Способы решения политических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду: что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство. А социальный конфликт это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..………..3
Глава 1. Общая теория конфликта…………………………………..…….4
Субъекты и объекты социального конфликта………………..……5
Источники конфликтов…………………………………….………..7
Типология политических конфликтов…………………….………9
Глава 2. Способы решения политических конфликтов………………..14
2.1. Пути примирения конфликтов……………………………………..…17
Заключение…………………………………………………………….…...18
Используемая литература………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Политология,Куликова МВ 22ФБ-11.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)


МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

РеФЕРАТ

по дисциплине «Политология»

Специальность 080105 Финансы  и кредит

Зачетная книжка № 5640

 

 

 

 

Выполнила студентка 22ФБ-11 группы

факультета заочного обучения

Куликова Мария Вячеславовна

 

 

Научный руководитель: Кривошеев М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 г.

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………..………..3

Глава 1. Общая теория конфликта…………………………………..…….4

    1. Субъекты и объекты социального конфликта………………..……5
    2. Источники конфликтов…………………………………….………..7
    3. Типология политических конфликтов…………………….………9

         Глава 2. Способы решения политических  конфликтов………………..14

          2.1. Пути примирения конфликтов……………………………………..…17

          Заключение…………………………………………………………….…...18

          Используемая литература………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Социальное различие общества, в уровне доходов, власти, престиже  часто приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов. Сегодня конфликты – повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. Разумеется, в простейших случаях человек, оказавшись в конфликтной ситуации, может и без специальных конфликтологических знаний сориентироваться в том, что делать. Но когда ситуация достаточно сложна, то оказывается далеко не лишним владение приемами и методами урегулирования конфликтных отношений, а то и обращение к специалистам - конфликтологам.

В основе конфликта лежат  субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует сравнивать.

 Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду: что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство. А социальный конфликт  это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

 

 

 

Глава 1. Общая теория конфликта

 

Политический конфликт — столкновение, противоборство разных социально-политических сил, субъектов  политики в их стремлении реализовать  свои интересы и цели, связанные  в первую очередь с борьбой  за снискание власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, а также с политическими перспективами развития общества.

Проблемой социально-политического конфликта имеет давние традиции в истории политической мысли. Наибольший взнос в теории социально- политического конфликта сделали Аристотель, Т. Гоббс, H. Макиавелли, Д. Веко, А. Токвиль, К. Маркс, Г. Вебер. При всем разнообразии подходов общим для них является понимание политического конфликта как постоянно действующей формы борьбы за власть в конкретном обществе. Так, Т. Гоббс значительное место в образовании государства отводил конфликтному фактору, а природное состояние общества представляло как «войну всех против всех». При этом Гоббс указывал на три основные причины конфликта: соперничество, недоверие, жажду славы. Проблематика конфликтов является определяющей в толковании социально-политических явлений в трудах В. Парето, Е. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Дарендорфа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Субъекты и объекты социального конфликта.

 

Участником конфликта  может быть любой человек, организация или группа лиц ,которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчета в целях

конфликтного противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса. Субъектом же социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т. е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях. Поскольку потребности субъектов, их интересы, цели, притязания могут реализовываться нередко только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие могут принимать такие политические организации, например, партии, парламентские организации, государственный аппарат. Они являются выразителями воли соответствующих социальных групп и личностей. Нередко социальный конфликт принимает форму конфликта политических, этнических и других лидеров (широкие массы выходят на улицы лишь в моменты наивысшего обострения ситуации).

Субъекты и участники  социального конфликта могут  иметь различные ранги, статусы  и обладать определенной силой.

1. Оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы.

2. Оппонент второго  ранга – отдельные индивиды, защищающие  групповые интересы.

3. Оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп.

4. Высший ранг – государственные структуры, выступающие от имени закона.

 В реальном конфликте  каждая из сторон стремится  понизить ранг противника и  повысить свой собственный.

 

Главной задачей субъекта, стремящегося контролировать течение этого конфликта, является раскрытие его подлинных причин, а следовательно, и истинных целей, преследуемых его участниками. Сложность такого анализа в значительной степени усугубляется частым стремлением сторон скрыть, замаскировать настоящие причины противоречия со своим оппонентом (нередко это вызывается желанием использовать не вполне законные методы для реализации своих интересов или же опасением, что обнародование причин спора вызовет негативную реакцию общественности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Источники политических конфликтов

 

Источники политических конфликтов ученые видят в действии внесоциальных или социальных факторов. Чаще всего к внесоциальным факторам относятся многочисленные - в духе К. Лоренца - интерпретации различных  видов политической напряженности, базирующиеся на признании сходства внутривидовой враждебности животных и агрессивности человека. Однако данные современной науки не подтвердили, что люди обладают повышенной склонностью именно к конфликтам, а не к, положим, альтруизму или солидарности с себе подобными.

