Этапы становления политологии и основные направления современной политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:46, контрольная работа

Описание работы

Политология как наука прошла длительный путь становления и развития. В процессе развития общества политология постепенно отделялась от философии, юриспруденции, этики, религии и других направлений общественной мысли.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.16 Кб (Скачать файл)

.1. Этапы становления  политологии и основные 
 
направления современной политической мысли 
 
 
 
Политология как наука прошла длительный путь становления и развития. В процессе развития общества политология постепенно отделялась от философии, юриспруденции, этики, религии и других направлений общественной мысли. 
 
В истории политологии можно выделить шесть основных этапов. 
 
1-й этап представлен мыслителями античности. Платон, Аристотель, Цицерон осуществляли поиск вариантов оптимальных форм правления, способных снять социальные противоречия в рамках государства, возникшего на основе традиций общинного равенства для обеспечения его целостности и конкурентоспособности. 
 
2-й этап представлен христианскими мыслителями – Августином Блаженным, Фомой Аквинским. Они теоретически обосновали божественное происхождение власти в христианском мире и ее функциональное назначение – несение блага. Искажение субъектами светской власти воли и закона бога означало нарушение прав христиан и предполагало возможность сопротивления власти. Церковь вела борьбу за приоритет духовной власти для создания системы гарантий реализации прав христиан. 
 
3-й этап связан с мыслителями эпох Возрождения и Реформации. Например, Н. Макиавелли, Ж. Боден, М. Лютер разрабатывали концепции организации национальных государств, независимых от духовной власти Рима. В противоположность католической церкви эти мыслители доказывали, что человек не должен рассматриваться как грешник, он должен быть деятельным, активным. Основная задача власти должна заключаться в создании условий для проявления его созидательного духа. Единство духовного и материального начал в человеке отражается в процессе созидания, которое становится нравственной обязанностью гражданина перед богом и обществом. Результаты созидания закрепляются в собственности, которая начинает рассматриваться как вознаграждение за добросовестный и честный труд. Отсюда вывод – необходимо независимое национальное государство, создающее условия развития созидательной активности человека. 
 
4-й этап связан с именами мыслителей эпохи буржуазно-демократических революций. Б. Спиноза, Т. Гоббе, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо активно критиковали социально-политические привилегии дворянства и политические учреждения феодального государства. Политические порядки и институты власти, по их мнению, должны быть приведены в соответствие с естественными правами человека. Их реализация обусловлена гражданскими правами человека как субъекта собственности, хозяйственных связей. Интересы сохранения и развития этих связей диктуют необходимость заключения общественного договора, на основе которого создается государство. Оно должно использовать власть в соответствии с практическими нуждами и интересами граждан. Гарантия реализации интересов граждан – разделение властей на основе их взаимного сдерживания и контроля. Субъектами разделения властей должны стать исполнительная, законодательная и судебная власти. Представительную власть следует формировать на основе выборов. Результатом данного этапа развития стало образование республиканской формы правления, принятие таких важных исторических актов, как «Декларация независимости» в США (1776) и «Декларация прав человека и гражданина» во Франции (1789). 
 
5-й этап представлен мыслителями, пытавшимися понять последствия Великой французской революции для развития цивилизации. Теоретически обосновывается идея всеобщего развития на основе диалектических противоречий субъектов этого процесса. Процесс развития, как это представлялось И. Канту и Г.В. Гегелю, проходит определенные закономерные этапы, выход за их пределы представляется неразумным, нарушающим естественный ход истории. Для обеспечения закономерного развития необходимо найти компромисс между властью и обществом. Гражданское общество, с точки зрения Гегеля, представляет собой сферу активности частного интереса граждан. Государство представляет собой более высокую степень развития, оно пытается реализовать общий интерес, снимая противоречия внутри гражданского общества Оптимальное взаимодействие между гражданским обществом и государством достигается, по мысли Гегеля, в рамках правового государства, которое объединяет общество в единое целое, сохраняя политическую целостность и возможность развития общества в определенных рамках цивилизации. 
 
