Эволюция человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:56, реферат

Описание работы

Собственная родословная всегда интересовала людей больше, чем происхождение растений и животных. Попытки понять и объяснить, как возник человек, отражены в верованиях, легендах, сказаниях самых разных племен и народов. В решении этой проблемы особенно обостренно проявляется борьба материалистических и идеалистических взглядов. Изучением процесса антропогенеза занимается антропология - общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека

Содержание работы

Введение. Человек как вид, его место в системе органического мира…………………. 3
Антропоиды - человекоподобные обезьяны………………………………………………7
Этапы эволюции человека………………………………………………………………….9
Первые люди - австралопитеки……………………………………………………………10
Древнейшие люди………………………………………………………………………….11
Древние люди………………………………………………………………………………12
Современные люди………………………………………………………………………...13
Биосоциальная природа человека…………………………………………………………14
Биологические предпосылки эволюции……………………………………………...…..15
Социальный фактор………………………………………………………………………..17
Современный взгляд на эволюцию - синтетическая концепция……………………….18
Феномен человеческих рас и его роль в эволюции……………………………………..22
Будущее эволюции…………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………………25
Список использованной литературы. Интернет-источники……………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 2.12 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Могилевский государственный  университет им. А.А. Кулешова»

 

 

 

Реферат

«Эволюция человека»

 

Подготовила:

Студентка  педагогического факультета

Специальности «хореографическое искусство

1 курса, группы  «д»

Примак Янина

Проверил:

Лебедев В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев, 2012

 

 

Содержание

Введение. Человек как  вид, его место в системе органического мира…………………. 3

 Антропоиды - человекоподобные обезьяны………………………………………………7

 Этапы эволюции человека………………………………………………………………….9

 Первые люди - австралопитеки……………………………………………………………10

 Древнейшие люди………………………………………………………………………….11

 Древние люди………………………………………………………………………………12

 Современные люди………………………………………………………………………...13

 Биосоциальная природа  человека…………………………………………………………14

 Биологические предпосылки  эволюции……………………………………………...…..15

 Социальный фактор………………………………………………………………………..17

 Современный взгляд  на эволюцию - синтетическая концепция……………………….18

 Феномен человеческих  рас и его роль в эволюции……………………………………..22

 Будущее эволюции…………………………………………………………………………23

 Заключение…………………………………………………………………………………25

 Список использованной  литературы. Интернет-источники……………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. Человек как вид, его место в системе органического мира

 

 

 Собственная родословная  всегда интересовала людей больше, чем происхождение растений и  животных. Попытки понять и объяснить,  как возник человек, отражены  в верованиях, легендах, сказаниях  самых разных племен и народов.  В решении этой проблемы особенно  обостренно проявляется борьба  материалистических и идеалистических  взглядов. Изучением процесса антропогенеза  занимается антропология - общее  учение о происхождении и эволюции  человека, образовании человеческих  рас и вариациях физического  строения человека.

 

 С точки зрения естествознания  необходимо, прежде всего, решать  вопрос о происхождении и эволюции  вида Homo sapiens, в определении его  места в животном мире, выявлении  его родства с другими приматами,  а также выяснения отличий  человека от них. В настоящее  время на эти вопросы пытаются  дать ответы шесть основных  концепций о происхождении человека:

 

1. Креационизм - человек  сотворен Богом или мировым  разумом. 

2. Биологическая концепция  - человек произошел от общих  с обезьянами предков путем  накопления биологических изменений. 

3. Трудовая концепция  - в появлении человека решающую  роль сыграл труд, превративший  обезьяноподобных предков в людей. 

4. Мутационная концепция  - приматы превратились в человека  вследствие мутаций и иных  аномалий в природе. 

5. Космическая концепция  - человек как потомок или творение  инопланетян, в силу каких-то  причин попавших на Землю. 

6. Синтетическая концепция,  объединяющая элементы всех концепций. 

