Классификация политических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:21, реферат

Описание работы

В самом широком смысле политические процессы есть форма политической активности общества. Исключительное многообразие этой активности и тот факт, что каждый ее отдельный случай имеет свою причину и свою цель, разную степень предсказуемости результата и многие другие различия, весьма затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Можно без преувеличения сказать, что если провести конкурс на самый высокий уровень дискуссионности рассматриваемых политологией проблем, то тема, посвященная политическим процессам, займет первое место.

Содержание работы

Введение……………………….……………………………………….3
Классификация политических процессов…………………………...4
Типология политических процессов…………………………………6
Структура политического процесса: ………….……………………..9
1) Общие и частные политические процессы……………………………9
2) Общий политический процесс и тенденции его развития………….10
3) Частные политические процессы: структура и характеристики……13
4) Этапы развития частного политического процесса…………………17
5) Типология частных политических процессов……………………….17
5. Общий политический процесс в современной России………………19
6. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов…………………………………………………….………………22
Заключение……………………………………………………………….24
Список используемой литературы ……………………………………26

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 46.60 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО                  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                    ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»


 

Кафедра УП-1

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

 

 

«Классификация политических процессов.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса

Очно-заочной (вечерней) формы обучения

факультета УП-1, специальность 080504

Климов Денис  Сергеевич

Проверил: Тавокин Е.П.

 

 

 

 

 

Москва – 2012

 

Содержание 

  1. Введение……………………….……………………………………….3
  2. Классификация политических процессов…………………………...4
  3. Типология политических процессов…………………………………6
  4. Структура политического процесса: ………….……………………..9

1) Общие и частные политические процессы……………………………9

    2) Общий политический процесс и тенденции его развития………….10

    3) Частные политические процессы: структура и характеристики……13

    4) Этапы развития частного политического процесса…………………17

    5) Типология частных политических процессов……………………….17

    5. Общий политический процесс в современной России………………19

    6. Различные концепции и подходы в оценке политических        процессов…………………………………………………….………………22

    Заключение……………………………………………………………….24

    Список используемой литературы ……………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие "процесс" и  его формы

Слово "процесс" (от лат. prossesus – продолжение) означает:

1) динамическое, развивающееся состояние  какого-либо объекта (сразу заметим что в данном случае понятие "объект" по своему содержанию бесконечно, как бесконечна сама вселенная);

2) совокупность последовательных  действий для достижения определенного  результата. Таким образом, это  понятие имеет универсальный  характер, поскольку отражает реальное  и постоянное состояние природы  и общества.

Понятие "процесс" широко используется во всех общественных науках: в экономической  теории, истории, философии, психологии, в правовых науках и т.д. Это объяснимо, поскольку общественные процессы в  своей совокупности составляют ФОРМУ  существования и функционирования общества. Например, в экономической  сфере широкомасштабными и постоянными  процессами являются производство товаров  и услуг их распределение, обмен и потребление. 
          Многочисленные и разнообразные общественные процессы постоянно протекают в социальной, культурной, во всех других сферах общества. Конечно, политическая сфера общества не исключение. Более того, политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует, развивается и совершенствуется. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества. Политическая жизнь общества заявляет о себе в политических процессах.

В самом широком смысле политические процессы есть форма политической активности общества. Исключительное многообразие этой активности и тот факт, что  каждый ее отдельный случай имеет  свою причину и свою цель, разную степень предсказуемости результата и многие другие различия, весьма затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем  же вопросам. Можно без преувеличения  сказать, что если провести конкурс  на самый высокий уровень дискуссионности  рассматриваемых политологией проблем, то тема, посвященная политическим процессам, займет первое место. И, тем  не менее, степень научной разработанности  политологических проблем в целом  и политических процессов в частности  позволяет достаточно четко увидеть  разновидности политических процессов, провести их классификацию1.

2. Классификация политических процессов

Как и любое сложное явление, политические процессы могут быть сгруппированы  по различным основаниям. Отношение  к социуму делит их на внутри–  и внешнеполитические (международные).

Внутриполитический процесс протекает в рамках социума (как правило, государства) между субъектами политики данного общества (партиями, общественными организациями, нациями и другими социальными общностями, лидерами и т. д.), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает практически все сферы жизни общества: политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными (легитимными, в рамках действующего нормативного пространства), так и насильственными (нелегитимными) методами.

