Содержание власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:30, реферат

Описание работы

Политическая литература предлагает разнообразные определения власти. По мнению Т. Гоббса власть - это способ достижения блага в будущем, и жизнь – это постоянное стремление к власти, которое прекращается только смертью. М. Вебер считал власть возможностью осуществления своей воли не смотря на сопротивления остальных. Р. Даль считал, что власть предоставляет возможность одному человеку заставлять другого делать то, что он не сделал бы по своей воле.

Содержание работы

Введение 3
1. Определения власти 4
2. Соотношение политики и власти 6
3. Субъект и объект власти 7
4. Функции власти 9
5. Разделение власти 10
6. Ресурсы власти 12
Заключение 14
Список использованных источников 15

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Определения власти 4

2. Соотношение  политики и власти 6

3. Субъект и  объект власти 7

4. Функции власти 9

5. Разделение  власти 10

6. Ресурсы власти 12

Заключение 14

Список использованных источников 15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Власть – это одна из самых важных политологических категорий, которая неразрывно связана с политикой. Так как с помощью власти определяются территории государств, а также реализуются общие интересы населения.

Власть – это особенный вид общественных отношений, который присущ всем стадиям развития человечества. Посредством отношения власти реализуется потребность людей в саморегулировании и организации. В обществе все время существуют разнообразные индивидуальные и групповые интересы. Их необходимо регулировать, соподчинять, снимая таким образом социальную напряженность. Исходя из этого, властные отношения являются механизмом регулирования общественной жизни, выступают в качестве гаранта единства разных обществ, а также самой древней формой их организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Определения власти

 

 

Политическая  литература предлагает разнообразные определения власти. По мнению Т. Гоббса власть - это способ достижения блага в будущем, и жизнь – это постоянное стремление к власти, которое прекращается только смертью. М. Вебер считал власть возможностью осуществления своей воли не смотря на сопротивления остальных. Р. Даль считал, что власть предоставляет возможность одному человеку заставлять другого делать то, что он не сделал бы по своей воле.

Множество ученых отмечают естественный характер власти. Зло кроется не в самой власти. Любой индивид с самого начала старается достичь власти и славы, однако существуют люди, все время стремящиеся командовать, а другие – повиноваться. Посреди этих крайностей большинство людей, в одних ситуациях легче подчиняющихся, а в других - командующих. Существует тип людей, которые в принципе не любят командовать. Однако без жажды власти не существует лидеров. Необходимо также принять во внимание власть. Потому что, в месте стыка двух форм власти - индивидуальной и организации - в месте, где они сходятся обнаруживается сущность власти и проявляется такое ее свойство, как принуждение.

Невзирая на различия в подходах экспертов к установлению сущности власти, выделяют и общие ее свойства. Власть содержит понятие о способности и возможности, господстве и повиновении. Без повиновения не существует власти, как без власти не существует повиновения. Проявлением власти служит действие, побуждающее людей делать что-то, чего они не сделали бы по собственной воле. Это власть над кем-то. Но существует и власть для чего-то, например, для достижения определенной цели. Исходя из этого, как отмечает А. Гидденс, власть по своей сути не является угнетением, это просто способность осуществлять выбор образа действий или возможность добиваться целей. Власть не служит препятствием на пути к свободе, а наоборот является для нее посредником, промежуточным звеном.

Власть зачастую определяется как волевое отношение. Властвовать -   означает налагать свою волю на волю других. Власть является реальной способностью тех или других социальных сил или личности реализовывать свою волю в отношении других социальных сил или личностей.

Выделяют универсальные характеристики власти: ее всеобщность, то есть функционирование во всех областях общественной жизни и политических процессах; ее способность проникать в любые виды деятельности, объединять или разъединять людей, общественные группы. Область власти может быть совсем малым, например, личность самого человека, семья, и крайне большим - государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур. исходя из этого можно выделяют разнообразные виды власти: экономическая и политическая; светская и церковная; законодательная, исполнительная и судебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.

Еще в первобытном обществе существовала общественная власть, которая координировала все стороны жизни коллектива и которая регулировалась обычаями. Затем, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпела большие изменения, становясь постепенно политической властью. Постепенно она оформлялась в законах, трансформируясь в новую власть - государственную.