6-й этап отражает противоречия развития товарно–денежных отношений, рыночного хозяйства и политическое противоборство конкурирующих классов. Данный период характеризуется появлением ряда течений идеологического характера: праворадикального – Ф. Ницше; консервативного – Л. Гумплович, М. Вебер; либерального – Д. Милль, А. Токвиль; демократически-утопического – Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Щ. Фурье; революционно-социалистического – К. Маркс, В.И. Ленин; революционно-радикального – М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. Противоречия этих течений заключались в вопросах приоритета интересов объекта или субъекта власти, элиты или массы в рамках единого политического целого. Политическая мысль правой ориентации отстаивает приоритет гражданских интересов элиты, а левой ориентации – интересы массы, направленные на реализацию своих естественных и гражданских прав посредством политического давления и борьбы за власть. 
 
При анализе современных политических доктрин необходимо отказаться от критического подхода и признать право на существование каждой, независимо от того, соответствует ли ее содержание нашим представлениям о политическом процессе или нет. Анализируя современные политические доктрины Запада, принято выделять несколько направлений политической науки в зависимости от страны или группы стран, имеющих свою общую специфику в исследовании политических процессов. Обычно принято выделять англо-американские, германские, французские школы политической мысли. 
 
Политическая наука Англии и Америки обогатила развитие политологии направлениями прагматизма и политического реализма. Вклад в разработку методик количественного измерения политических процессов очень значителен. В рамках американской политологии разрабатывалась концепция политического психоанализа, объявлявшего важнейшим фактором политического поведения психологическую мотивацию личности. Авторы данной концепции подчеркивали связь определенных типов личности с выполнением тех или иных политических ролей и исследовали влияние скрытых, подсознательных побуждений на политическую активность личности. Особое место в исследованиях американских политологов занимает проблема концентрации власти в руках лиц, имеющих особые достоинства и заслуги перед обществом. Согласно принципам и нормам демократии граждане делегируют властные полномочия меритократии, а роль демократии заключается в организации контроля над деятельностью лидеров. Заслугой американских политологов является разработка теории конфликта и согласия. Она основана на деятельности среднего класса, ценности которого способствуют достижению единства и целостности общества. Формируется представление граждан об обществе как о свободной ассоциации, в которой каждый обладает свободой и возможностью занять соответствующее место. Американская и английская политология активно занималась разработкой концепции всемирного общества, всемирного государства, теории конвергенции, т.е. сближения конкурирующих социально-политических систем и организации единой общемировой общности под эгидой и руководством Соединенных Штатов Америки. 
 
Политическая наука Германии ориентирована на разработку проблем «сильного государства», ограниченного демократией «здорового культурно-политического консерватизма». В данном направлении исходным тезисом является тезис о государстве как об организации, способной предотвратить хаос и анархию в обществе. Германские политологи, используя теоретическое наследие И. Канта и Г.В. Гегеля, рассматривают государство как носителя трансцендентального (божественного) разума и ценностей свободы гражданина. Государство должно обеспечить достойное бытие граждан, подавлять стремление к агрессии и самоутверждению посредством насилия. Характерной чертой развития германской политологии является исследование природы тоталитаризма, стремления лидеров к авторитарной власти, механизмов снятия внутренних конфликтов в развитии общества. Необходимость снятия и подавления конфликта определяет сущность и значение государства в рамках германской политологической школы. В условиях демократии государство становится правовым, расширяющим возможности самореализации личности посредством созидания. В то же время демократия и правовое государство являются гарантией защиты общества от авторитарного лидера или партии. 
 