Внешнеполитический процесс направлен на организацию отношений с другими государствами. Его цели и содержание, формы и методы обусловлены общественным и государственным строем, господствующим экономическим укладом данного общества. Его смысл заключается в достижении и отстаивании стратегических целей государства на мировой арене. На результативность внешнеполитического процесса существенное влияние оказывают ряд ограничений, обусловленных необходимостью сосуществования в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

В зависимости от того, насколько  важны для социума предметные сферы, управление которыми составляет содержание политических процессов, они  делятся на базовые и периферийные. Первые из них происходят соответственно в базовых сферах и направлены на изменения и модификацию важнейших, системных основ общества: формы и уровень участия населения в политической жизни общества, механизмы и формы учета интересов и требований граждан в решениях органов власти, процессы формирования, механизмы и границы участия «элит» в принятии государственных решений и т. д. Предметная сфера периферийных политических процессов не столь масштабна. Это процедуры формирования политических партий, общественных движений и организаций, развитие местного самоуправления, других механизмов и отношений, не вносящих принципиальных изменений в установленные формы и процедуры реализации государственной власти2.

Степень проявленности в информационном и правовом пространствах социума форм политических процессов делит их на явные и неявные. Характерным для первых из них является то, что содержание, формы и механизмы их реализации и, в частности, взаимодействие органов власти и населения оказываются доступными для информирования и контроля со стороны общественности. Неявные (скрытые, теневые) политические процессы основываются на деятельности открыто не оформленных политических институтов, центров власти, а также на нелегитимных властных притязаниях отдельных граждан.

С точки зрения устойчивости взаимосвязей властных и социальных структур различают стабильные и нестабильные политические процессы.   Первые характеризуются достаточно устойчивой направленностью осуществляемых органами власти изменений, стабильным преобладанием определенных форм отношений между властью и обществом, устойчивым воспроизведением форм политических отношений, политической мобилизации и поведения граждан, отработанных механизмов принятия политических решений. Во вторых очень трудно или невозможно выявить преобладающие формы организации власти. Они обычно возникают в период кризисов как проявление необходимости изменения политической обстановки. Радикальной и непредсказуемой по своим результатам формой нестабильных политических процессов являются революционные потрясения. Они характеризуются тем, что изменение внутренних параметров политического процесса происходит путем резкого, как правило, деструктивного разрешения накапливаемых противоречий. В свою очередь эволюционный политический процесс характеризуется постепенными, преемственными, как правило, конструктивными изменениями политических отношений, институтов, других структур общества.

3. Типология политического процесса

По объектам политического воздействия  политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и  революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют  часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления  правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через  обсуждение проблем в средствах  массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических  государствах.

Теневые, скрытые политические структуры  располагаются на высших и средних  уровнях власти. Речь идет о скрытых  действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании  органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью  законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, чёрный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьёзное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции  своим отдельным структурным  звеньям, например, органам политического  сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда  революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила  игры, доверяют власти. Все участники  политического процесса настроены  на сотрудничество, поиск компромиссных  решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены  в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает  общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный политический процесс  часто возникает в условиях кризиса  власти, утраты ею легитимности. Причины  нестабильности могут быть самые  разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или  иных социальных групп, их неудовлетворенность  своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике  правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.

4. Структура политического процесса

1. Общие и частные политические процессы

Специфическая особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как  единую массу. В совокупности политических процессов выделяются две группы – общие и частные. Политические процессы этих групп отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами  протекания, целями и результатами. Поэтому изучение политических процессов  не может быть организовано иначе  как в раздельном постижении общих  и частных политических процессов. Однако сразу отметим, что эти  две группы процессов нередко  связаны между собой. Более того, частные политические процессы могут  оказывать существенное влияние  на содержание, формы и скорость протекания общего политического процесса.

Итак, что понимается под общим  политическим процессом? Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния  его политической системы.

Частные политические процессы –  это различные, исключительно многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию определенных политических целей, не затрагивающих  состояние политической системы  общества в целом. Соответственно частные  политические процессы проявляются  в исполнении представителями власти своих непосредственных функций (в  частности, по управлению обществом). Эти  процессы также отражают различные  пути презентации различными политическими  партиями, общественными движениями и отдельными гражданами своих политических интересов (например, участие в выборах, референдумах, а также в митингах, уличных шествиях и т.д.). К частным политическим, процессам относятся различные формы принятия и реализации управленческих решений. 
Процессы могут протекать на государственном уровне, в регионе, городе, деревне, внутри разных социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, в политических партиях и т.д. Не смотря на великое множество и разнообразие частных политических процессов, их реализация не ведет к существенным изменениям политической системы общества. Например, не ведет к смене тоталитаризма демократическим политическим режимом или к замене монархии республикой и др.

Информация о работе Классификация политических процессов