Современные буржуазные политические теории и идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:09, практическая работа

Описание работы

Во всех странах Западной Европы сохранялись монархии с сильными феодальными пережитками; после учреждения контрреволюционного Священного союза (1815 г.) решающее влияние в политике большинства стран Европы приобретает реакционное дворянство. Однако возродить уничтоженные революцией феодальные отношения в области экономической, социальной и гражданско-правовой было невозможно.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3
1.Либерализм и неолиберализм…………………………………………..4
2.Консерватизм и неоконсерватизм……………………………………..12
Заключение ………………………………………………………………...19
Список литературы

Файлы: 1 файл

1 семестровая.doc

— 42.62 Кб (Скачать файл)

Некоммерческое акционерное  общество

«АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ»

Кафедра социальных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Политология

СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА №1

 

на тему:        «Современные буржуазные политические теории и идеологии»                  

Специальность               Электроэнергетика 5В050718                                               

Выполнил                       Сергазин Мурат Каиржанович              Группа   БЭ-09-10

Руководитель                  ст.пр. Шокатаев Д.К.                                                                 

____________________________________________________ «_____»__________________________2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2012

 

Содержание:

Введение …………………………………………………………………….3

  1. Либерализм и неолиберализм…………………………………………..4
  2. Консерватизм и неоконсерватизм……………………………………..12

Заключение ………………………………………………………………...19

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Современный  мир противоречив и динамичен.  Его дифференциация является  источником многообразия интересов  отдельных общностей людей, которые  воплощаются в политических идеях. 

        Понятие «политические  идеи современности» используется  для обозначения системы взглядов, теорий, концепций, соответствующих  реальности ХХ века и выражающих  отношения к политической деятельности, государству и политической власти.

        Великая французская революция открыла дорогу развитию капитализма во Франции и ряде других стран континентальной Европы. К этому же времени ощутимо проявляются результаты промышленного переворота в Англии. Гражданское общество становится во всех развитых странах все более буржуазным; все явственнее оно делится на два основных класса – буржуазию и пролетариат.

         Во всех странах Западной Европы сохранялись монархии с сильными феодальными пережитками; после учреждения контрреволюционного Священного союза (1815 г.) решающее влияние в политике большинства стран Европы приобретает реакционное дворянство. Однако возродить уничтоженные революцией феодальные отношения в области экономической, социальной и гражданско-правовой было невозможно.

К буржуазной политико-правовой идеологии  относятся те концепции, которые  оценивали гражданское общество периода первоначального капитализма  как неизбежное и необходимое  явление, требующее теоретического осмысления, идеологического оправдания и реформ в интересах торговой и промышленной буржуазии. В своеобразных условиях первой половины XIX в. основными направлением буржуазной политической мысли становятся либерализм и консерватизм.

 

 

1. Либерализм и неолиберализм

 

         Либерализм  – течение выступающие за парламентаризм, политические права и свободы личности, ограждение ее от государственной тирании, демократизацию общества, расширения предпринимательства, отвергая революционный путь. Добиваясь всего легально - реформами.

         Социальная  основа либерализма — индивидуализм,  когда свободный, активно действующий  индивид рассматривается в качестве  центра общественной и политической  жизни.

         Либерализму свойственна свобода от  групповых, классовых,  националистических и других предрассудков; космополитизм, терпимость, гуманизм, индивидуализм, демократизм, подчеркивание самоценности личности.  Либерализм основывается на признании  прав и свобод человека, разделении законодательной и исполнительной власти,  свободе выбора занятий, свободе конкуренции.

 

Основные принципы либерализма:

— Индивидуалистичность, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства. Права личности в целях защиты закрепляются в конституции, неукоснительное выполнение которой контролирует независимый суд;

— Разделение властей, создание сдержек и противовесов как условия эффективного контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью;

— Ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, социального мира и т.п., его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы.

— признание оптимальным регулятором  экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов;

— понимание равенства людей  как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному.

         Лозунг либерализма — блаженны имеющие, обладающие имуществом. Обладание имуществом расценивается как нечто положительное, поэтому либерализм, естественно, берет под свою опеку свободу тех видов деятельности, которые направлены на добывание и рост частной собственности. Либерализм добивается устранения всех ограничений частной инициативе и частному предпринимательству, ведущим к приобретению имущества. Надо, однако, добавить, что либерализм берет под свою защиту не только доходные предприятия. Он поддерживает всякую инициативу и все виды социальных предприятий, поскольку он видит в них проявление и обогащение человеческой личности, развитие сил и способностей человека.

 

         К концу XVIII - началу XIX вв.,  сложилась та  форма либерализма, которая позже получила название “классической”. Обычно её связывают в Англии с деятельностью кружка “философских радикалов”, опиравшихся на труды И.Бентама, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж. Милля, позже Г. Спенсера, а также с идеями “манчестерской школы” экономического либерализма  (Р. Кобден, Д. Брайт), а во Франции - с творчеством Б. Констана, Ф. Бастиа.

         Однако люди, согласно теории “классического либерализма”, достаточно разумны, чтобы осознать необходимость соблюдения норм общежития, позволяющих каждому эффективно достигать своих целей. Следовательно, “общественный интерес” “классические либералы” интерпретировали не как интерес некоторой общности, стоящей над индивидом, а как сумму интересов отдельных членов, составляющих общество.                     Либеральный  принцип индивидуализма, приоритета интересов над социальными, отстаивался ими в наиболее крайней форме, как онтологический принцип.