Политическая наука Франции рассматривает проблемы взаимодействия личности и общества. Предметом политологических исследований становится человек, его свобода, его ценности и его отношения с властью. Взаимодействие между личностью и властью, согласно французской политологической школе, определяется институтами власти. Они выступают в виде объединений граждан, созданных для реализации определенной идеи. Политический институт может действовать в форме выборов, которые представляют собой систему оценки действующих субъектов власти и степени доверия к ним со стороны определенных групп избирателей. Политологическая мысль Франции сосредоточена на разработке теории общественного самоуправления, которое имеет глубокие традиции в политической жизни страны. Идеи самоуправления отражались в трудах французских социалистов-утопистов, в работах представителей анархо-синдикалистского и анархо-реформистского течений. Основной заслугой данного направления является анализ традиций и возможностей самоуправления на местном, региональном и на федеральном уровнях. 
 
Политическая наука Советского Союза в своем развитии активно использовала теоретическое наследие русских революционеров-демократов и классиков марксизма. Её представителей отличало тщательное изучение объекта власти и привлечение масс к участию в работе нижних звеньев аппарата управления. В политологических исследованиях усиленно разрабатывались вопросы теории ускоренного построения социализма и коммунизма под руководством партии и государства. Теория построения коммунистического общества основывалась на концепции «большого скачка» – возможности ускоренного экономического и социального развития страны на основе структурных реформ, осуществляемых под руководством централизованной и концентрированной политико-государственной власти. Влияние этой концепции оказалось настолько значительным, что переход общества к рыночным отношениям также осуществлялся по методологии «большого скачка». 
 
Становление политологии как науки связано с международным коллоквиумом, организованным по инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948 г. На нем был сформулирован и принят специальный документ, в котором была предпринята попытка систематизировать и обнародовать составные элементы политической науки. Были выделены четыре блока этих элементов. 
 
1. Политическая теория: политическая теория и история идей. 
 
2. Политические институты: а) конституция; б) центральное управление; в) региональное и местное управление; г) публичная администрация; д) экономические и социальные функции управления; е) сравнительный анализ политических институтов. 
 
3. Партии, группы и общественное мнение: а) политические партии; б) группы и ассоциации; в) участие граждан в управлении и работа в администрации; г) общественное мнение. 
 
4. Международные отношения: а) международная политика; б) политика и международные организации; в) международное право. 
 
В 1949 г. в рамках ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук, ежегодные конференции которой внесли существенный вклад в развитие политологии. 
 
Введение

1. Развитие современных  политологических исследований

2. Исследовательские подходы  в современной политологии

3. Современные направления,  концепции и теории политологии

Заключение

Список литературы

 

Введение

ХХ век - век коренных перемен  в мире. Это век революций в  науке и политике, век развития демократии на Западе и ее становления  на Востоке, Севере и Юге. Процессы политических преобразований вызвали к жизни  новые теории о политике и демократии, которые сформировались на научной  базе, созданной предшественниками  и основателями современной политической науки в прошлом веке и в первые десятилетия нынешнего столетия. В то же время современные концепции и теоретические системы не воспроизводят представления классиков политической мысли, а в них обосновываются и конструируются идеи, модели и правила политической игры, свойственные условиям и формам жизни народов и стран на рубеже XX-XXI вв. На первый взгляд, по словам Р. - Ж. Шварценберга, политическая наука похожа на Пенелопу из греческого мифа: сегодня каждый разрушает все, что было создано вчера, каждый политолог все изобретает заново, начинает как бы с нуля. В действительности же в этом есть своя логика постепенного, противоречивого процесса накопления объективных знаний, формирования, развития и преобразования исследований современности подходов, понятий, моделей. Доказательством сему служит активные политологические следования современности.

Отсутствие общей методологии, отрицание единой системы понятий  и концепций - одни из главных особенностей современной политической науки. Разнообразие направлений и проблематики, теорий, парадигм и подходов к изучению политики - такова общая картина современного политологического знания. Под современными направлениями политологических исследований подразумеваются проблемы политической науки, поставленные в различные  периоды XX века и являющиеся предметом  обсуждения и дальнейшего исследования в настоящее время. И целью  этого реферата является показать основные из этих направлений, а также охарактеризовать главные положения этих исследований.

