Социально-экономический и политический аспекты освоения Россией Аляски и других «заморских территорий"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

На протяжении истории нашей страны было немало периодов, когда в ее составе были территории, находящиеся за тысячи километров от континентальной части. Многие выдающиеся люди своей эпохи ценой собственной жизни продвигали интересы России в самых отдаленных уголках земного шара. Среди них купец Иван Шелихов, первый главный правитель Российско-Американской компании А.А. Баранов, правитель форта Росс в Калифорнии И. А. Кусков и многие другие. Всестороннему изучению их деятельности, а также геополитическим, хозяйственным и социальным аспектам освоения Россией Аляски и других «заморских территорий» и посвящена эта работа.

Содержание работы

. Введение………………………………………………………………...3
II. Русская Америка……………………………………………………....4-15
1) Аляска………………………………………………………………….4-9
а) Пути освоения Аляски до создания РАК…………………………….4-5
б) Деятельность Г. И. Шелихова и И. Л. Голикова по освоению Аляски и созданию РАК…………………………………………………………….6-7
в) Период полномасштабного освоения Аляски в рамках РАК. Личный вклад в развитие этих территорий А. А. Баранова и Н. П. Резанова….8-9
2) Форт Росс и его значение в хозяйственном обеспечении Русской Америки…………………………………………………………………...10-11
3) Причины продажи Аляски. Экономические и геополитические последствия этого шага для России……………………………………..12-15
III. Островная губерния России в Эгейском море……………………...16-18
а) Геополитические интересы России в районе Эгейского моря……..16
б) Создание и функционирование островной губернии……………….17
в) Кючук-Кайнаджирский мирный договор и уход русских кораблей из Средиземноморья………………………………………………………...18
IV. Порт-Артур – самая укрепленная «заморская территория» России……………………………………………………………………..19-23
а) Интересы России на Дальнем Востоке и начало широкомасштабного освоения этого региона…………………………………………………..19-20
б) Над Портом-Артуром Андреевский флаг…………………………...21-22
в) Последствия поражения в войне для России………………………...23
V. Бизерта – последняя заморская база российского Императорского флота……………………………………………………………………….24-27
а) Разгром белогвардейского движения и путь следования Русской эскадры к месту своей последней стоянки……………………………...24-25
б) Жизнь колонии в 1921-1924 г.г………………………………………...27
в) Продажа кораблей и дальнейшая судьба русской базы в Бизерте…...28
VI. Заключение……………………………………………………………..29
Список используемой литературы………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Аляска и другие заморские территории России.docx

— 63.78 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В. ЛОМОНОСОВА

 

КАФЕДРА МИРОВОЙ И  РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хворов Дмитрий Андреевич

 

«Социально-экономический  и политический аспекты освоения Россией Аляски и других «заморских территорий»»

 

 

Индивидуальное творческое задание

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

аспирант второго года обучения

Кочетков Е.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА   2008

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение………………………………………………………………...3

II. Русская Америка……………………………………………………....4-15

  1. Аляска………………………………………………………………….4-9

а) Пути освоения Аляски до создания РАК…………………………….4-5

б) Деятельность Г. И. Шелихова и И. Л. Голикова по освоению Аляски и созданию РАК…………………………………………………………….6-7

в) Период полномасштабного освоения Аляски в рамках РАК. Личный вклад в развитие этих территорий А. А. Баранова и Н. П. Резанова….8-9

2) Форт Росс и его  значение в хозяйственном обеспечении  Русской Америки…………………………………………………………………...10-11

3) Причины продажи Аляски. Экономические и геополитические  последствия этого шага для  России……………………………………..12-15

III. Островная губерния России в Эгейском море……………………...16-18

 а) Геополитические  интересы России в районе Эгейского  моря……..16

б) Создание и функционирование островной губернии……………….17

в) Кючук-Кайнаджирский мирный договор и уход русских кораблей из Средиземноморья………………………………………………………...18

IV. Порт-Артур – самая укрепленная «заморская территория» России……………………………………………………………………..19-23

а) Интересы России на Дальнем  Востоке и начало широкомасштабного  освоения этого региона…………………………………………………..19-20

