Эффективность политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:08, реферат

Описание работы

Любая власть для осуществления своих функций нуждается в стабильности. К основным условиям стабильности политической власти относятся: господство, легитимность власти и ее эффективность.
Политическое господство представляет собой форму организации власти в обществе. Это, по определению М.Вебера, высокая вероятность того, что приказы будут, безусловно, исполняться большинством управляемых. Политическое господство предполагает наличие трех условий:
1) институциализации властных отношений, то есть появления у власти устойчивых институтов, устанавливающих такой порядок, который одним дает право принимать решения, отдавать приказы, запрещать или разрешать, а других обязывает повиноваться;

Файлы: 1 файл

Эффективность политической власти.docx

— 29.16 Кб (Скачать файл)

 

Принцип своевременности. Основная идея этого принципа, дополняющего принцип сохранения, – не власть сама по себе как таковая нужна  политику, а политик нужен власти. Проводится идея о том, что именно сейчас во власти должны быть люди, обладающие определенным набором профессиональных, личностных, психологических характеристик. Использование принципа своевременности  позволяет смягчить некоторые резкие характеристики принципа сохранения и  дополнить его в смысловом  плане.

 

Властитель  для создания собственного имиджа и  восприятия в глазах людей должен представляться не слугой власти, а  именно тем единственным, кто сейчас сможет распорядиться властью наиболее полно и эффективно для блага  самих людей.

 

Принцип действенности. Носитель власти не должен пасовать и  склоняться перед обстоятельствами, а в силу своего положения обязан уметь справляться с ними, подчинить  их себе, заставить работать в свою пользу. Нерешительность и созерцательность не должны быть присущи человеку, обладающему  властью. Властная инициатива всегда должна быть на его стороне и работать на его пользу. Политика должно характеризовать  дело. Во многом именно активность, способность  действовать, показать свои возможности  дают тот огромный запас прочности, который позволяет властителю держать  власть в своих руках длительное время и работать на себя. Примеры  из истории подтверждают данный принцип.

 

Необходимо  отметить непростительную для политиков, имеющих в своих руках реальную власть, ошибку – боязнь активных мер, потерю темпа, умозрительность, нерешительность, нежелание или неумение в необходимый момент в полной мере использовать весь потенциал власти, все ее механизмы и возможности. И это во многом предопределяет их поражение, политическую смерть.

Принцип адекватности. В любом обществе всегда существуют люди, называемые маргиналами. Эти люди постоянно недовольны властью, критикуют  ее, борются с ней самыми разными  способами и средствами, не выполняют  ее предписаний. Такие люди всегда были, есть и будут. Найдутся критики и  недовольные любой властью. От того, каким образом власть реагирует  на недовольство маргиналов и диссидентов, зависит восприятие самой власти со стороны населения. Действие власти по отношению к таким людям  должно быть адекватным их действиям. Если это критика со страниц газет  и журналов, издание «самиздатовской» литературы, то и реакция властей  должна быть такой же. Если оппозиция  в борьбе с действующей властью  использует формы экстремальной  политики, власть должна реагировать  соответствующим образом. Отношение  к диссидентам и непопулярность властей у людей определялась во многом тем, что власть на их действия реагировала неадекватно, на критику  в свой адрес предпринимала меры физического и экономического подавления, что приводило к катастрофическому  падению авторитета власти.

 

Принцип легитимности. Политика зачастую не ограничивает себя моральными и (или) юридическими обязательствами. Примеров этому предостаточно, стоит  только вспомнить обещания политиков  в период проведения предвыборных кампаний, их лозунги и клятвы посвятить  свою жизнь служению людям. Практически  никакой политик не обходится  без представления о том, как  он войдет в историю (хотя никто из них в этом никогда не признается). Политик при реализации своих  идей должен опираться и вырабатывать правовой и законный подход (в идеале), воздерживаться от криминала. Относительно применения правового подхода, создание хотя бы видимости его можно видеть и в нашей недавней истории: под  репрессии 1930-х подводилась правовая база с опорой на закон или другие нормативные документы, обеспечивающие политическим действиям легитимность. Все происходило в соответствии с законами того времени.

