Социальные программы РТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение социальных программ в РТ.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать общую характеристику правительственных программ;
- описать основные направления социальных программ в РТ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ
ПРОГРАММ……………………………………………………………….4
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РТ..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

соц программа РТ.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ 

    ПРОГРАММ……………………………………………………………….4

2.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РТ..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы работы. В кризисных ситуациях, в период модернизации общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на главных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактических задач, поступательность их движения.

Следует сказать, что именно реализации социальных решений, социальных программ в последние десятилетия уделялось крайне недостаточное внимание. Причин тут много. Одна из них - некомпетентность субъектов управления, их неготовность обеспечить все циклы прохождения принятых социальных, решений - от выработки до реализации. Вторая - сложившийся стереотип мышления, выражающийся в недоверии к организационным структурам управления, которые в условиях командно-бюрократической системы нередко сводились к жестоким некомпетентным регламентациям, инструкциям, многочисленным проверкам и т.п., что, несомненно, вело и сегодня ведет к инертности общественного сознания, к заорганизованности управленческих решений, к манипулированию общественным мнением и другим негативным следствиям управления.

Цель  и задачи работы. Целью работы является изучение социальных программ в РТ.

Для раскрытия  поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- дать общую  характеристику правительственных программ;

- описать основные направления социальных программ в РТ.

Объект  и предмет работы. Объектом работы являются государственные программы в области социальной политики. Предмет – социальные программы РТ.

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

 

Понятие «программа»  близко к понятию «проект», поэтому  нередко программно-целевое управление называют управлением по проекту. Однако первое понятие шире второго: проект выступает как структурный элемент крупномасштабной программы национального характера. Он конкретизирует программу, содержит более подробный перечень и характер работ, необходимых для достижения цели.

Программы многообразны по характеру, цели, объему, времени и другим признакам.

Общегосударственные – программы достижения крупных  общенациональных целей, которые часто  охватывают все сферы общественной жизни (производственной, непроизводственной, финансовой, налоговой, социальной, духовной, международной).

Функциональные  – это многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных  проблем развития группы отраслей или  выполнение общенациональной задачи усиления ряда отраслей (например, развитие энергетики, строительного комплекса и так далее).

Региональные  и муниципальные программы разрабатываются  в целях преобразования и возрождения  регионов и муниципальных образований.

Программно-целевое  управление содержит стадии:

– познавательную, информационную, на которой изучается ситуация, выявляются проблемы, ресурсы и перспективы;

– целевую, когда  формулируется главная цель, осуществляется ее расчленение на подцели, строительство  «дерева целей»;

– практически-стратегическую, на которой вырабатывается стратегия  реализации цели, описываются мероприятия, средства и пути осуществления цели;

– организационную, когда создается система как  совокупность организаций, необходимых  для достижения цели, формируется  орган управления системой организаций, участвующих в программе;

– реализационно-практическую, когда разрабатывается перечень мер, которые следует принять для реализации поставленной цели; осуществляется программа системой соответствующих организаций;

– результирующую, на которой подводятся итоги.

Под «программой» в макроэкономическом стратегическом планировании понимают научное предвидение состояния какого-либо локального объекта управления в определенный срок (через 5, 10, 15 и более лет), основанное на четком определении цели и системе мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели, согласованных между собой по ресурсам, срокам исполнения и исполнителям1.

Особое место  в системе программ, разрабатываемых  в процессе стратегического планирования, занимают целевые комплексные (стратегические) программы. Целевая комплексная (стратегическая) программа - это адресный, различной степени директивности документ, содержащий согласованную по срокам, ресурсам и исполнителям систему социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, задач наиболее эффективными путями и в установленные сроки.

Государственные программы формируются, исходя из прогнозов  по ограниченному кругу особо  важных государственных задач, а  их финансирование должно осуществляться из государственного бюджета и внебюджетных фондов. По договоренности можно привлекать предприятия, население, иностранных инвесторов. Материально-техническое обеспечение программ происходит за счет поставок для нужд государства по типу государственного заказа через государственную контрактную систему, органы которой закупают продукцию, прогнозируют тенденции изменения потребностей.

Практика применения программного подхода сегодня стала  достаточно распространенной практически во всех странах мира. Так, в советский период в стране осуществлялась активная разработка региональных и локальных программ (на мезо- и микроуровне), направленных на достижение целей, имеющих особо важное значение для регионов, предприятий (программы реконструкции, развития отраслей промышленности, освоения северных территорий и так далее).

Государственное программирование позволяет осуществлять разработку концепции будущих преобразований на основе социальных целей, критериев  и мер. Их достижение должно способствовать не просто обеспечению социальной защиты и жилищной обеспеченности населения и социальных гарантий, но и качественному развитию социальных отношений, повышению роли человека (групп) в обществе, развитию экономических отношений в сфере получения ипотеки на жилье2.

Отмечается, что  для решения социальных проблем  как в стране в целом, так и  в отдельных её регионах сегодня  крайне необходим комплексный подход. Его основной целью должны стать  разработка и дальнейшая реализация в практику государственного управления комплексных целевых программ.

