Этнополитология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:34, лекция

Описание работы

Для России это новое направление, наука этнополитология появляется в 80-гг. XX века. Это ответ науки на те изменения, которые происходят в обществе, в современности. Наука отвечает на запросы времени. Этнополитический вопрос является очень болезненным и актуальным для большинства стран мира. От решения этих вопросов зависит стабильность государств. Большинство стран мира полиэтничны, отсюда появляются такие явления как этнический сепаратизм.

Файлы: 1 файл

Лекции по этнополитологии.docx

— 27.26 Кб (Скачать файл)

Вдовин Александр Сергеевич

 

Этнополитология

 

Возникновение этнополитологии 

Для России это новое направление, наука этнополитология появляется в 80-гг. XX века. Это ответ науки на те изменения, которые происходят в обществе, в современности. Наука отвечает на запросы времени. Этнополитический вопрос является очень болезненным и актуальным для большинства стран мира. От решения этих вопросов зависит стабильность государств. Большинство стран мира полиэтничны, отсюда появляются такие явления как этнический сепаратизм.

Обострение межэтнических  отношений большинство исследований связывают с окончанием Второй мировой  войны. Исследователи называют этот процесс этническим возрождением. Так  же это связано с тем, что в  мире проживает более 3 тыс. этносов, в то время как государств чуть более 200. Конфликты между титульным этносом и остальными этносами, желание этносов контролировать ресурсы приводит к обострению межэтнических отношений. В первую очередь это связано с политическими элитами отдельных этнических групп, которые хотят занять место в политической жизни государства.

Большинство вооружённых  конфликтов XX века происходило по линии этнической принадлежности. Эти конфликты показали, что любой такой конфликт может привести не только к дестабилизации государства, но также и к тому, что страна утрачивает свою целостность. Полиэтническое общество в XX в. стало постоянно развиваться.

Большинство государств в  мире – полиэтнические. В СССР проблемы проживания нескольких этносов в одном государстве не было. По идеологическим причинам в советской науке этнополитологии не существовало.

 

Объект и предмет  этнополитологии

Предмет этнополитологии  охватывает такие вопросы как  взаимодействие между этносом и  политикой, влияние этнических общностей  людей на их этническое поведение  и на политику в целом. Родшер определяет этнополитологию как политический срез, содержание политической действительности. Ланденберг говорит о том, что главным вопросом этнополитологии является взаимоотношение государств и этнических групп с опорой на политические феномены этнической природы, которые имеют место в политических системах разных стран мира.

Этнополитология – наука, которая изучает политическую субъективность, т.е. пути и способы участия в политической жизни общества этнонациональных образований (этносы, нации, национальные меньшинства и т.д.), а также взаимоотношения между ними, а также между ними и государством. Т.о. э как наука осуществляет теоретическое осмысление этнополитических процессов, закономерностей, тенденций их развития, в том числе методологические и теоретические основы этнополитики. Это практическая политика государства по урегулированию межнациональных, межэтнических отношений.

 

Отличие этнополитологии  от этнологии

Этнология занимается традиционными  обществами, культурными сообществами (крестьянская община, аборигенное население). Предметом же этнополитологии являются современные этносы и нации, их состояние, динамика развития, их взаимодействие с другими этническими сообществами и государством. Этнополитология – это политическая и общественная жизнь этносов. И этнополитологии и этнологи занимаются часто не своим делом. Этнополитологи говорят об этносах, не зная этносов.

 

Этнополитология – это область политического знания, которая занимается проблемами взаимосвязи этносов и государственной политики, и изучает роль этничности в политическом процессе.

Существует несколько  подходов:

  1. От этничности к политике – подразумевает исследование этнокультурных особенностей и политической активности разных этнических групп (своеобразие и восприятие полит стратегий, представленных разными полит культурами).
  2. От политики к этничности – рассматривает этнополитологию как науку, которая изучает влияние политических явлений и процессов на этническое развитие и межнациональные отношения.

Включает себя исследование 3-х видов отношений:

    1. Между этническими общностями и политическими институтами государства.
    2. Между разными этническими общностями.
    3. Между индивидом и этнической общностью.

