Соотношение понятий «идеология», «национальная идеология», «государственная идеология», «национально-государственная идеология и идеол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:47, реферат

Описание работы

В культурный оборот в Европе понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира. До того как древнегреческие философы ввели в оборот понятие идеи, роль и значение общих мыслей и ценностей в жизни человека и общества уже понимали создатели древних мифов и исторических традиций. Сегодня слово «миф» чаще всего отождествляют со сказкой. Важно подчеркнуть, что состоявшие из обобщенных мыслей и ценностей древние мифы не являлись сказками в современном значении этого слова. Первобытные люди верили в них. Мифы как комплексы идей способствовали и способствуют объединению людей, были и являются стратегиями человеческой деятельности, или, пользуясь более современной терминологией, «руководством к действию».

Содержание работы

1. ПОНЯТИЕ ИДЕОЛОГИИ, ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
2. НАЦИОНАЛЬНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ. СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ.
3. ИДЕОЛОГИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
4. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕЯ
5. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Файлы: 1 файл

Реферат по идеологии обработан.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

К атрибутам государственности могут относиться явления знакового характера, указывающие на существенные аспекты жизнедеятельности государства, народа. К ним относятся исторические даты, политические ритуалы, архитектурные сооружения, скульптурные памятники и мемориалы, памятные места, государственные знаки отличия, денежные знаки, политическая топонимика, национальные и политические деятели.

Политическими символами могут являться понятия, которые выражают национально - государственную идеологию: идеал, девиз, проект, лозунг; призыв, афиша, пароль, плакат, программа, решение, постановление, указ, приказ, закон, конституция, парламентёр. Все они имеют широкую практику употребления в политической жизни.

Как осуществляется механизм государственной идеологии? Производством политических идей занимаются не только отдельные лица, но и организации и учреждения. Итак, совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и её распространением представляет механизм государственной идеологии.

Существуют два варианта формирования механизма государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизованности. В СССР и других странах бывшего социалистического лагеря существовал централизованный аппарат, сеть специализированных идеологических центров. Но поскольку всё это происходило под давлением сверху и жёстко навязывалось, этот механизм встречал сопротивление со стороны значительной части населения.

Механизм государственной идеологии в западных странах формировался как составной элемент процесса становления и развития учреждений государства и гражданского общества. Распространением политических идей занимались там кроме органов власти университеты, исследовательские центры, общественные фонды, партии, движения, газеты, журналы, издательства и т.д. В качестве идеологов обычно выступают советники в органах власти, сотрудники секретных служб, писатели, журналисты, политики, политологи, философы, историки, социологи и т.д. Эти люди образуют связную идеологическую среду, – как отмечает А. Зиновьев. – Они делают отбор, систематизацию идей и учений, издают и переиздают сочинения определённых авторов, готовят справочники, учебники. Действуют весьма согласованно, чтобы зарабатывать на жизнь, делать карьеру, становиться известными (см. Зиновьева А.А. «На пути к сверхобществу. М., 2000»).

Российский академик Н.Н. Моисеев подчёркивает возрастающую ответственность интеллигенции за судьбы общества: «И если бы у этого слоя людей возникло некое общее понимание ситуации, сформировалось бы общее представление о желаемом будущем, о системе приоритетов, это могло бы оказать серьёзное влияние на судьбу страны и помогло сформулировать ту систему взглядов, которую иногда называют национальными целями. Без представления о национальных идеях, без определённого видения перспектив любому народу выжить очень трудно, а сохранить культуру – невозможно. Общество, народ становятся беззащитными». [Моисеев Н.Н. Россия на перепутье // Социально - гуманитарные знания, 1999, №4, с.173 – 174]

В литературе высказывается мысль о том, что производством идей, их обновлением должны заниматься сотрудники аппарата власти, научно-исследовательские центры, преподаватели вузов, работники средств массовой информации, учреждений культуры. Становление гражданского общества невозможно без согласования индивидуальных, групповых и общих интересов, их баланса. Государственная идеология должна быть концентрированным выражением мнений большинства членов сообщества на основе плюрализма мировоззрений, а правительство должно заботиться о реализации коренных интересов нации в целом.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Научное представление об идеологии сформировалось не сразу, а постепенно, начиная с идеологических систем и религиозных учений в процессе освоения людьми социальной действительности и развития самого общества, научных представлений о нем.

