Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

Целью моей контрольной работы является исследовать понятие и проблемы становления социального государства.
Исходя из поставленной цели, выявляем основные задачи:
1. Дать понятие социального государства;
2. Обозначить основные функции и признаки социального государства;
3. Выявить проблемы становления и развития социального государства.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

Введение

Темой моей контрольной работы является социальное государство. Здесь мною были рассмотрены понятие социального государства, его сущность, история развития, функции, а так же проблемы его развития на современном этапе.                       

 Существует точка зрения, в  соответствии с которой «Государство  – это политико-территориальная,  суверенная организация управления  обществом, состоящая из особого  аппарата, обеспечивающая посредством  правовых предписаний первоначально  интересы господствующих классов,  а по мере сглаживания классовых  противоречий, осуществляющего на  правовой основе все более  широкие обще социальные функции (социальное правовое государство)».

Считается, что родиной понятия "социального государства" в  современной трактовке является Германия, однако и наши теоретики  хорошо проработали данный вопрос. Среди них особо хочется отметить труды Корякина В.М.,  Кудашкина  В.В. и Чиркина В.Е.

Актуальность моей работы заключается  в значимости, для современного общества, т. к. социальное государство - это такое государство, которое помогает слабому повлиять на распределение благ в духе справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеко-существование. Государство должно гарантировать прожиточный минимум, помогать социально слабым, брать на себя ответственность за доступ каждого к таким жизненно важным благам, как жилье, питание, образование, помощь в случае болезни и т.п.

Целью моей контрольной работы является  исследовать понятие и проблемы становления социального  государства.

Исходя из поставленной цели, выявляем основные задачи:

  1. Дать понятие социального государства;
  2. Обозначить основные функции и признаки социального государства;
  3. Выявить проблемы становления и развития социального государства.

Структура контрольной работы определяется целью и задачами исследования, работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Становление и развитие понятия социального государства.

 Исследователи сходятся во мнении, что идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX в. как результат социально-экономических процессов, происходящих в обществе. В середине XIX в. по территории многих стран прошла мощная волна революций и кризисов. Установки индивидуальной свободы и невмешательства государства в экономику перестали действовать, что грозило крахом существующим политическим режимам. В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социального взрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти на уступки и провозгласить новую миссию государства.

Термин "социальное государство" был введен в научный оборот немецким государствоведом и экономистом  Лоренцем фон Штейном (1815 - 1890) в 1850 г. Большое влияние на его творчество оказала философия Гегеля. Социальное государство, по мнению Штейна, должно сознательно служить интересам  народа. Уничтожить классы не представляется возможным; власть выражает интересы господствующего класса - класса "имущих"; класс же неимущих представляет потенциальную опасность для государства. Важнейшей задачей государства является "поднятие" низших классов. Следуя логике Штейна, вся система социального обеспечения существует для того, чтобы поддерживать баланс интересов между различными классами; как верно заметил Дж. Кеннеди, если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых. Проблему предлагалось решить при помощи социальной мобильности как средства преодоления классовых различий и комплекса мер социального характера. Сущность социального государства Штейн определил так: оно "обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле следует понимать социальное государство"[3, C.82].

Говоря о зарождении данной концепции, нельзя не упомянуть труды  других немецких ученых XIX в.: А. Вагнера (идея "государства культуры и  всеобщего благоденствия"), Ф. Наумана, Ю. Оффнера. Характерная особенность  трактовки социальной государственности  у немецких ученых заключается в  их взгляде на нее сквозь призму увязывания деятельности государства  по социальной защите граждан и рыночной экономики.

Значительный вклад в  развитие теории и практики социального  государства внес "Новый курс" Франклина Делано Рузвельта. Явившись средством преодоления кризисных  явлений в экономике, он в то же время стал базой для изменения  охранительной роли государства  и установления этой концепции в  США благодаря обширной, продуманной  и эффективной программе реформ, включающей в себя огромный блок мер  социального характера: борьбу с  безработицей, законодательное закрепление  права рабочих на коллективный договор  и организацию профсоюзов, установление максимальной продолжительности рабочей  недели, введение системы государственного социального страхования по старости и безработице и др. Целью любого государства является сохранение социально-политической стабильности. Ради этого оно идет на уступки обществу и, как результат, становится социальным. "Государство  так же заинтересовано трансформироваться в социальное, как оно заинтересовано в своем самосохранении", - утверждает Л.Н. Кочеткова [4, C.41].

Важнейшую роль в воплощении концепции в жизнь сыграло  возникновение Советского государства, где была законодательно закреплена социальная направленность политики.

Когда доктрина социального  государства приобрела концептуальное выражение (после Второй мировой  войны), настал новый этап в ее развитии - конституционное закрепление. Этому  типу государства присущи особые, специфические функции, которые заслуживают быть отображенными в тексте конституции. Первой провозгласила себя социальным государством Федеративная Республика Германия, указав в ч. 1 ст. 20 Основного Закона: "Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства..." [2]. Так или иначе, данное положение законодательно отображено в Конституциях Португалии, Греции, Турции, Дании, Швеции, Нидерландов и других стран.

Россия не отстала в  этом смысле от европейских стран, определив  себя в ст. 7 Конституции РФ 1993 г. как  социальное государство. [1] Но, если оценивать реализацию данной концепции в нашей стране, например по модели П.К. Гончарова (т.е. на трех уровнях: на научном - как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном - как конституционный принцип, на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп), то можно прийти к выводу, что формирование социального государства в России находится на самом раннем этапе: разработка концепции только начинается. Государственное управление в большинстве случаев осуществляется без реальной опоры на юридическую доктрину, нормативная база - неполная, определены лишь некоторые конституционные обязанности Российского государства в области социальной политики по отношению к его гражданам. О практической реализации вообще говорить не приходится, так как отсутствуют концептуальный и нормативный элементы.

 

 

 

 

2. Основные признаки  и функции социального государства.

Признаки социального  государства:

Становление социального  государства — это процесс  не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий  «человеческого» измерения.

С учетом сказанного можно  сделать вывод, что условиями  существования социального государства  и его характерными признаками являются:

● Демократическая организация государственной власти.

● Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

● Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

● Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

● Правовое развитие государства, наличие у него качеств, правового государства.

● Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

● Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

● Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

● Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

● Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Исходя из этого можно  сказать, что социальное государство  осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, и идет по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более  справедливым содержанием. Оно призвано обеспечивать благо индивида: социальную безопасность, материальные условия  свободы и достойного существования  каждого человека. Государство непосредственно  занимается распределением общественного  богатства, но при этом не подрывает  такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность  и т.п., не порождает массовое социальное иждивенчество.

  Функции социального государства

Говоря о функциях социального  государства, следует иметь в  виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций  социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции  как бы преломляются через призму целей и задач социального  государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические  направления деятельности социального  государства — специфические  функции.

К последним, относятся:

- поддержка социально незащищенных категорий населения;

- охрана труда и здоровья людей;

- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

- сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

- поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

- финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

- борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

- поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

- участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

- забота о сохранении мира в обществе.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что социальное государство - это государство, стремящееся  к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия  в управлении производством, а в  идеале примерно одинаковых жизненных  шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное  или иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится  о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной  среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы развития и совершенствования социального государства. Проблемы создания социального государства в России. 
             Социальное государство имеет свои внутренние противоречия, проходит определенные стадии формирования и этапы развития. Отражением этих противоречий и проблем стала широкая дискуссия о кризисе социального государства и его будущем, развернувшаяся в зарубежной научной и политической литературе в 80-90-е годы. В основании процессов, послуживших причиной обострения проблем социального государства, лежат цикличность и неравномерность экономического развития, подверженность экономики и социальной сферы воздействию событий внешней и внутренней политики.

Информация о работе Социальное государство