 

1. Развитие современных  политологических исследований

Процесс выделения политологии  из общей системы социальных и  гуманитарных наук занял несколько  десятилетий в конце ХIХ - начале ХХ в. На протяжении всего ХХ в. обозначились и выделились важнейшие национальные школы и направления политологии. В их рамках осуществлялась разработка методологии, понятийно-категориального аппарата, принципов, методов и инструментария исследований.

В июне 1903г. в французском философском обществе известный психолог Г. Тард сделал доклад, посвященный проблеме классификации наук О. Конта и А-А Курно. По словам Тарда Конт выделил пять фундаментальных наук в следующей последовательности: математика, физика-химия, астрономия, биология, социология. Курно предложил свой перечень: математика, физические науки, биологические науки, науки о духе и политические науки. В итоге победила классификация Конта.

В последние десятилетия  ХIХ - начале ХХ в. сфера политического выделилась как самостоятельная подсистема общественной жизни. К данному периоду относится окончательное формирование и утверждение в большинстве промышленно развитых стран важнейших институтов, которые в совокупности составили современную политическую систему в различных ее формах. Речь идет прежде всего о четком разделении власти на три самостоятельные, но взаимосвязанные ветви - законодательную, исполнительную и судебную, - формировании политических партий, избирательной системы, введении избирательного права. Политическая наука как раз и стала дисциплиной, призванной изучать эти институты, явления и процессы. В этом контексте немаловажное значение имела разработка ведущими обществоведами конца ХIХ - начала ХХ в. основополагающих политологических концепций и теорий, политики и мира политического. Здесь прежде всего следует назвать немецкого ученого М. Вебера, который стал рассматривать политические явления как особые реальности, имеющие собственную логику развития и соответственно собственную историю. Итальянские исследователи В. Парето, и Г. Моска, обратившись к реальным процессам властвования пришли к выводу о том, что любая система правления, независимо от формы политических институтов носит по существу олигархический или элитический характер. Они сформулировали теории циркуляции элит и "железный закон олигархии", согласно которым любое общество неизбежно делится на хорошо организованное меньшинство власть имущих и отстраненное от реальной власти большинство. Все политические процессы, по мнению элитистов, определяются соперничеством, конкуренцией и сменой у власти различных группировок элиты. Исходя из такой постановки вопроса, все они считали главной задачей политической науки изучение элит, особенностей их функционирования и закономерностей их периодической смены у власти.

В конце ХIХ начале ХХ века были заложены основы современной политической социологии. Значительный вклад в развитие политической социологии внес американский ученый А. Бентли, опубликовавший ряд работ, в которых разрабатывалась теория групп. В дальнейшем на основе разработок Бентли были сформулированы концепции заинтересованных групп, которые наряду с партиями заняли особое место в политологических исследованиях. В период между двумя мировыми войнами развитие политической науки характеризовалось преобладанием американского влияния. В это время большая заслуга в развитии политической науки принадлежит представителям чикагской школы. В политологических исследованиях ими был сделан серьезный шаг в направлении профессионализации политической науки и повышения требовательности к исследователям и обоснованию их результатов и выводов.

В силу целого ряда факторов, в частности установления тоталитарных режимов, политологические исследования во многих странах Европы были либо свернуты, либо полностью подчинены  идеологическим и политико-пропагандистским целям правящих режимов.

Однако послевоенные десятилетия  можно рассматривать как новый  этап в развитии политической науки. Уже в первые годы после войны развернулся бурный процесс сначала восстановления, а затем и дальнейшего развития политологических исследований в европейских странах.

Происходило неуклонное расширение круга охватываемых политической наукой проблем. В сферу интересов политологов  вошли политические системы и  политические процессы, партии и группы интересов, политическое поведение  и политическая культура, общественное мнение и роль средств массовой информации, политическое лидерство и элиты, политические идеологии, история политических учений, политическая философия и  др.

Первоначально приоритет  в мировой политической науке  принадлежал американцам. Во многих учебных заведениях страны, где раньше обучение этой дисциплине отсутствовало, было введено преподавание политической науки.