2. Идеология может играть в обществе различные роли, присущие ей определенные внутренние закономерности. Политическая идеология как форма общественного сознания выполняет важнейшие функции в развитии общества.

3. Национальная идеология в конкретных исторических условиях может становиться доктриной государственной власти и государственной политики.

3.      ИДЕОЛОГИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Основы идеологии белорусского государства официально сформулированы в Конституции Республики Беларусь, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах Беларуси.

Однако идеология должна вбирать в себя как ценности, сформированные самим белорусским народом, так и ценности, разделяемые мировым сообществом и не противоречащие национальным интересам. Нам следует опираться на мировоззренческую основу трех общемировых идеологий:

–        либерализм, выдвигающий в качестве основной ценности права и свободы человека;

–        консерватизм, направленный на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей;

–        социализм, ориентирующийся на приоритет в общественном развитии принципов коллективизма, социального равенства и справедливости.

Эти идеологии, которые называются глобальными или тотальными, «претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяснения мира и универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества, его экономического и политического устройства»[1]. Они оказывают мощное влияние на локальные идеологии, которые обычно формируются отдельными сообществами (государствами). К такому типу идеологии относится и идеология белорусского государства.

Локальные идеологии «появляются в ответ на потребности внутренней регуляции отношений между различными общественными силами и направлены на обеспечение целостности и всестороннего прогресса определенной страны, общественного блага ее народа»[2].

После приобретения независимости Республика Беларусь провозгласила приверженность общечеловеческим демократическим ценностям, формированию которых во многом способствовал либерализм. Основанная на принципе свободы человека либеральная идеология сыграла огромную роль в разработке идей, идеалов и норм современной демократии, способствовала утверждению прав человека в качестве высшей ценности.

Исходным тезисом либерализма является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав личности, среди которых важнейшими признаются право на жизнь, свободу и частную собственность. Либерализм провозглашает народ основным источником власти в государстве, равенство всех перед законом, наличие у каждого человека основных политических прав и свобод, в первую очередь, право гражданства, голоса, свободы передвижения, слова, собраний, объединений и т.д.

Условиями самореализации индивида выступают развитое гражданское общество, базирующееся на политическом плюрализме, и правовое государство, основанное на принципе верховенства закона, взаимной ответственности государства и личности, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга.

В духовной сфере либерализм склоняется к терпимости и компромиссу. Идеал либерализма – общество равных возможностей, в котором каждый человек, обладающий достаточным трудолюбием и умением, может добиться жизненного успеха и благополучия.

Важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиции составляют фундамент любого общества, в них аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Общественные реформы должны опираться не на голые теоретические схемы, а на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности, быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей. При проведении реформ консерватизм выступает за сохранение положительных элементов прежней политической системы, т.е. за эволюционный путь развития, категорически отрицая революцию.

Консерватизму свойственно ориентироваться на местные, региональные и национальные ценности. Общество должно состоять не из отдельных индивидов, а представлять собой целое, «мы», которое сосредоточено прежде всего на локальном уровне: в семье, школе, трудовом коллективе, местных институтах власти. Социальное «мы» на местном уровне является естественным источником стабильности, сохранения традиций и формирования патриотизма.

Основными идеалами социалистической идеологии являются социальное равенство, социальная справедливость, коллективизм и общественная собственность.

Социальное равенство – равное положение людей в обществе, которое обеспечивается обладанием одинаковыми правами, равным, отвечающим принципам справедливости подходом к определению соответствия между реальной ролью отдельной личности или социальной группы в общественной жизни и их социальным статусом, в т.ч. между правами и обязанностями, трудом и его вознаграждением, заслугами и общественным признанием.

