действует от его имени и по его поручению. Значительно шире полномочия правительства в парламентарных, а отчасти и в полупрезидентских республиках и парламентарных монархиях, где не только фактически, но нередко и формально исполнительную власть возглавляет правительство. В федеративных государствах полномочия федерального правительства ограничиваются не только полномочиями главы государства и других федеральных государственных органов, но и полномочиями правительств и других органов субъектов федерации.

Несмотря на то, что конституции большинства стран определяют компетенцию правительств лишь в самом общем виде, есть и такие, где она характеризуется более или менее подробно и четко, например, в конституции Португалии, Украины, Беларуси, Словакии, Японии, Аргентины, Армении, Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана и др7.

Полномочия правительства могут классифицироваться по различным основаниям. Поскольку управленческая деятельность правительства охватывает все сферы жизни общества, то и полномочия правительства подразделяются по этим сферам — экономической, политической, социальной и духовной. Среди основных функций правительства можно выделить следующие.

Первым и важнейшим направлением работы правительства является исполнение законов, принятых законодательным органом. Многие конституции специально подчеркивают, что вся деятельность правительства должна соответствовать закону и осуществляться во имя его исполнения.  Вторым важнейшим направлением деятельности правительства является организация государственного аппарата и руководство его деятельностью. Исполнение законов и эффективность всей другой деятельности правительства находится в решающей зависимости оттого, как организованы многочисленные министерства и другие ведомства и как осуществляется через них руководство всем государственным аппаратом. Третьим общим и типичным направлением деятельности правительства является участие в законотворчестве и осуществление собственной нормотворческой деятельности. Это находит свое выражение, прежде всего в том, что правительство обладает правом законодательной инициативы и именно оно обычно подготавливает, оформляет и вносит в парламент подавляющее большинство законопроектов. Четвертым очень важным и характерным основным направлением деятельности правительства служит разработка проекта и исполнение государственного бюджета. Хотя само принятие бюджета входит в компетенцию парламента, трудоемкая, многоплановая и кропотливая разработка проекта государственного бюджета и его исполнение после принятия парламентом целиком находится в компетенции правительства, является одной из его важнейших и специфичных задач.  Наконец, пятая широкая и важная область полномочий правительства связана с руководством или участием в руководстве внешней и военной политикой. Понятно, что в президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях эта область входит, прежде всего, в компетенцию главы государства, а правительство (кабинет) принимает участие под его руководством в проведении внешней и военной политики. Но в парламентарных республиках и парламентарных монархиях и в этой области решающая роль принадлежит правительству и его премьер-министру.

Информация о работе Сравнительный анализ правительств приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь