Социалистическая идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:36, курсовая работа

Описание работы

Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Зарождение социалистической
идеологии…………………………………………………………..…..5
Реформистское (социал-демократическая) и революционное (коммунистическое) направления……………………………………6
Социалистическая идеология в России………………………………9
Заключение…………………………………………………...……….

Файлы: 1 файл

Содержани2.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..3

 

Зарождение социалистической 
идеологии…………………………………………………………..…..5

 

Реформистское (социал-демократическая) и революционное (коммунистическое) направления……………………………………6

 

Социалистическая  идеология в России………………………………9

 

Заключение…………………………………………………...……….19

 

 

Введение

 

Социалистическая  идеология имеет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые  появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".

 

Идеи, которые  позже стали называть социалистическими, появились в XVI веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых  слоев периода первоначального  накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его основоположниками являются англичанин Томас Мор, автор книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла, написавший "Город Солнца". Они считали, что именно общественная собственность создает условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества.

 

На протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков пытались открыть формулу идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный  богатством, все-таки изобиловал нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-Симон, Шарль Фурье и англичанин Роберт Оуэн. Их воззрения формировались под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды теоретиков утопического социализма весьма значительно расходились между собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

 

В этот период возникает  и крайнее проявление социализма - коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством  установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

 

Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого  общества: от каждого по его способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного развитие каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-утописты считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто. Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута эмоционально-образным представлением о будущем и напоминала социальную поэзию.

 

Представители утопического социализма и коммунизма по-разному относились к методам  реализации своих идей. Сен-Симон  и Фурье считали, что главный  путь - реформы, и святое дело бедных - это и дело богатых. Другие, например, Мабли, Мелье, Бабеф призывали трудящихся к революции.

 

 

 

 

 

 

Зарождение  социалистической идеологии

 

Социалистическая идеология (от лат. socialis – общественный, товарищеский) – идеология трудящихся, основанная на их стремлении к строю социальной справедливости и равенства граждан независимо от общественного положения.

 

Развитие социалистической идеологии начинается с момента  появление классового и имущественного неравенства и эксплуатации в  человеческом обществе, т.е. еще с  древних времен. В той или иной степени социалистические идеи звучали в творчестве таких мыслителей, политиков, как: Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, А.Сен-Симон, К.Маркс, Ф.Энгельс, Э.Бернштейн, А.Грамши, В.Ленин и других. Суть социалистической идеи – в освобождении от эксплуатации, социального неравенства, предоставлении индивиду возможностей для саморазвития. Социализм защищает право человека не только иметь (обладать) что-то в соответствии со своими заслугами и трудовыми усилиями, но и быть тем, кем ты есть. Отличие социализма как строя – в осознанности, управляемости преобразований взамен частнособственнической стихийности, в переходе от «царства необходимости к царству свободы». В этом смысле социалистический идеал далек от представления о нем как о строе полного равенства вплоть до уравниловки. Другое дело, что появилось оно на базе реальной практики строительства социализма в странах, социально экономически и культурно к этому не готовых, часто с использованием наиболее простых, как казалось, решений, уводивших далеко в сторону от достижения поставленных целей.

 

Основными её ценностями исторически являются справедливость, равенство, солидарность. Современные  социал-демократические партии подчеркивают важнейшее значение и такой ценности, как свобода.

В настоящее  время приверженцы социализма подчеркивают не только чисто правовое значение свободы, как в либерализме, но видят в ней принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива. Справедливость характеризируется как реализация требования равной свободы для всех, а солидарность – как взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости.

Реформистское (социал-демократическая) и революционное (коммунистическое) направления

 

Социалистической  идеологии уже больше 100 лет. Изначально она выросла на идеях Маркса, но после I мировой войны, в 20-е гг., распалась на 2 мощных течения – социал-демократическое (реформистское) и коммунистическое. Оба течения считаются левыми. Сейчас гораздо влиятельнее первое, а второе – в кризисе. Термин «социал-демократия» возник в конце XIXв. и был связан  с появлением партий рабоч. класса. Осн. различие между этими течениями: соц.-демократическое выступал за путь к социализму через реформы, а коммунистическое -  через революцию (большевики). Рассмотрим вначале соц.-дем. течение.