Социализм рассматривает социальное равенство в качестве высшего блага для личности и общества в целом и выступает за приоритет общественной собственности, которая создает необходимые условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира.

Социализм исходит из того, что на смену индивидуализму приходит свободная ассоциация, добровольная совместная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт. Именно коллективистское общество, основанное на принципах равенств людей и социальной справедливости, призвано преодолеть эгоизм и взаимоотчуждение людей.

Опираясь на вышеперечисленные постулаты современных идеологических концепций, идеология белорусского государства должна включать:

– национально-государственную идею – мировоззренческую основу идеологии;

– концепцию основ идеологии белорусского государства – систему основных ценностей и приоритетов культурно-исторического, политического, правового, экономического, социально-гуманистического и геополитического развития Республики Беларусь;

– программы по реализации концепции основ идеологии белорусского государства на уровне отраслей, ведомств и регионов, определяющие цель, задачи, сроки, приоритеты, ресурсы и механизмы реализации;

– пропаганду – распространение основ идеологии белорусского государства с целью формирования у масс определенного мировоззрения, представлений, отражающих интересы белорусского народа.

 

4.      НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕЯ

Определяя идеологические приоритеты белорусского государства, необходимо учитывать как опыт прошлых веков, так и ориентироваться на то новое и позитивное, что появилось у нас с момента провозглашения независимости. При этом следует четко осознать тот факт, что нельзя искусственно идеологизировать общество исходя из конъюнктурных соображений. Навязывание обществу мертвых идеологических схем приводит к упадку государственности, застою и переходу к регрессивному развитию.

Идеология должна быть эффективной, выработанной в соответствии с потребностями общества и государства, глубоко проникать в сознание людей и выстраиваться «на своем, родном фундаменте».

Выбор оптимального пути развития страны во многом зависит от наличия в обществе общенациональной идеи, которая должна отражать интересы как общества, так и государства в целом, т.е. быть национально-государственной. Национальная идея – это интегрирующая идея, призванная объединить, а не раскалывать общество. Иными словами, это «идея нации-государства»[3].

Любая идеология базируется на национально-государственной идее, в которой народ выражает смысл своего исторического существования. «Данная идея не создается искусственно, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей народа, которые предполагают его целостность и «узнаваемость» другими»[4]. Она должна носить созидательный характер и способствовать раскрытию внутреннего потенциала народа.

Национально-государственной идеей белорусского народа выступает «построение сильной и процветающей Беларуси». Современный исторический процесс позволяет научно разработать и социально-экономически реализовать данную идею. Республика Беларусь – суверенное демократическое государство, население которого составляет коренная нация, развиваются язык и культура. Поэтому белорусский народ объективно имеет возможность самостоятельно строить свою счастливую судьбу.

Национально-государственная идея включает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства, и без которых нельзя осуществить практическую деятельность белорусского народа: независимость, стабильность и благосостояние.

Независимость

Основным условием успешного развития белорусов является независимое белорусское государство. Как показал многовековой исторический опыт, отсутствие национального государства не способствовало становлению и развитию белорусского народа.

Только с приобретением независимости начался этап истинного национального возрождения и государственного строительства. Это позволило создать эффективные органы государственной власти, проводящие независимую внутреннюю и внешнюю политику в интересах народа; национальную систему культуры и образования, способствующую гармоничному развитию личности; крупный экономический потенциал для повышения благосостояния граждан и построения социально-ориентированной экономики.

Сегодня очевидно, что в эпоху глобализации именно независимость позволит белорусскому народу сохранить свою национальную идентичность и, тем самым, отстоять право на свой путь развития. Поэтому независимость имеет первостепенное значение для становления нашего молодого государства.

Информация о работе Соотношение понятий «идеология», «национальная идеология», «государственная идеология», «национально-государственная идеология и идеол