б)  Над Портом-Артуром  Андреевский флаг…………………………...21-22

в) Последствия поражения  в войне для России………………………...23

V. Бизерта – последняя заморская база российского Императорского флота……………………………………………………………………….24-27

а) Разгром белогвардейского движения и путь следования Русской  эскадры к месту своей последней  стоянки……………………………...24-25

б) Жизнь колонии в 1921-1924 г.г………………………………………...27

в) Продажа кораблей и  дальнейшая судьба русской базы в  Бизерте…...28

VI. Заключение……………………………………………………………..29

Список используемой литературы………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей своей  истории Россия оставалась континентальной  державой. Образование ее территории шло в основном за счет расширения сухопутных границ и присоединения  таких сопредельных земель, как Сибирь, Средняя Азия, Кавказ, Прибалтика и  др. Но, несмотря на это, в истории  России было немало эпизодов, которые  связаны с приобретением или  возможностью приобретения «заморских территорий». К сожалению, практически  ни одно из подобного рода владений не оставалось в руках нашей страны на протяжении длительного исторического  периода. Исключение здесь может  составить лишь Аляска, историю освоения которой я подробно изучаю в своей  работе.

Однако что же мешало России завладеть обширной сетью колоний? Безусловно, тому противостоял ряд  объективных причин, и, прежде всего, это извечные континентальные проблемы. Ведь до XVIII в. Россия даже не имела незамерзающего выхода к морю, а, следовательно, и хоть сколько-нибудь серьезного военного флота. Но даже после того как Петр I прорубил «окно в Европу» нашей стране постоянно приходилось либо обороняться, либо наступать то на Востоке, то на Западе. Понятно, что в таких условиях думать о приобретении «заморских территорий» было не совсем логично. Второй, крайне значимой причиной являлось отсутствие на большинстве этапов нашей истории мощного флота, способного соперничать с флотами ведущих европейских держав, тем самым обеспечивая надежную охрану наших колоний. Кроме того, нередко определяющее значение на вопрос будет ли Россия владеть той или иной «заморской территорией» оказывал сугубо личностный фактор. Речь идет о том, что все российские императоры XIX в., мягко говоря, без энтузиазма воспринимали предложения о возможности включения в состав Российской империи какой-либо далекой колонии.

И все же,  несмотря на все трудности, на протяжении истории  нашей страны было немало  периодов, когда в ее составе были территории, находящиеся за тысячи километров от континентальной части. Многие выдающиеся люди своей эпохи ценой собственной  жизни продвигали интересы России в  самых отдаленных уголках земного  шара. Среди них купец Иван Шелихов, первый главный правитель Российско-Американской компании А.А. Баранов, правитель форта  Росс в Калифорнии И. А. Кусков и многие другие. Всестороннему изучению их деятельности, а также геополитическим, хозяйственным и социальным аспектам освоения Россией Аляски и других «заморских территорий» и посвящена  моя работа.

РУССКАЯ АМЕРИКА

АЛЯСКА

Пути освоения Аляски до создания РАК

Вопрос о том, когда  началось заселение Аляски русскими остается дискуссионным и поныне. Общепризнанный факт - официально Аляску начали осваивать после Второй Камчатской экспедиции В. Беринга и А. И. Чирикова, осуществленной в 1741-1742 годах. Однако немало современных исследователей полагают, что проникновение русских на Аляску началось гораздо раньше: примерно с XVI в. Причина, по которой наши соотечественники так рано появились в этом регионе – разгром Иваном Грозным Великого Новгорода. Спасаясь от царского гнева, который сопровождался массовыми убийствами и грабежами, многие новгородцы бежали в Сибирь. Предполагают, что именно они, добравшись позднее до Тихого океана, смогли первыми из европейцев перебраться через пролив и достигнуть берегов Аляски. Безусловно, документальных подтверждений этому нет и изучение этого периода доступно нам лишь в форме легенд и преданий, так что в их достоверности правомерно сомневаться.