Заметным событием в истории  послевоенной политологии принято  считать международный коллоквиум по вопросам политической науки, организованный по инициативе ЮНЭСКО в Париже в 1948 г. На нем был разработан и принят специальный документ, в котором  излагались и систематизировались  основные положения политической науки. В 1949 г. рамках ЮНЭСКО была создана Международная  ассоциация политических наук, ежегодные  конференции которой вносят существенный вклад в развитие политологических исследований. Во многих странах увеличилось  число политологических журналов, расширилось  преподавание политологии в ВУЗах, велась подготовка бакалавров, магистров  и докторов политических наук. Разрабатывались  методологические принципы и методы политологических исследований.

 

2. Исследовательские подходы  в современной политологии

В ХХ веке возникло большое  количество подходов, которые используются для политологических исследований. Однако постараемся выделить наиболее известные и распространенные из них.

В ХХ веке продолжают развиваться  парадигмы, ставшие традиционными: нормативно - ценностный и социологический  исследовательский подходы к  политике. Но нормативизм оказался противоречивым по своим последствиям. В его русле рождались различного рода утопии, ведущие к романтическим, но опасным проектам, к обоснованию  общественных перемен, для которых  нет реальной почвы. Социологический  подход позволил открыть наиболее существенные неполитические факторы политического  развития, но абсолютизация этого  подхода вела к умалению значения природы политических механизмов.

Реакцией на недостаточность  нормативизма и социологизма, на рост успехов естественных наук явилось  развитие позитивистского подхода  к политическим явлениям. Позитивизм начал формироваться еще в XIX веке, однако сегодня он обновлен, сформировался  принцип неопозитивизма. Его особенность  в акцентировании внимания на сциентизме, то есть точности метода политического  анализа, их сближении с методами, используемыми в естественных науках. Принцип сциентизма означает, что  в исследовании должно господствовать специальное, профессиональное и математически  точное знание, не только отделенное от идеологии, аксиологических подходов, но и свободное от каких-либо политических влияний.

К началу ХХ столетия сложился прагматизм. Этот подход основывается на том, что человек переживает не движение от незнания к знанию, а  колеблется между сомнением, твердым  мнением или устойчивым верованием. Объективных же критериев истины не существует. Значение идей, действий исчерпывается их последствиями. Прагматисты  отрицают объективную необходимость, но признают действительность достаточно пластичной, чтобы она поддавалась  усилиям воли. Нравственная и политическая оценка поведения определяются успешностью  решения конкретного вопроса  в данной ситуации.

Также в XX в. возникло направление, в центре которого стоит изучение политического поведения с учетом знания правил, границ и мотивов, - бихевиоризм. В центре внимания бихевиоpистов - политическое действие, преобразование информации в волю, опирающуюся на государственные механизмы. Политический процесс видится ими как взаимодействие и соперничество групп, заинтересованных в обладании ресурсами власти. Но в конце 60-х - начале 70-х годов монополизм бихевиоpистов в американской политической науке пошатнулся. Стала обнаруживаться не только сила, но и слабость обращения к "микpотеоpии" и методам, разработанным лишь на основе эмпирического исследования. Такой подход постоянно уводил от социальной реальности как целостного процесса и сферы деятельности.

Поэтому возник еще один подход - системный, который был обоснован  Т. Паpсоном и Э. Шилзом. Он подразумевает существование системы действий, которая может анализироваться с точки зрения:

внутренней интеграции;

сохранения структур, которые  определяют и контролируют систему;

приспособления к общим  условиям среды; целеоpиентации, связанной со средой.

Для сторонников системного подхода характерен поиск и формулирование универсальных, функциональных закономерностей, в которых якобы и скрыты истоки устойчивости тех или иных систем. При системном подходе без  внимания остается индивидуальное в политике, конфликты, которыми полна жизнь. Человек видится только как исполнитель функции, включенный в работу единой системы. Поэтому данный метод мало работает при анализе политической культуры, лидерства, состояний аномалии, кризисной и революционной ситуации.

Информация о работе Этапы становления политологии и основные направления современной политической мысли