<

В нашей работе мы подробно остановимся на современной синтетической  концепции, биологическое обоснование  которой было предложено в 1857 году английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином. Предпосылки, которые привели  к формированию этой концепции, появились  в эпоху Великих географических открытий, сделавших доступным для  наблюдений и исследований практически  весь мир. Начиная с XV в. в мире господствовало мнение, что народы отличаются по уровню своего развития, потому что такими их создал Бог. Но с начала XIX в. в  естествознание начинает проникать  идея всеобщей связи и развития, которая в антропологии трансформировалась как представление о развитии человека, о том, что народы могут  находиться на разных ступенях общественного  прогресса. Основная заслуга в этом принадлежит Тайлору, который в  середине XIX в. разработал основные положения  классического эволюционизма - теории, утверждающей единство человеческого  рода, развивающегося по единым законам. Тогда же было высказано предположение, что разные народы движутся с разной скоростью, но путь, который им предстоит  пройти, один.>

 Параллельно с этими  исследованиями появились и первые  научные представления о происхождении  человека, являющегося результатом  эволюции животного мира Земли.  Впервые эти идеи были высказаны  К.Линнеем, который в своей  «Системе природы» отнес человека  к животному миру, отвел ему  место рядом с человекообразными  обезьянами. Во II половине XVIII в. Ж.  Бюффон и П. Кампер показали  глубокое сходство в строении  основных органов человека и  животных, особенно высших обезьян,  заложив основы научной приматологии.

 К XIX в. в науке  сложилось теоретические предпосылки  появления теории антропосоциогенеза. Важнейшей из них стало проникновение  идей эволюционизма в биологию.

 Именно Дарвин одним  из первых осознал и наглядно  продемонстрировал, что все виды  живых организмов эволюционируют  во времени от общих предков.  В своей теории, первое развёрнутое  изложение которой было опубликовано  в 1859 году в книге «Происхождение  видов» (полное название: «Происхождение  видов путём естественного отбора, или выживание благоприятствуемых  пород в борьбе за жизнь»), основными  движущими силами эволюции Дарвин  назвал естественный отбор и  неопределённую изменчивость. Существование  эволюции было признано большинством  учёных ещё при жизни Дарвина,  в то время как его теория  естественного отбора, как основное  объяснение эволюции, стала общепризнанной  лишь в 30-х годах XX столетия. Идеи и открытия Дарвина в  переработанном виде формируют  фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия. Ортодоксальные последователи учения Дарвина развивают направление эволюционной мысли, носящее его имя (дарвинизм).

 К 80-м годам ХХ  столетия многочисленные ископаемые  находки и использование самых  разнообразных методов исследования  позволили значительно прояснить  вопросы эволюции человекообразных, хотя и сейчас невозможно с  полной уверенностью сказать,  от каких именно обезьяноподобных  предков произошел человек. 

 Общность человека  и позвоночных животных подтверждается  общностью плана их строения: скелет, нервная система, системы  кровообращения, дыхания, пищеварения.  Особенно убедительно родство  человека и животных обнаруживается  при сравнении их эмбрионального  развития.

<

 

>

Сходство ранних стадий развития:

1 — рыба; 2 — саламандра; 3 — черепаха; 4 — птица; 5 — свинья; 6 — обезьяна; 7 — человек. 

 На его ранних этапах  зародыш человека трудно отличить  от зародышей других позвоночных  животных. В возрасте 1,5 - 3 месяцев  у него имеются жаберные щели, а позвоночник оканчивается хвостом.  Очень долго сохраняется сходство  зародышей человека и обезьяны. Специфические (видовые) человеческие  особенности возникают лишь на  самых поздних стадиях развития.

 Появление в процессе  эмбрионального развития человека  хорды, жаберных щелей в полости  глотки, дорсальной полой нервной  трубки, двухсторонней симметрии  в строении тела определяют  принадлежность человека к типу  хордовых. Развитие позвоночного  столба, сердце на брюшной стороне  тела, наличие двух пар конечностей  - к типу позвоночных. Теплокровность, развитие молочных желез, наличие  волос на поверхности тела  свидетельствуют о принадлежности  человека к классу млекопитающих.  Развитие детеныша внутри тела  матери и питание плода через  плаценту определяют принадлежность  человека к подклассу плацентарных. Множество более частных признаков  четко определяют положение человека  в системе отряда приматов.