Однако абсолютно достоверным  фактом является то, что история  русских открытий в Северной Америке  началась в 1648 г., когда отряды казачьих атаманов Семена Дежнева и Федота Алексеева прошли через пролив, отделяющий Азию от Америки. Это событие шло в русле постепенного системного освоения Россией территорий Сибири и Дальнего Востока. К началу XVIII в. о походе Семена Дежнева почти забыли и в 1725 г. Петр I подписывает приказ о снаряжении  Первой Камчатской экспедиции под руководством капитана I ранга В. Беринга. Свое плавание на боте «Св. Гавриил» Беринг совершил в 1728 г. Заново открыв пролив, отделяющий Азию от Америки, он вернулся в Петербург 1 марта 1730г.

Поняв какие огромные потенциальные  возможности могут быть скрыты в  этом крае, у участников Первой экспедиции возникает идея организовать Вторую, куда более подготовленную и многочисленную. Понимая огромную экономическую  важность этого богатого региона, императрица  Анна Иоановна поспешила подписать 16 марта 1733 г. указ об организации Второй Камчатской экспедиции. Она началась 4 июня 1741 г. с отплытия двух судов от берегов Камчатки: «Св. Петр» и «Св. Павел». Помощником В. Беринга в этой экспедиции был капитан 3 ранга А.И. Чичиков. Перед теми, кто отправлялся в это изнурительное путешествие, стояла совершенно четкая задача: достигнуть и обследовать восточный берег Северной Америки. Нужно было оценить масштабы возможной прибыли в случае начала широкого освоения этих территорий. Кроме того, было необходимо исследовать, на сколько опасны эти территории, ведь по сути никто не знал чего следует ожидать и мореплаватели шли в полную неизвестность. Я не буду подробно останавливаться на самом плавании полном опаснейших приключений. Скажу лишь, что до побережья Америки оба корабля, хотя по отдельности, но все же добрались. Правда, серьезного описания местности сделать не получилось. Кроме того, на обратном пути погиб руководитель экспедиции В. Беринг. Но даже того немногого, что увидели моряки хватило, чтобы в последствии сделать этот край, в глазах прежде всего купцов, настоящим рогом изобилия, тем самым дав толчок множеству частных экспедиций и положивших, по сути, начало экономическому освоению этого региона.

Естественно, о научном  изучении новых земель никто не думал  – главной целью были только меха, продажа которых приносила огромную прибыль. Первыми из тех, кто на чисто  коммерческой основе уже в 40-е годы XVIII в. стали промышлять на Алеутских островах, были иркутский купец Н. А. Трапезников, московский купец А. Чабаевский и сержант нерегулярной Охотской команды Е. С. Басов. Всего за несколько лет они сумели заработать на этом деле внушительный капитал. Всего же в период с 1743 по 1797 г. в район Аляски и Алеутских островов было совершено не менее девяноста промысловых экспедиций. Постепенно они налаживали на новых территориях стабильную хозяйственную деятельность, однако о каком-либо централизованном и системном освоении этого региона на государственном уровне речи, конечно же, пока не шло. Истребление каланов и морских котиков шло варварски и практически ничем не ограничивалось, всяческое правовое регулирование отсутствовало. В упрощенном виде схема промысла в тот период выглядела следующим образом. Те, у кого была возможность (в основном это были купцы), строили на Камчатке корабли на деньги только что образованной ими компании с уставным капиталом в несколько тысяч рублей. Затем они отправлялись на этих кораблях в район Аляски, где промышляли в течении года или двух, после чего возвращались с сотнями шкур обратно на Камчатку. В России они продавали их по такой цене, что плавание окупалось десятки раз. После раздела прибыли компании, как правило, распадались, и все повторялось с начала. Безусловно, такое положение дел не устраивало государство, которое хотело иметь свою часть прибыли с освоения новых территорий.

 

Деятельность  Г. И. Шелихова и И. Л. Голикова по освоению Аляски и учреждению РАК

В истории освоения русскими североамериканского континента имя  Г. И. Шелихова занимает особое место. Его  заслуга состоит, прежде всего, в  том, что в отличие от своих  предшественников – смелых и предприимчивых русских землепроходцев, он стал не просто совершать охотничьи набеги, а организовывал на островах и  новом континенте постоянные промысловые  базы. Именно они положили начало систематическому освоению этого дикого региона.