Политическая власть все время носит общественный характер, проявляется через функционирование особых структур, предполагает применение принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Необходимо учитывать соотношение политической и государственной власти. Политическая власть является фактическим соотношением классовых и иных социальных сил. Государственная власть является это непосредственным продуктом политической власти, она носит политический характер, так как государство в своей деятельности затрагивает интересы почти всех слоев населения. Однако ни политическая власть не сводится к государственной, так как содержит также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., ни государственная - к политической. Государство осуществляет и неполитические задачи, которые, тем не менее, могут приобретать политический характер в силу тех или иных условий (школьное образование, язык обучения, экология и т.д.).

 

 

2 Соотношение политики и власти

 

 

Политику и  власть иногда отождествляют, пологая, что они являются взаимообусловленными и нераздельными. В самом деле, власть – это центральное начало политики, она представляет собой инструмент осуществления политики. Стремление к власти, к ее овладению и удержанию является проблемой политической, невзирая на то, что решается она посредством назначений, выборов, захвата. Обычно, власть не является самоцелью для социальных сил, которые стремятся реализовать свои цели. Но, придя к власти, данные силы начинают формирование конкретной структуры власти самых разнообразных масштабов: начиная  от президента, правительства, парламента, заканчивая региональными и местными структурами. Новые руководители, реализовывая свои интересы и цели, сами разрабатывают и притворяют в жизнь свою политику, которая становится средством данной власти. Другими словами, политика оказывается причиной власти, а власть, в свою очередь, - причиной политики. Таким образом, можно утверждать, что политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью.

Данный вопрос имеет значение не только теоретическое, но и практическое. В конкретно взятых политических ситуациях за всеми проблемами политики так или иначе стоят проблемы власти, ее удержания и сохранения. Например, накануне выборов власть часто проводит популистскую политику заигрывания с народом, пустых обещаний; выказывает отеческую заботу о бедных и больных. Иностранные государства, которые заинтересованы в сохранении данной власти иностранные государства присылают своих визитеров самого высокого уровня с обещанием в предоставлении кредитов, с демонстрацией поддержки существующего политического режима и т.д. Завоевание и удержание власти само по себе уже и есть политика со всеми присущими ей атрибутами: выбором целей, постановкой задач, средств, методов борьбы и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Субъект и объект власти

 

Властные отношения подразумевают присутствия субъекта и объекта (или в качестве второго, пассивного субъекта), отношений подчинения и господства, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть образуется в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, которые наделены сознанием, волей, способностью к действиям. Власть сама по себе ничего делать не может, действуют люди, которые обладают властью или подчиняются. Исходя из этого, понятие власти как влияния, отношения не может распространяться на отношения между различными людьми, группами людей и миром предметов, духовным миром, то есть объектами, которые не способны действовать и выполнять распоряжения. Поэтому выражения типа " власть вещей ", "власть денег", "власть идей", "власть над природой" - это не более, чем образные выражения, метафоры, которые приняты в обиходе. Они определяют зависимость какого-либо рода от чего-либо. Идеи, мысли, чувства, деньги сами по себе не являются объектами и не выполняют волю человека. Ее могут выполнять другие люди, которые действует по идейным соображениям, из-за страха, денег и т.д.

Безусловно, в реальной политической жизни власть существует в законах, инструкциях, символических формах, в документах, предметах, знаках различий, программах и т.д. Существуют разнообразные политические учреждения, работники которых занимаются решением различных вопросы в рамках своих полномочий. В обыденной речи данные учреждения также могут выступать в качестве субъектов власти: правительство постановило, съезд решил, парламент принял закон, между тем все это делали конкретные люди. Образуется немало ситуаций, когда объект и субъект власти совмещаются в одной личности и в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для образования самоуправляющихся процессов в обществе, к примеру, самоуправления, самодисциплины, самодеятельности, самостоятельности.

