Юридическая техника и технология как учебная дисциплина, ее роль в профессиональной подготовке юристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

Другие специалисты считают констатацию подобного статуса Юридическая техника преждевременной, указывая, что на данный момент правильнее говорить о Юридической технике не как о самостоятельной отрасли знания, а как об относительно обособленном прикладном разделе общей теории права Вероятно, если Юридическая техника как научная дисциплина и существует, то находится она на начальной стадии своего развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3
Юридическая техника и технология как учебная дисциплина, ее роль в профессиональной подготовке юристов………4
А. Юридическая техника и технология как учебная дисциплина…4
Б. Роль юридической техники в подготовке юристов…………….7
Акты применения права…………………………………….11
Заключение………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………17

Файлы: 1 файл

Юридическая техника .docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

План

  1. Введение……………………………………………………….3
  2. Юридическая техника и технология как учебная дисциплина, ее роль в профессиональной подготовке юристов………4

А. Юридическая техника и технология как учебная дисциплина…4

Б. Роль юридической техники в подготовке юристов…………….7

  1. Акты применения права…………………………………….11
  2. Заключение………………………………………………….16
  3. Список литературы…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос о том, является ли юридическая техника самостоятельной наукой, в настоящее время не решен однозначно. Некоторые ученые рассматривают ее как уже сложившуюся юридическую науку, относящуюся к группе прикладных.

Другие специалисты считают констатацию подобного статуса Юридическая техника преждевременной, указывая, что на данный момент правильнее говорить о Юридической технике не как о самостоятельной отрасли знания, а как об относительно обособленном прикладном разделе общей теории права Вероятно, если Юридическая техника как научная дисциплина и существует, то находится она на начальной стадии своего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Считается, что «…наличие теории, доктрины, концепции и т. п. говорит о существовании науки, в то время как существование парадигмы свидетельствует о зрелости научного знания. В качестве критериев последней выступает унифицированность различных точек зрения по основным вопросам научной дисциплины, наличие фундаментальных концепций, существование общих стандартов и критериев оценки получаемых результатов. Материальным отображением зрелости научного знания являются научные публикации (достаточного количества и качества), включая монографии и учебники». Оценивая с этой точки зрения «научную зрелость» рассматриваемой дисциплины, можно заключить, что позиции исследователей по основным ее вопросам далеко не унифицированы и даже название науки («юридическая техника» и «юридическая технология») пока не устоялось и часто становится предметом дискуссии.

С другой стороны, широкое использование термина «Юридическая техника» теоретиками права и юристами-практиками, появление большого количества научных исследований по данной проблематике, преподавание соответствующих учебных курсов в вузах многих городов позволяет с уверенностью говорить о постепенном приобретении теорией Юридической техники полноценного научного статуса. Показательным в плане становления Юридической техники как науки является публикация в 2007 г. первого классического учебника по Юридической технике, а также появление одноименного периодического издания. Все сказанное дает основания рассматривать вопрос о предмете и методе Юридической технике как самостоятельной научной дисциплины.

Предмет юридической техники образуют закономерности создания и эффективного функционирования права. В.М. Сырых достаточно подробно исследует проблему предмета науки применительно к законодательной технике, которую он считает самостоятельной дисциплиной. В отличие от общей теории права, предмет которой составляют фундаментальные закономерности (закономерности функционирования и развития права в целом), предмет юридической техники преимущественно образуют закономерности эмпирические. Они характеризуют процессы создания, интерпретации, конкретизации, применения, систематизации права и формулируются двумя способами:

- в результате обобщения  позитивного опыта (правотворческого, интерпретационного, правореализационного  и т. п.);

- в результате конкретизации  различных теоретических положений  применительно к специфике того  или иного вида юридической  деятельности.