Г. И. Шелихов родился в 1747 г. в городе Рыльске Курской  губернии, в семье местного лавочника. В 26 лет он отправился в Сибирь и  там познакомился с иркутским  купцом И. Л. Голиковым. В 1776 г. Г. И. Шелихов  женился на богатой вдове Наталье  Алексеевне, с этим, по сути, и связан его выход на широкую торговую арену. В период с 1776 по 1781 г. Шелихов  отправил на промысел около 10 судов. Дела шли успешно, и он вместе с Голиковым  решил поехать в Петербург, чтобы  просить у Екатерины II предоставления им монопольного права на ведение промысла в районе Аляски. Однако им было отказано.

 Следует отметить, что  такой шаг императрицы был  во многом оправдан, и прежде  всего тем, что помимо Шелиховской  компании на Камчатке к началу 80-х годов XVIII в работало еще около пяти крупных компаний и предоставление привилегий какой-то одной из них было бы неразумно. Для государства гораздо выгоднее было сохранять условия конкуренции, чтобы дать возможность проявить себя наиболее сильным компаниям, на основании которых впоследствии и будет создана одна большая, подчиняющаяся непосредственно государству. Кроме того, существовала и внешняя причина, мешавшая Екатерине II вплотную заняться вопросами освоения Аляски. Имеется в виду то, что как раз в 1780-е годы происходило включение в состав Российской империи Крыма и Грузии. Отношения с Турцией все более накалялись: в высших кругах понимали неизбежность новой войны с ней, поэтому вопросы, связанные с Аляской, отодвигались на второй план.

Вернувшись в Охотск, Г. И. Шелихов решил действовать  самостоятельно. Построив три судна  «Три Святителя», «Архангел Михаил»  и «Симеон и Анна» в 1783 г. вместе с командой, состоявшей из 192 человек, он направился на остров Кадьяк. Путешествие  было необычайно трудным: несколько  раз корабли попадали в шторм, теряли друг друга из виду. Однако в  итоге в 1787 г. все три корабля  сумели вернуться с богатой добычей  в Охотск. Важно было и то, что  Г. И. Шелихов оставил вместо себя на Аляске управляющего, от которого требовал не только промышлять пушнину, но и  «поступать расселением российских артелей для примирения американцев  и прославления Российского государства  по изъясненной земле Америке  и Калифорнии». Эта фраза со всей ясностью дает понять, что у Г. И. Шелихова были не сугубо коммерческие интересы на Аляске – он действительно  хотел продвинуть интересы России в  этом регионе, быть полезным своему отечеству. Причем та энергичность и ловкость, с которой он это делал, поражают воображение. Сразу же по прибытию в  Охотск в 1787 г. Г. И. Шелихов составляет подробный план широкомасштабного  освоения Аляски, включавший в себя активную торговлю с Китаем и Ост-Индийской  компанией. Естественно, что для  реализации подобных устремлений нужна  была всесторонняя государственная  поддержка, в которой после поездки  с И. Л. Голиковым в Петербург  в 1788 г. Екатерина II ему вновь отказала, отметив их труды лишь награждением золотыми медалями.

Однако вернувшись в  Охотск не получив поддержки на общегосударственном  уровне Г. И. Шелихов получил всестороннюю поддержку в лице генерал-губернатора  Иркутской и Колыванской губерний И. А. Пиля. В 1794 г. Г. И. Шелихов основывает Северо-Американскую компанию, главной  целью которой являлось освоение Аляски. Первым правителем этой компании становиться А. А. Баранов – энергичный и талантливый руководитель, отдавший около тридцати лет своей жизни  освоению Северной Америки. К сожалению, Г. И. Шелихову так и не было суждено  реализовать свои планы по расширению компании: 20 июля 1795 г. в возрасте 48 лет  он умер. Его смерть оплакивали лучшие умы России, настолько крупной  личностью он был для своих  современников, а его организаторские  способности поражают и по сей  день.

Информация о работе Социально-экономический и политический аспекты освоения Россией Аляски и других «заморских территорий"