         В классическом либерализме обосновывается идея антипатернализма, суть которой заключается в том, что каждый человек - наилучший судья собственных интересов. И следовательно общество должно обеспечивать своим гражданам наибольшую свободу, совместимую с равными правами других. При этом свобода интерпретируется негативно, как отсутствие принуждения, как личная и гражданская свобода, как неприкосновенность сферы частной жизни. Именно эта сторона свободы представляется наиболее значимой: политические свободы либералами начала XIX в. рассматривались как гарантия личных и гражданских прав.

         Наибольшая свобода, совместимая с равными правами других, обеспеченная разумными “правилами игры”, устанавливаемыми и поддерживаемыми государством - вот кредо “классического либерализма”.

         Понятие свободы занимает в либеральной доктрине особое место, ибо с самого начала либеральное мировоззрение тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы как универсальной ценности. Свобода эта понималась в общем как свобода от политического, церковного и социального контроля со стороны государства еще со времен Дж. Локка.

         Гарантией же свободы является не только защита от вмешательства государства в частную жизнь людей, но и от господствующего в обществе мнения. ''Вследствие несвободы мнений люди не только не знают основания того, что признают истиной, но и сама эта истина утрачивает для них всякий смысл. Вообще практически по всем значимым жизненным вопросам, истина заключается преимущественно в примирении, согласии противоположностей. Для умственного благосостояния людей необходима свобода мнения и свобода его выражения''.

         Экономическая программа “классического либерализма” наиболее ярко проявилась в движении за свободу торговли в Англии, направленном против так называемых “хлебных законов”, устанавливавших протекционистские пошлины на импортируемое зерно. По утверждению лидеров “манчестерской школы”, возглавлявших это движение, протекционистские пошлины, способствовавшие росту цен на хлеб, есть не что иное, как незаконный налог, взимаемый с бедняков в пользу английских лендлордов. Отмена “хлебных законов” в 1846 г. рассматривалась как большая победа экономического либерализма в Англии.

         Большое значение либералы классического периода придавали обоснованию роли и функций государства. Государство, полагал Бентам,  необходимо для того, чтобы защищать и охранять личные интересы индивида и интересы общества как совокупность индивидуальных интересов. "Наибольшее счастье наибольшего числа людей" обеспечивается не только свободной игрой личных интересов, но их корректировкой со стороны государства в случае необходимости.

         Либералы XIX в. формируют основное направление деятельности государства.

Важнейшими атрибутами политической власти являются законы, они принимаются  государством, которое регулирует отношения  между индивидами.

Таким образом, настаивая на сокращении функций государства, “классический  либерализм” был далёк от мысли  ограничить его миссию сферой права.

Рассматриваемый тип либеральной  теории сформировался в Европе конца XVIII - первой половины XIX в. как ответ  на проблемы, поставленные ходом истории. К середине века обосновываемая этой теорией экономическая и политическая программа была отчасти выполнена.

         “Тремя китами” “классического либерализма” были свобода личности, понимаемая как свобода от принуждения извне, рыночные отношения, основанные на незыблемости частной собственности и минимальное государство. Этот либерализм идеализировал рыночные отношения между мелкими предпринимателями, характерные для раннего капитализма: свободный рынок казался основой “хорошего общества”, в котором ответственные граждане, полагающиеся на собственные силы, взаимодействуют к собственной выгоде и всеобщему благу. Однако на практике свободная конкуренция не привела к гармонизации общественных отношений и торжеству меритократических принципов: оказалось, что в отсутствие контроля рыночные механизмы ведут к поляризации социальных контрастов, причем в основе вознаграждения далеко не всегда лежит принцип заслуг. ''Слабые'' стороны ''классического либерализма'' попытались ликвидировать представители неолиберализма.

 

         Современный либерализм в отличие от классического (по-прежнему сохраняющего политическое влияние) называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма:

—зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного  регулятора экономических и общественных отношений;

— государство начинает рассматриваться  в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека;

— признается необходимость увеличения регулирующей функции государства  в обществе.

         Ничто иное, как новейшее развитие общества привело к возникновению неолиберализма - доктрины,  сохраняющей верность принципам демократии, свободной конкуренции, частного предпринимательства, полагающий, что они сами по себе не смогут достичь успеха автоматически,  а требуют постоянного вмешательства государства,  создающего  благоприятные  условия для их реализации.

         Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция и в теоретических разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.

         Если кейнсианство изначальным считает осуществление мер активного государственного вмешательства в экономику, то неолиберализм — относительно пассивного государственного регулирования. По кейнсианским моделям предпочтение отдается совокупности государственных мер по инвестированию различных сфер экономики, расширению объемов правительственных заказов, закупок, ужесточению налоговой политики. Их крайнее проявление приводит, как очевидно из экономической истории, к дефициту государственного бюджета и инфляции.

         Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур, видя роль регулирования экономики государством в его функциях «ночного сторожа» либо «спортивного судьи». Уже в 30-е гг. для противодействия кейнсианским идеям государственного регулирования экономики, ограничивающим систему свободной конкуренции, в ряде стран были созданы неолиберальные центры по выработке альтернативных мер государственного вмешательства в экономику, которые  способствовали бы возрождению и практическому воплощению идей экономического либерализма. Наиболее крупные центры неолиберализма в Германии, США и Англии получили название соответственно Фрайбургской школы (ее лидеры — В.Ойкен, В.Репке, А.Рюстов, Л.Эрхард и др.), Чикагской школы, которую также называют «монетарной школой» (ее лидеры — Л.Мизес, М.Фридмен, А.Шварц и др.), Лондонской школы (ее лидеры — Ф.Хайек, Л.Роббинс и др.). Видными представителями неолиберальных идей во Франции явились экономисты Ж.Рюэфф, М.Алле и другие.

Информация о работе Современные буржуазные политические теории и идеологии