В качестве субъектов власти могут выступать отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичные субъекты – это индивиды, вторичные – политические организации, субъекты более высокого уровня – политические элиты и лидеры. Обычно, субъекты власти должны иметь такие качества, как желание властвовать, воля к власти, профессионализм, готовность брать на себя ответственность, компетентность, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление к власти связано с тем, что власть открывает обширные возможности для получения различных благ: высокого дохода, выгодных связей, привилегий, и т.д.

К субъектам  политической власти относят:

- социальные  общности (народ, классы, нации, социальные группы и слои). Они опосредованно влияют на власть. Во время радикальных политических перемен, анархии, безвластия данные общности могут на короткое время взять политическую власть непосредственно в свои руки посредством бунта, революции, восстания, гражданского неповиновения, создания органов власти "снизу";

- государство;

- политические  партии и организации. Правящие партии непосредственно влияют на функционирование политической власти, оппозиционные – опосредованно. В отдельных странах влияние оппозиционных партий закреплено законодательно (право создавать свой "теневой кабинет");

- правящие элиты, лобби, бюрократия, (группы давления). Бюрократия и политические элиты существуют в любом обществе, их влияние на власть часто определяющее. Лоббисты проталкивают и представляют интересы различных слоев, группировок, которые существуют в обществе. В некоторых западных странах лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;

- групповое  и индивидуальное лидерство;

- личная власть;

- отдельные личности (граждане) в условиях референдумов, выборов;

- толпа. Толпа может  взять власть в свои руки во время кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Верх в толпе берут эмоции, а не рассудок. При захвате власти толпой устанавливается режим охлократии.

От того, как взаимодействуют субъекты политической власти и какие принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества.

Власть все время представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Руководство так же естественно присуще людям, как и подчинение. Поэтому власть зависит от покорности населения и от того, готовы ли ее терпеть, когда она не устраивает общество. Качества объекта политической власти находятся в зависимости от политической культуры населения. К примеру, подданнический и патриархальный тип культуры формирует привычку повиноваться, покорность, желание жить под "твердой рукой". Активистский тип культуры приводит к формированию гражданина, который несет свою долю ответственности за страну, а не покорного слугу власть предержащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Функции  власти

Проявление  власти естественно для человека и заложено в природных биологических и социальных началах его жизни. Исполнение и командование – это два универсальных властных принципа, которые неразделимы и взаимодействуют, также как и два типа личности: властный и подчиняющийся. Данные типы общественно необходимы. Они образуются в больших общественных структурах и отношениях между ними, к примеру, правительства и масс, партий и лидеров, государства и общества и т.д.

Координация данных отношений относится к общественным функциям политической власти. Власть должна сформировать политическую систему общества, политические отношения между политическими институтами, государством и обществом, классами, общественными группами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть должна контролировать данные отношения и преобразовывать их по мере возможностей в организованные и бесконфликтные.

Власть осуществляет управление делами государства и общества на различных уровнях:

- макроуровне высших центральных государственных учреждений политических институтов, партий и организаций;

- среднем уровне ("мезоуровне"), образованный учреждениями районного, областного и регионального масштабов;

- микроуровне, который охватывает непосредственное политическое общение малых групп людей и самоуправление. На данном уровне образовывается политическая культура, складываются убеждения и мнения людей. Данный уровень не является низшим, он образует политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.

От деятельности политической власти во многом зависит открытость или закрытость общества, тип политического режима, характер политических отношений и другие политические характеристики данного общества, включая авторитет, стабильность, роль оппозиции, разделение и сотрудничество властей, демократичность.

Исходя и  этого, наиболее важными и общественно значимыми функциями политической власти можно назвать следующие:

- поддержание стабильности и общественного порядка;

- достижение  общественного согласия (консенсуса);

- выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

- принуждение для достижения социально значимых целей и поддержания стабильности;

- осуществление управления делами общества.

 

 

 

 

5 Разделение  власти

 

Разделение  власти это – основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти образуется из свойства власти являться отношениями между субъектом и объектом, между которыми образуются отношения исполнения и командования, подчинения и господства. В политической системе общества, где в качестве субъектов власти выступают организации и учреждения, разделение власти означает разделение функций, принятие решений и их исполнение, распределение труда. Разделение власти сложилось исторически на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных институтов и лиц.

Информация о работе Содержание власти