 Рудименты и атавизмы  служат важным свидетельством  родства человека с животными.  Рудиментов в теле человека  около 90: копчиковая кость (остаток  редуцированного хвоста); складка  в уголке глаза (остаток мигательной  перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой  кишки - аппендикс и др. Все  эти рудименты бесполезны для  человека и являются наследием  животных предков. К атавизмам  (необычайно сильно развитым рудиментам) относятся наружный хвост, с  которым очень редко, но рождаются  люди; обильный волосяной покров  на лице и теле; многососковость,  сильно развитые клыки и др. Общность плана строения, сходство  зародышевого развития, рудименты,  атавизмы - бесспорные доказательства  животного происхождения человека  и свидетельство того, что человек,  как и животные, - результат длительного  исторического развития органического  мира.

 Итак, с биологической  точки зрения, человек - один из  видов млекопитающих, относящихся  к отряду приматов, подотряду  высших. Однако и отличия от  животных фундаментальны. К ним,  прежде всего, относится разум.  Самые высшие животные не обладают  способностью к понятийному мышлению, т. е. к формированию отвлеченных,  абстрактных представлений о  предметах, в которых обобщены  основные свойства конкретных  вещей. Мышление животных, если  о таковом можно говорить, всегда  конкретно; мышление человека  может быть абстрактным, отвлеченным,  обобщающим понятийным, логичным. Благодаря  способности к понятийному мышлению  человек сознает, что он делает, и понимает мир. Вторым главным  отличием является то, что человек  обладает речью. У животных  может быть очень развитая  система общения с помощью  сигналов, но только у человека  есть вторая сигнальная система  - общение с помощью слов. В  естествознании предполагается, что  речь произошла из звуков, произносимых  при работе, которые потом становились  общими в процессе совместного  труда. Таким же путем в процессе  общественного труда постепенно  мог возникнуть разум. Способность  к труду - еще одно фундаментальное  отличие человека от животных. Только человек способен изготовлять,  творить орудия труда. С этим  связаны утверждения, что животные  приспосабливаются к окружающей  среде, а человек преобразует  ее и что, в конечном счете,  труд создал человека (автор идеи  Ф.Энгельс). Со способностью к  труду соотносятся еще два  отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило  его руки и как следствие,  развитие руки, особенно большого  пальца на ней. Наконец, еще  два характерных признака человека  повлиявших на развитие культуры - использование огня и захоронение  трупов.

 Таким образом, главные  отличия человека от животных - понятийное мышление, речь, труд - стали  теми путями, по которым шло  обособление человека от природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Антропоиды - человекоподобные обезьяны

<

 

По строению и физиологическим  особенностям наиболее близкие родственники человека - человекообразные обезьяны, или антропоиды (от греч. антропос - человек). К ним относятся шимпанзе, горилла, орангутанг. О близком родстве  между человеком и антропоидами свидетельствуют сходные детали строения: общий характер телосложения, редукция хвоста, хватательная кисть  с плоскими ногтями и противопоставленным  большим пальцем, форма глаз и  ушей, одинаковое число резцов, клыков и коренных зубов; полная смена молочных зубов и многое другое. Очень важны  черты физиологического сходства: общие  группы крови, болезни (туберкулез, грипп, оспа, холера, СПИД, воспаление легких) и паразиты (например, головная вошь); обнаружена поразительная близость хромосомного аппарата. Диплоидное число  хромосом (2n) у всех человекообразных обезьян - 48, у человека - 46. Различие в хромосомных числах обусловлено  тем, что хромосома человека образована слиянием двух хромосом, гомологичных таковым у шимпанзе. Сравнение  белков человека и шимпанзе показало, что в 44 белках последовательности аминокислот отличаются у них  лишь на 1%. Многие белки человека и  шимпанзе, например гормон роста, взаимозаменимы.>

 Тщательное изучение  высшей нервной деятельности  человекообразных обезьян выявило  близость этих животных к человеку  и по ряду их поведенческих  реакций. В этом отношении особенно  показательна их способность  использовать различные предметы  в качестве простейших орудий.