 

Проблемное поле этнополитологии:

  1. Этничность в политическом контексте. Этнический фактор играет важную роль не только во внутренней политике государства, но и во внешней (Косово, Абхазия). Геополитический статус государства во много определяется его этническими характеристиками (Франция). На укрепление позиций государства влияет и то, насколько остры этнические противоречия внутри государства. Государство до этнических конфликтов может занимать прочные позиции на международной арене, а с обострением потерять их (СССР). Поэтому для любого государства важной функцией является урегулирование внутренних межэтнических конфликтов, в том числе и этнотерриториальных.
  2. Различия этнических групп в социальном и экономическом положении.

 

Общество  и народ 

 

Народ – совокупность людей, которая объединяется в биосоциальную систему.

Народ = этнос

Этнические общности проходят 3 основных этапа:

  1. Племя
  2. Народность
  3. Нация

По мнению Сталина, нация объединяется 4 основными признаками:

  1. Общность языка
  2. Общность территории
  3. Общность экономической жизни
  4. Общность психического склада

Этническое  сознание – это

Субэтносы – это

Этнографические группы – это

 

Формирование  сознания этнической принадлежности

 

Этническая ассимиляция – этническое растворение.

Процесс этнического  слияния – близкие по культуре и языку этносы, которые живут поблизости, объединяются в один этнос. При этом длительно время они могут сохранять свою идентичность даже в рамках нового этноса и представлять собой субэтнос.

Превращение этноса в субэтнос – это этническая инкорпорация (территория Кавказа).

Этническое расщепление – разделение ранее единого этноса на несколько самостоятельных обществ.

Национальность – это  коллектив.

В начале XX века в оборот входят такие понятия как этнос, этничность, этническая политика. Эти понятия не поддаются чёткому определению.

Этнос – это социальная группа, говорящая на одном языке, признающая своё единое происхождение, обладающая комплексом обычаев, укладом жизни, хранящая свои традиции и отличающая их от других групп.

Этнос – это расовый аспект конкретного сообщества, культурного, этнического или языкового, он определяет доминантные потребности (Арман).

Этнос – это тип общности основанный на информационных связях.

Понятие «этничность» введено  в научную практику в 40-е гг. XX века. Этничность – это существование культурно отличительных групп и форм идентичности. В российской науке этничность обозначается этносом или народом. В 80-годы вышел труд Брамлея «Этнические процессы в современном мире», где он выводит теорию этносов. Рыбаков говорит об этносе, что он не обнаруживает себя как социальная система, он стихиен, аморфен, не структурирован. В тоже время этническое несомненно существует, оно активно и значимо. Этническая проблематика может быть сведена к следующему вопросу: существует ли этнос и этническая общность как самостоятельный социальный феномен? Можно ли раскрыть его сущность? По его мнению, данное понятие – изобретение учёных. Понятие этнос предполагает существование определенных характеристик, которые отличают одну группу от другой. И чтобы отличить один этнос от другого, необходимо выяснить эти характеристики и определить набор характеристик, которые отличают этносы друг от друга. Американские политологи говорят о том, что этничность – это религия, язык и национальное происхождение. А в разные периоды мобилизация может происходить не только по этническому признаку, но и по классовому. Андерсон говорит о том, что явление этничности является универсальным и всеобщим. Российский учёный Тишков считает, что этничность – это разделяемое членами группы общее территориальное и историческое происхождение, общие черты материальной и духовной культуры, политически оформленное представление о родине и особых институтах, таких как государственность, которые могут считаться частью того, что составляет понятие народ, осознание членами группы своей принадлежности к ней. Этничность – это форма социальной организации культурных различий. Этнич общность – это общность на основе культурной самоидентификации по отношению к другим общностям, которые находят с ними в связи. Этнопсихолог Светлана Лурье как и западные исследователи связывает понятия этничность и этнос говорит о том, что этничность – это социальная общность имеющая единую историческую судьбу. Британский учёный Смитт считает, что этничность – это некая социальная группа, обладающая мнимым общим происхождением и хранящим общее воспоминание о прошлом. Членам этнической группы присуще общее взаимодействие (религия, язык, обычаи). Он считает, что этничность коренится на общих воспоминаниях, символах, мифах, поэтому не содержит ничего статичного. Этничность надо понимать исторически, хотя с другой стороны она постоянно предполагает новое содержание. Российский исследователь Чешко говорит, что все существующие теории оказываются неспособными выявить этническую самость, хотя это явление, безусловно, существует повсюду, но в тоже время его нигде нет, поэтому оно ускользает сквозь пальцы. Он говорит, что этничность имеет иррациональную природу, однако наука, оперирующая рациональными методами познания, ограничена в возможностях исследовать иррациональное, поэтому этничность едва ли можно на современном этапе развития науки выразить в какой-то точной дефиниции.  В итоге из-за иррациональности этничности она имеет что-то мистическое, которое в полной мере не может быть исследовано наукой. Поэтому многие учёные говорят о том, что этничность – это душа народа. главное в этничности – это эмоциональный компонент. Она занимает непостоянное место, хотя это и существенное в жизни общество. Под влияние внешних условий оно может возрастать или убывать.