 

Принцип поддержки. Воспроизводимую в данный момент концепцию смысла жизни, устройства общества и государства большинство  людей может разделять или  не разделять. Политикам необходимо всячески поддерживать слой людей, для  которых действующие в данный момент законы являются их законами. Именно по этим законам построена их жизнь, именно они помогли достичь этим людям определенного успеха. Необходимо добиваться того, чтобы они понимали, что если эти законы перестанут действовать, то вместе с ними исчезнет и то, чего эти люди (или определенный слой людей) добились. Таким образом, любая  власть должна обеспечить себе социальную опору. Если власть сможет создать слой людей, которые будут четко понимать, что своим успехом они обязаны  именно этой власти, то власть получит  с их стороны необходимую поддержку. В настоящее время в России предпринимается попытка (хотя и  безуспешная) создания среднего класса, т.е. людей, которые будут ее, эту  власть, поддерживать. От успешности создания среднего класса зависит успешность власти, ее эффективность и поддержка  в обществе.

Принцип скрытности. И власть, и властитель должны быть в какой-то мере недоступными и даже необъяснимыми для людей. Власть должна быть покрыта неким налетом  таинственности, непознанности, неразгаданности. Имеющий власть не должен позволять себя раскрыть в полной мере. В этом случае он может рассчитывать на успех в своей деятельности, на подчинение своей воле. Властитель должен быть отстраненным от всех людей, слыть в некоторой степени сверхчеловеком. Люди не могут и не должны быть свидетелями его мыслей. И деятельность, и механизмы принятия решений, и вся работа аналитических и других обеспечивающих служб должна находиться в условиях конфиденциальности, при которой утечка информации – или нарушение правил игры, или заранее продуманный ход. Информация, с которой работает и которой оперирует политик, должна быть недоступной для постороннего глаза. Политик должен знать все, условно можно сказать – одновременно находиться везде, быть в курсе всех происходящих событий. Если события инициируются самим политиком, то и возможные последствия ему известны, просчитаны, подготовлены. Необходимо отметить один нюанс. С одной стороны, политику необходимо учитывать и использовать принцип скрытности, а с другой – учитывать латентно живущую в каждом человеке потребность в ориентации.

 

Принцип понимания. Вместе с тем действия власти –  конечный итог того, к чему она стремится, – должны быть понятными для людей. Если действия власти будут непонятны  или не поняты людьми, то от них будет  невозможно добиться правильного и  полного исполнения всех указаний власти. Обществу должна быть известна конечная цель властителя, будь это мир во всем мире, построение светлого будущего, или что-либо другое. Отсутствие понимания  конечной цели действий власти ведет  к тому, что общество теряет ориентиры, перестает понимать, куда и зачем  оно движется, ради чего люди живут  и работают. Принцип понимания  в известной мере соответствует  понятию идеологии в обществе.

 

Основные  принципы власти можно соотнести  с элементами общенаучного пентабазиса.

 

Принципы  сохранения и своевременности соответствуют  категории времени – сохранение, удержание и умножение власти, максимально возможное во времени. Власть – высшая и непреходящая ценность, и для ее удержания необходимо использование всех возможных и  невозможных средств.

 

Принципы  действенности и адекватности соответствуют  понятию энергии. Только активная, действующая, обладающая потенциалом власть способна как к самосохранению и саморазвитию, так и к достижению поставленных результатов.

 

Принципы  легитимности и поддержки соответствуют  понятию пространства. Власть опирается  на традиции, нравы, убеждения того социума, в котором она реализуется  и достигает поставленных целей. Без соблюдения этого власть является нежизнеспособной.

 

Принципы  скрытности и понимания соответствуют  категории информации. То, что происходит при реализации властных отношений  и их формировании, должно происходить  под покровом тайны, не быть доступным  для рассмотрения и обсуждения людьми. Иначе, власть перестает быть властью  и становится слишком очевидной  и доступной, теряет ореол загадочности и возвышенности, привлекательность  и «богоизбранность».


Информация о работе Эффективность политической власти