С точки зрения масштаба действия, технико-юридические закономерности могут быть как глобальными (например, взаимообусловленность юридической техники особенностями правовой системы, историческая связь юридической техники с правом и т. д.), так и локальными (специфика юридической техники в конкретной правовой семье, например, преобладание правотворческой техники в странах романо-германского права). По времени действия 2 закономерности юридической техники могут быть и постоянными, и временными. Если первые связаны с самой природой и действуют, поэтому на протяжении всей истории, то вторые формируются на отдельных стадиях ее развития и определяются уровнем совершенства права, достигнутым на данном этапе. Рассматривая сферу действия технико-юридических закономерностей, можно заключить, что в их числе явно преобладают не столько общие, сколько специальные закономерности, касающиеся отдельных правовых явлений: правотворчества, системы законодательства, правоприменительного процесса и т. п.

Методы юридической техники включают все научные методы, используемые общей теорией права, как общие (анализ, синтез, классификация и т. д.), так и частные (формально-юридический, сравнительно-правовой). Эти методы образуют сложную систему, выделим два момента:

1. юридическая техника сформировалась как часть общей теории права, поэтому имеет в основе своей ту же научную методологию.

2. Все эти методы играют  исследовательскую, познавательную  роль, служат средством формирования  теоретических представлений о  юридической технике.

Специфика научной методологии юридической техники заключается, вероятно, в меньшей доле абстрактности, теоретизированности. По сравнению с теорией государства и права, в теории юридической техники шире применяются конкретно-социологические методы, чаще используются методы моделирования, эксперимента, а также специальные методы, разработанные другими науками: логические, языковые и т. п. Не следует смешивать научные методы юридической техники и собственно технико-юридические методы, то есть приемы рационально практической деятельности в области права.

Эти методы (правотворческие методы, методы толкования, реализации права, методы систематизации и учета правовых актов и т. д.) разрабатываются самой юридической техникой либо теми разделами общей теории права, которые можно отнести к предмету юридической техники, и имеют не столько теоретическое, сколько практическое значение – выступают научной основой совершенствования действующего права.

Рассматривая юридическую технику как относительно самостоятельную научную дисциплину, уместно поставить вопрос о ее взаимодействии с другими науками. Если обратиться к юридическим наукам, то наиболее явно прослеживается связь юридической техники с общей теорией права. Причем связь эта включает в себя генетические, методологические, понятийные аспекты, позволяющие говорить об общей теории права как базовой, основополагающей дисциплине по отношению к юридической технике. Что касается отраслевых юридических наук, определить их соотношение с юридической техникой можно, обратившись к данным о взаимодействии отраслевых дисциплин с теорией права. Общепризнано, что теория «снабжает» юриспруденцию правовыми понятиями и категориями, получая взамен эмпирический материал для своих обобщений. Однако помимо сугубо теоретических выводов общая теория права, обобщив эмпирические данные, формулирует и конкретные практические рекомендации по совершенствованию правоприменительной, правотворческой, иной деятельности, права в целом.

Итак, юридическая техника – теоретико-прикладная юридическая наука, предметом изучения которой являются закономерности рациональной юридической деятельности по созданию, толкованию, реализации права. В системе юриспруденции она решает задачу систематизации знаний о методах и приемах осуществления юридической деятельности, вырабатываемые общей теорией права, отраслевыми и прикладными юридическими науками.

Главное назначение юридической техники как учебной дисциплины состоит в том, чтобы обучить будущего юриста навыкам выполнения юридической работы.

Однако этот общий тезис требует пояснения.

1. Юридическое образование  в нашей стране построено таким  образом, что основной акцент  делается на изучении общих  положений отраслей права и  положений законодательства. Предполагается, что молодой юрист придет на  работу и освоит практические  навыки, необходимые для выполнения  занимаемой им должности. Так, начинающий  судья испытывает серьезные затруднения  при написании приговора: он не  знает, кратко или пространно  излагать в нем фабулу дела, какие параметры должна иметь  мотивировочная часть. Помощь опытного  судьи-коллеги здесь крайне необходима.

юридическая техника даст возможность:

  • приблизить теорию права к практике;

  • приобрести практические навыки выполнения юридической работы;

  • определиться с практическим уклоном в юридическом образовании.