С 1951 соц. соц.-дем. партии мира объединены в соц. интернационал. Социал-демократическое движение одно из сильнейших в мире (вместе и консерватизмом). В европейском парламенте социалисты имеют самую большую фракцию, уже много лет. В 2000г. почти во всех странах ЕС у власти стояли партии соц.-дем. ориентации.

Социал-демократы  провозглашают верность иделалам Фр. революции: свободе, братству (или солидарности, как общности человечества и чувству  сострадания к жертвам несправедливости).

Они выступают  за равные права для всех классов, рас, народов, наций и вероисповеданий, за демократию как надклассовое явление, т.е. они отошли от определения себя как партии рабоч. класса все большую поддержку соц.-дем. партии получают от «нов. средних слоев»:технич. интеллигенции, гос. служащих, работников сервиса, т.е. работников умственного труда. Их поддерживают также различн. меньшинства. В полит. сфере соц.-демократы выдвинули коцепцию демократичю социализма: беспрерывный процесс реформирования капиталистич. общества, социальн. и экономич. демократия, «наращивание» социальной справедливости, социализация капитализма, развитие дем. институтов. В экономич. сфере социал-демократы прошли сложн. путь от ориентации на гос. экономику, планирование и национализацию (до середины ХХв.) к пониманию необходимости рынка. Сейчас они выступают за многоукладность экономики при условии демокр. контроля со стороны общества над экономикой за перераспределение прибылей в пользу бедных, за защиту социальных интересов и участие трудящихся в участие трудящиеся в управлении фирмой или предприятием, за демокр. контроль на гос. предприятиях. В отношении гос-ва они считают, что при социал-демократии гос-во перестанет быть классовым и превратится в средство создания «социализма для всех». Социал-демократы – за такие ценности, как многопартийность, парламентаризм, свободная оппозиция, возможность выбора между партиями и замены правительства на основе свободных выборов за гарантии прав человека и возрастание роли местного самоуправления (децентрализация). Социал-демократия видится им как система, гарантирующая социальную защищенность и демократичность в единстве. Сейчас социал-демокр. правительства реализуют такие проекты, как соучастие представителей трудящихся в управлении фирмами, участие в прибылях и создание собственности у наемных работников. До 80-х гг. осн. место отводилось ими кооперации и национализации, они были не против конкуренции, но доказывали, что гос. контроль поможет увеличить конкурентоспособность компаний на мировом рынке. Но придя к власти, они в ряде стран отказались от национализации. Вообще, получив власть, социалисты становятся ближе к центристам, оттягивая к себе много голосов у либералов. Социал-демократы регулируют конкуренцию и поддерживают малый и средний бизнес. Сейчас они выступают также и за экологически безопасный характер экон. роста, что делает «зеленых» логическими союзниками соц.-демократов (а также из союзниками могут стать либо коммунисты и левые радикалы, либо либералы). В последние годы социал-демократы оказались в кризисе, поскольку национализация ослабила конкурентоспособность предприятий, а перераспределительные  налоги снизили объем инвестиций и уровень производительности труда. Из политика стала давать сбои, и они стали ее пересматривать.

Коммунистическое  направление отпочковалось от социалистической идеологии к концу 1 мир. войны. С 1919 по 1943 компартии мира объединялись в рамках ком. Интернайионала. Коммунисты претендовали на верность идеям Маркса. Суть их идеологии: необходимо радикально изменить капиталистич. общество. Это можно сделать только путем социалистич. революции, а ее может осуществить только пролетариат, вооруженный рев. теорией. После победы революции устанавливается диктатура пролетариата. Которая выше бурж. Демократии, т.к. это власть большинства над меньшинством.

В экономике обобществляются средства производства, развитие планируется до мелочей, все распределяется.