 Однако между человеком  и человекообразными обезьянами  есть и коренные отличия. Только  человеку присуще истинное прямо  хождение и связанные с этим  особенности строения S-образного  позвоночника с отчетливыми шейными  и поясничными изгибами, низким  расширенным тазом, уплощенной  в переднезаднем направлении  грудной клеткой, пропорциями  конечностей (удлинение ног сравнительно  с руками), сводчатой стопой с  массивным и приведенным большим  пальцем, а также особенности  мускулатуры и расположения внутренних  органов. Кисть человека способна  выполнять самые разнообразные  и высокоточные движения. Череп  человека более высокий и округленный,  не имеет сплошных надбровных  дуг; мозговая часть черепа  в большей степени преобладает  над лицевой, лоб высокий, челюсти  слабые, с маленькими клыками,  подбородочный выступ отчетливо  выражен. Мозг человека примерно  в 2,5 раза больше мозга человекообразных  обезьян по объему, в 3-4 раза  по массе. У человека сильно  развита кора больших полушарий  мозга, в которых расположены  важнейшие центры психики и  речи. Только человек обладает  членораздельной речью, в связи  с этим для него характерно  развитие лобной, теменной и височной долей мозга, наличие особого головного мускула в гортани и других анатомических особенностей.

<

Глубокие, качественные различия между человеком и человекообразными  обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной) деятельностью людей. Отличительная  черта человека - создание и применение орудий труда. С их помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные же используют лишь данное природой. Применение орудий труда резко уменьшило  зависимость человека от природы, ослабило действие естественного отбора, В  процессе труда (совместная охота, изготовление орудий) люди объединялись, что порождало  необходимость общения и вело к возникновению речи как способа  этого общения. >

 На протяжении многих  миллионов лет шел отбор особей, способных к орудийной деятельности, более смекалистых, с более  ловкими руками. На всем пути  палеонтологической летописи человека  останкам наших далеких предков  сопутствуют остатки орудий труда  той или иной степени сложности.  Все условия материальной и  духовной жизни современного  человека есть продукт труда  многих поколений людей.  Переход  от использования предметов к  изготовлению орудий труда - рубеж  между обезьяной и человеком.  Эволюция руки шла путем естественного  отбора мутаций, полезных для  трудовой деятельности. Таким образом,  рука не только орган труда,  но и его продукт. Первыми  орудиями труда были орудия  охоты и рыболовства. Наряду  с растительной, стала шире использоваться  более калорийная мясная пища. Приготовленная на огне пища  уменьшила нагрузку на жевательный  и пищеварительный аппараты, в  связи с чем потерял свое  значение и постепенно исчез  в процессе отбора теменной  гребень, к которому у обезьян  прикрепляются жевательные мышцы,  стал короче кишечник. Наряду  с прямо хождением важнейшей  предпосылкой антропогенеза явился  стадный образ жизни, который  по мере развития трудовой  деятельности и необходимости  обмениваться сигналами обусловил  развитие членораздельной речи. Медленный отбор мутаций преобразовал  неразвитую гортань и ротовой  аппарат обезьян в органы речи  человека. Первопричиной возникновения  языка послужил общественно-трудовой  процесс. Труд, а затем и членораздельная  речь - те факторы, которые контролировали  генетически обусловленную эволюцию  мозга и органов чувств человека. А это, в свою очередь, привело  к усложнению трудовой деятельности. Конкретные представления об  окружающих предметах и явлениях  обобщались в абстрактные понятия,  развивались мыслительные и речевые  способности. Формировалась высшая  нервная деятельность, и развивалась  членораздельная речь. Переход к  прямохождению, стадный образ  жизни, высокий уровень развития  мозга и психики, использование  предметов в качестве орудий  для охоты и защиты - те предпосылки  очеловечивания, на основе которых  развивались и совершенствовались  трудовая деятельность, речь и  мышление.

Информация о работе Эволюция человека