2. Юридическая техника  является важнейшим условием и средством исправления и предупреждения юридических ошибок. Конечно, она не панацея от всех бед. В частности, она не позволяет объяснить, почему при выполнении одинаковой работы одни судьи допускают ошибки, а другие — нет. Если судья не совершает ошибки, это не означает, что он обладает высоким профессиональным уровнем. На результаты рассмотрения дела могут оказывать влияние различные по своей природе факторы: полнота проведенного предварительного расследования, качество подготовки дела к судебному разбирательству, способность судьи к познавательной деятельности непосредственно в ходе судебного разбирательства и др. Все это говорит о том, что не надо на юридическую технику возлагать все надежды и объявлять недочеты в практической деятельности юриста исключительно ее незнанием. Однако игнорирование юридической техники и ее недооценка не способствуют искоренению юридических ошибок.

3. На приобретение хотя  бы минимального практического  опыта у молодого юриста уходит  не менее года. Понятно, что в  течение этого срока он работает  непроизводительно. Только с опытом  к судье приходит понимание  того, что люди, выступающие в  суде в качестве подсудимых, свидетелей, потерпевших и т. п., имеют разный  психический склад, а это прямо  отражается на характере их  показаний. Если у человека преобладает  эмоциональная сфера, то он в  своих показаниях будет обращать  внимание прежде всего на то, как чувствовал себя в момент  совершения преступления и как  все это оценивал. Но этот аспект  менее всего важен при рассмотрении  дела в суде. Опытный судья  в судебном процессе постарается  направить свидетеля на изложение  фактов, а не своих эмоций по  этому поводу. Новичок в судейской  работе будет слушать все (а  время идет!), а потом ему придется  с трудом «выуживать» из показаний  то, что имеет отношение к делу. Итак, знание основ юридической техники позволяет обеспечить производительность труда юриста уже в самом начале юридической деятельности.

4. Конечно, быстрота разрешения  юридического дела — не самое  главное. Внимание надо обращать, прежде всего, на качество выполнения работы. В самом деле, закон при желании можно «состряпать» быстро; сложнее обеспечить с его помощью адекватное правовое регулирование, т. е. качество самого закона.

знание юридической техники дает возможность повысить качество юридической работы.

5. Любая юридическая работа  отличается сложностью, поэтому  ей, как правило, присуща стадийность, последовательность в выполнении  отдельных операций. Нарушение хода  их выполнения чревато серьезными  негативными последствиями. Это  можно проиллюстрировать на примере.

При вынесении приговора в совещательной комнате судьи решили, что преступное деяние и вина подсудимого доказаны, произвели квалификацию преступления и определили меру наказания. Приговор огласили, и он вступил в силу. Однако забыли решить вопрос о вещественных доказательствах, и они оказались утерянными. Как быть в случае отмены приговора и передачи дела на новое рассмотрение? Вопрос очень серьезный. А судьи просто нарушили последовательность обсуждения вопросов при постановлении приговора. Вот чем может обернуться пренебрежение к формальностям.

Итак, юридическая техника помогает понять практикующему юристу, что юридическая деятельность может быть эффективной лишь тогда, когда будет выполняться в определенном порядке.

6. Право — это атрибут  любого государства, и юридическая  работа выполняется во всех  странах. Более того, работа юристов  всех стран и народов поразительно  схожа. Почему? Да потому, что все  стремятся действовать эффективно  в процессе ее выполнения. Оправдавшие  себя навыки, способы выполнения  юридической работы чаще всего  закрепляются в нормах права. Вот правило юридической техники, которое является непреложным  применительно к развитым странам: принятые законодательные акты  должны быть опубликованы. Где, в  каком печатном издании, в какой  срок — это второстепенные  вопросы. Главное, что такое правило  является общим для многих  и многих стран. Кстати, нет ничего  зазорного в том, что многие  страны перенимают правила ведения  юридической деятельности друг  у друга.

Следовательно, юридическая техника способствует сближению в юридической области с другими странами. Более того, можно спрогнозировать, что в дальнейшем правил юридической техники, общих для многих стран, будет становиться все больше.

Информация о работе Юридическая техника и технология как учебная дисциплина, ее роль в профессиональной подготовке юристов