Руководящая сила при диктатуре пролетариата –  ком. партия. Коммунисты представляют весь пролетариат во всем мире. Это  обусловило интернационализм коммустич. идеологии. К середине ХХ в. ком. партии появились почти во всех странах мира. Но во 2-й пол. ХХ в. начался кризис этой идеологии (причины – разоблачение культа личности Сталина, раскол между КПСС и КПК, реальный результат воплощения идей марксизма в жизнь в СССР – казарменный коммунизм и т.д.), и после распада СССР в 1991 г. коммун. направление практически потерпело крах. Почти все компартии внесли исправления в свои программы, большинство сменило название, они потеряли знач. Число членов партии и голосов на выборах. По сути дела ком. движение в мировом масштабе уже не существует, но наследники компартий – левые партии – все еще играют опред. роль. Одни партии найдут себя в движении «новых левых сил», другие окажутся на обочине политики и превратятся в маргинальные секты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социалистическая  идеология в России

 

Русский социализм  как модель общественного развития России, концептуально оформилась лишь к 40-м годам XIX века, когда появились  признаки, характеризующие кризис феодально-крепостнического строя, и надолго завладела умами значительной части русской общественности.

 

Корни революционных  и утопических социалистических идей уходят в те определяющие историю  страны явления, которые можно объять понятием «кризис крепостничества». Этому периоду присущи острейшие общественные противоречия. Конфликт между развивавшимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями наиболее тяжело сказывался на положении народных масс. Усиление крепостного гнета в условиях активизации хозяйственной деятельности трудящихся в связи с развитием товарно-денежных и капиталистических отношений вызывало нарастание классовой борьбы.

 

В 30-х годах  в промышленных районах России уже  господствовало крупное мануфактурное  производство, усиливался процесс внедрения машин и сложных механических двигателей. В 1842 году началось строительство первой крупной железной дороги, на больших реках, озерах и морях возникло пароходное сообщение. Развивается внутренний рынок, в том числе и рынок наемной рабочей силы.

 

Растут города - центры промышленности, торговли, культуры. Страна все более втягивается в мировой капиталистический процесс. Все это обусловливало рост разночинной интеллигенции, страдавшей от крепостничества и заинтересованной в прогрессе страны. С ней иногда смыкались выходцы из просвещенного дворянства, сочувствовавшие устранению крепостнических препон. Из этих слоев и выходили деятели освободительного движения.

 

Бедственное положение  трудящихся, и прежде всего крестьянства, будило освободительную мысль передовых кругов общества. Активизация экономических, политических и культурных отношений с наиболее развитыми странами способствовала усвоению первыми социалистами России опыта исторического развития зарубежных народов и достижений прогрессивной мысли Запада.

 

Экономические процессы вызывали, с одной стороны, оживление классовой борьбы трудящихся, а с другой - усиленное противодействие крепостников и политического аппарата самодержавного государства.

 

Социалистические  идеи появляются и развиваются «под знаком» критики капитализма - его образа жизни, принципов организации труда и распределения, а главное, форм частной собственности, как основы эксплуатации и пороков капиталистической цивилизации. Вместе с критикой капиталистического строя социалистическая идея включала требование имущественного равенства на основе коллективного владения средствами производства, справедливого распределения общего дохода, защиту гуманизма как общественного принципа и связанный с ним нравственный идеал.

 

Разнообразные различия, характеризовавшие социалистическую мысль разных народов, имели один общий знаменатель - позитивную антибуржуазность, т.е. конструктивную критику капитализма с точки зрения идеала такого общества, где не будет разделения на трудящихся и на эксплуататоров.

 

В России социалистическая мысль появляется как результат критического осмысления итогов Французской революции. К этому времени русской общественности были известны идеи К.Сен-Симона (1760-1825), Ш.Фурье (1772-1873), Р.Оуэна (1771-1858), что, несомненно, стимулировало развитие передовой русской мысли в направлении ее политической радикализации и демократизации.

 

Первым ее шагом в этом направлении можно считать «Русскую Правду» П.И.Пестеля (1793-1826), одного из идеологов декабризма. Размышляя  о ходе развития Запада после происшедших там буржуазных революций, Пестель пришел к выводу о нерешенности ими социальных задач и ограниченности утвердившегося там общественного строя: феодальная аристократия сменилась аристократией богатства. С последней Пестель связывал еще большую «порчу нравов». В своем Проекте он предложил частичное установление общественной собственности в форме общественного фонда земли, что, по его мысли создаст экономическую преграду безраздельному господству капитализма, а гражданам гарантирует политическую независимость.

Информация о работе Социалистическая идеология