Этничность имеет 2 уровня:

  1. Личностный – отождествление индивида со своим этносом и реализация себя  в этом этносе. Для отдельного человека это его расовая и религиозная принадлежность.
  2. Групповой – это этническая общность. В определённые исторические периоды этничность может иметь определённые цели, например борьба за власть, за престиж и т.д. Существует понятие мобилизационной этничности, которая может проявлять себя в политической организации (создание моноэтнического государства такого, как Израиль). Очень сложно определить, где находится граница между этносами. Томас Эриксон говорит о том, что этничность – это аспект социального взаимодействия между людьми, считающими себя культурно отличными от других групп, с которыми у них поддерживаются регулярные контакты. Чувство принадлежности к культуре своего народа является более сложным явлением чем понимание к причастности своей нации. Национализм затрагивает коллективную сущность человека, а этничность – его индивидуальную сущность. В это связи для человека знание своих корней необходимо. Этничность всё больше занимает место в социальной, политической и культурной жизни общества. Сегодня она на всех уровнях активно культивируется. Этничность превращается в общекультурную ценность (кухни народов мира). Это важное явление социальной истории, и присутствует оно, как и культура, в любом обществе, отличается многообразием. Этничность нельзя рассматривать также отдельно от экономики. Феномен этничности – это явление общечеловеческое, очень тонкое. Для этничности не нужны такие символы, которые характерны для национализма (границы, гимн, флаг). Этничность – это не национализм.

Этничность – это сложная социальная категория, но в тоже время это отражение социальных действий. Это и рациональное и иррациональное явление.

Можно выделить 3 основных подхода:

  1. Включает 2 направления: социобиологическое (этничность – это объективная данность, изначальная характеристика человечества) и эволюционно-историческое (этнос – явление социальное, глубоко связанное с конкретными историческими явлениями). Оба направления едины в одном: этнос – это естественное явление, и определяется общим происхождением и общей культурой.
  2. Политологический подход, который рассматривает дифференциацию культур этнического чувства, используя их интеллектуальный контекст, который передаётся с помощью системы образования и СМИ.
  3. Подход, в основе которого лежит социально-психологическая теория личности: сохранение этнической группы является потребностью людей для преодоления отчуждения, которое свойственно всему обществу.
  4. основные теории о нациях:
  5. Теория, которая рассматривает нацию как извечную, исторически заданную общность людей. В рамках этой теории учёные подчёркивают биоэнергетическую природу нации.
  6. Противопоставляется первой теории: во-первых, нация не является извечной, допущение их извечным является актом веры и это не подтверждается исторически, во-вторых, нация не является природной данностью, и третье, многие нации имеют самое недавнее  происхождение. Модернисты представляют нацию как систему бюрократической машины и системы образования. Марксизм стремился объяснить все явления с помощью классовости.  Существует также теория, связанная с теорией толпы (Фрейд, Мид). Также существует теория Вебера, где подчёркивается важность памяти, культурной интеллигенции, значение национальных государств. Для Вебера именно стремление к возданию своего государства и отличает нацию от других типов общества. Вебер подчёркивает эмоциональный характер в этнической солидарности. По мнению Вебера, нация является большой статусной группой.

 


Информация о работе Этнополитология