С позиции воздействия  социальных факторов на природу политических конфликтов выделяют три основные причины (источника), лежащие в основе политической конфронтации:

- разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т.д. Эти объективные источники политических конфликтов чаще определяют противоречия между правящей и контрэлитой, различными группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за части государственного бюджета, а равно и между всеми иными политическими субъектами системы власти.

- расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях (о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса).

- процессы идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе. Такие конфликты характерны для нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью. Такого же характера противоречия возникают и в тех странах, где напряженность в отношениях с правящими структурами вызывает защиту людьми культурной целостности своей национальной, религиозной группы, стремление повысить ее властный статус ( например католиками Северной Ирландии, франкоязычным населением Канады и т.п.).

         Западные теоретики (Дж. Бергон, К. Ледерер, Дж. Дэвис и др.) выдвинули еще одну версию, объясняющую природу политических конфликтов - теорию человеческих потребностей. Эта концепция утверждает, что конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей, составляющих самое человеческую личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Типология политических конфликтов

 

Характер изменений  политических процессов, темпы и  направленность эволюции системы правления  самым непосредственным образом зависят от типа доминирующих политических конфликтов. В самом общем виде в политической науке принято классифицировать конфликты по следующим основаниям:

  -с точки зрения зон и областей их проявления. Выделяются внешнеполитические и внутриполитические конфликты, которые, в свою очередь, подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий. Среди внешнеполитических конфликтов могут выделяться кризисы типа "балансирования на грани войны" (Д. Даллес), отражающие выдвижение одним государством требований и притязаний к другому в надежде, что противник скорее уступит, чем будет бороться; "оправдания враждебности" (Р. Лебоу), характеризующие провокационную деятельность государства против потенциального противника с тем, чтобы использовать сложившуюся ситуацию для выдвижения ему неприемлемых требований (Гитлер инсценировал нападение на радиостанцию в Гляйвице для оправдания развязывания войны против Польши) и т.д.

 - внутриполитические конфликты также подразделяются на кризисы и противоречия, раскрывающие взаимодействие между различными субъектами власти (правящей и оппозиционной элитами, конкурирующими партиями и группами интересов, центральной и местной властью и т.д.), отражающие характер политических процессов, по которым разгорается спор групп и индивидов (в сфере государственного управления или массового участия граждан в политике) и т.д.;

  - по степени и характеру  их нормативной регуляции   выделяют институализированные  и неинституализированные конфликты  (Л. Козер), характеризующие способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры;

  - по качественным характеристикам,  отражающим различную степень  вовлеченности людей в разрешение  спора, интенсивность кризисов  и противоречий, их значение для динамики политических процессов можно выделить конфликты:

 1.равно "глубоко" и "неглубоко укорененные" (в сознании людей - Дж. Бертон);

2.равно  "с нулевой суммой" (где позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и "не с нулевой суммой" (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия - П. Шаран);

3. равно антагонистические и неантагонистические конфликты (К. Маркс), разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или - соответственно - сохранением противоборствующих субъектов и т.д.;

- с точки зрения публичности  конкуренции сторон. Выделяют открытые (выраженные в явных, внешне  фиксируемых формах взаимодействия  конфликтующих субъектов) и закрытые (латентные - доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий). Если первый тип хорошо различим в разнообразных формах массового участия граждан в политической жизни (например в виде манифестаций, забастовок, участия в выборах и т.д.), то второй более характерен для скрытых от глаз обывателя процессов принятия решений (в частности взаимодействий внутри правящей элиты, отношений между различными ветвями власти);

  - по временным  характеристикам конкурентного  взаимодействия сторон - долговременные и кратковременные конфликты. Возникновение и разрешение отдельных конфликтов в политической жизни может завершиться в течение предельно короткого времени (например отставка министра в связи с публикацией сведений о его предосудительных действиях), но может быть соотнесено с жизнью целых поколений (противоборство диссидентов с коммунистическими режимами в странах Восточной Европы и бывшем СССР, военно-политические конфликты между Израилем и рядом арабских государств и т.д.);

- по уровню положения  субъектов выделяют конфликты  вертикальные (характеризующие взаимоотношения  субъектов, принадлежащих к различным  уровням власти: между центральными  и местными элитами, органами федерального и местного самоуправления и т.д.) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.).   Каждый тип конфликта, обладая теми или иными свойствами и характеристиками, способен играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости.

Информация о работе Способы решения политических конфликтов