Говоря о  технологической стороне государственного программирования, следует акцентировать  внимание на соблюдении ряда основополагающих принципов: системность, комплексность, научность, реалистичность, территориальность, определенность, функциональность. Отмечается, что технология государственного программирования начинается с постановки целей, которые должны быть достигнуты в ходе решения той или иной задачи.

Таким образом, подчеркивается, что при постановке целей необходимо придерживаться некоторых правил: цели и задачи должны быть максимально интенсивными, но достижимыми; все цели должны быть четко распределены во времени и иметь конкретное выражение; характер целей должен соответствовать характеру и предназначению деятельности государственных организаций; цели должны быть реальными, иначе психологически они теряют свой смысл в качестве мотиваторов деятельности государственных служащих. Кроме того, цели должны быть социально обоснованными, не носить узкокорпоративного характера, то есть базироваться на понимании новой парадигмы приоритетов социального развития, являющихся атрибутами гражданского общества и социального государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РТ

 

 

Развитие социальной защиты - важнейшей регулятивной системы стабилизации политического и социально-экономического положения в обществе, нейтрализации негативных последствий острых противоречий в жизнедеятельности различных социально-демографических групп населения является одним из основных направлений социальной политики в Республике Татарстан.

Основные цели социальных программ РТ:

- обеспечение социальной защищенности малоимущих и социально уязвимых групп населения до уровня не ниже нормативного;

- обеспечение адаптации граждан к изменяющимся условиям социально-экономической среды через содействие самореализации личности.

Рассмотрим  приоритетные направления развития социальных программ в РТ.

Характеристика  пенсионного обеспечения в Республике Татарстан.

В Республике Татарстан проживает 969,3 тыс. получателей пенсий (около 25,7% от общей численности населения).

При активной поддержке Правительства  республики развивается система  учреждений негосударственного пенсионного  обеспечения - негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ).

В настоящее время 8 НПФ, имеющих  государственную лицензию, выплачивают  дополнительную негосударственную пенсию, более чем 16,3 тыс. пенсионеров, причем количество действующих пенсионных договоров ежегодно растет. Общее число участников системы НПФ исчисляется более чем 289 тыс. человек, из них 94% - участники по договорам с работодателями, 6% - физические лица3.

В результате предпринимаемых  мер в области повышения уровня пенсий стабильно растет количество получателей пенсий в максимальном размере (23,3% от общей численности пенсионеров), а численность пенсионеров, получающих минимальную пенсию, ежегодно уменьшается (составляет 0,7% от получателей пенсий по состоянию на 01.01.12.).

Значения основных социальных индикаторов уровня жизни населения в области пенсионного обеспечения по состоянию на 01.01.12:

- соотношение минимального размера гарантированного государством дохода (с учетом назначенной месячной пенсии, ежемесячных денежных выплат, субсидий-льгот, субсидий малообеспеченным) и прожиточного минимума пенсионера - 1,39 раза;

- соотношение среднего размера гарантированного государством дохода (с учетом назначенной месячной пенсии, ежемесячных денежных выплат, субсидий-льгот) и прожиточного минимума пенсионера - 1,86 раза.

Показатель, характеризующий уровень жизни пенсионеров, - отношение среднего размера пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера - в Республике Татарстан один из самых высоких среди регионов Приволжского округа Российской Федерации.

Социальная  поддержка и социальное обслуживание населения Республики Татарстан.

Составной частью системы  социальной защиты является социальная поддержка населения - реализация мер  социальной помощи и предоставление социальных услуг в рамках социальных гарантий.

В соответствии с Программой адресной социальной поддержки населения в республике разработана соответствующая методическая и нормативная база по замене натуральных льгот их денежным эквивалентом, в том числе и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В период перехода к новой системе оплаты жилищно-коммунальных услуг сформирована республиканская  программа предоставления субсидий в соответствии с максимально  допустимым уровнем роста платежа  населения за жилищно-коммунальные услуги в зависимости от дохода семьи.

В настоящее  время численность граждан, получающих социальную поддержку в виде субсидий, компенсационных выплат, пособий, составляет более 1,2 млн. человек.

Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг  получают ежемесячно около 280 тысяч  семей (20% от общего количества домохозяйств в республике). На выплату субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг в бюджете республики предусмотрено 1,36 млрд. рублей.

Закон Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения" установил  конкретные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям с детьми. Наряду с общероссийским походом к "монетизации" льгот законом предусмотрены адресные меры социальной поддержки конкретным получателям - субсидии на зубопротезирование, услуги связи, установку телефона, лекарства и проезд детям из многодетных семей и детям-сиротам4.

Наличие полного  банка данных адресной социальной защиты населения Республики Татарстан  и внедрение информационных технологий в отрасль социальной защиты позволяют  учитывать все виды социальной поддержки различным категориям граждан, предоставлять их адресно, производить оценку эффективности социальных программ на районном, городском и республиканском уровнях.

В интересах  пожилых людей, инвалидов, детей  развивается волонтерское движение и добровольчество, участие общественных организаций, предприятий и частных предпринимателей в решении социальных вопросов в рамках социального партнерства.

Информация о работе Социальные программы РТ