Эффективность политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

Содержание работы

1. Введение
2. Эффективность политической системы
3. Критерии политической системы
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

работа полит.docx

— 41.27 Кб (Скачать файл)

Организационный критерий, отраженный институциональным подходом к изучению политической системы, позволяет показать, что отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально биологические, но не политические существа. Они представляют собой в этом плане тот “материал”, из которого и формируются составные части и система в целом. Предпосылками для такого формирования выступают процессы разделения труда, образования имущественно и социально неравных слоев, групп и классов; а также общечеловеческая, классовая и групповая солидарность. Осмысление исторических процессов приводит к пониманию того, что сам по себе термин “политическое” подразумевает под собой организационное оформление. Можно сказать, что организационный критерий характеризует общественные формы движения материальной, человеческой основы политической системы, выраженные в виде учреждений, институтов (государство, партии, движения…). А человек-индивид выступает в виде гражданина, депутата, члена партии или организации.

Особо следует подчеркнуть важность политического критерия, который для того или иного института политической системы означает: во-первых, способность выражать политические интересы определенного класса, группы людей; во-вторых, быть участником политической жизни и политических отношений; в-третьих, иметь непосредственное отношение к государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию; в-четвертых, руководствоваться в своей деятельности нормами и правилами, присущими политической жизни страны проживания. В зависимости от этого критерия к числу политических организаций относят организации с характерным признаком – прямой связью с политикой. Это Государство, все политические партии, отдельные общественные организации и движения. Задачей политической организации является достижение определенной политической цели, которая закрепляется в уставах и заключается в формировании и осуществлении внешней и внутренней политики на всех этапах развития организации, а также в политическом и идеологическом воздействии на различные слои общества и классы.

Программный критерий дает возможность определить степень участия той или иной организации в политической жизни страны, зафиксировать ее политические цели и задачи, а следовательно, включить в политическую систему.

Также, в зависимости от методологических подходов к изучению политической системы можно выявить и другие критерии.

С позиций генетического подхода важное критериальное значение имеет объективная обусловленность политических явлений экономическими и социальными факторами. Критерий экономической детерминации политики проявляется прежде всего в отношениях собственности и производства, и, напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее возможно в отношениях распределения и управления. Критерий социальной обусловленности свидетельствует о том, что любое политическое явление неотделимо от людей. Именно люди создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи и т.п., т.е. проводят политику. Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и ее компонентов с определенными социальными слоями, классами и группами общества. Потребности и интересы этих групп выступают решающими факторами при формировании политических организаций.

Субстанциональный (сущностный) подход в изучении политической системы помогает выявить первооснову всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы, институты). Значение “Субстанция” в различных отраслях науки неодинаково. В политологии в качестве субстанции рассматривается политическая власть, а механизм ее осуществления – политическая система. Сущностный критерий (власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от существования экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.

Функциональный подход связан с рассмотрением политической системы с позиций направлений ее деятельности, особенностей протекания политического процесса и реализации политического режима как системой в целом, так и ее компонентами.

Регулятивный подход в изучении политической системы отражает особенность функционирования политической системы общества на основе всего комплекса нормативного регулирования (обычаев, традиций, принципов, воззрений, норм права, морали и т.п.).

Идеологический подход отражает особенность взглядов, идей, представлений тех или иных исследователей на проблему бытия политической системы общества, направлен на формирование конкретной политической теории.

Существуют различные подходы в исследовании политической системы, однако несмотря на их многообразие представляется, что она выступает сложным комплексом отношений между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, личностями и их политическими институтами.

Таким образом, важнейшая особенность всякой социальной активности определяется не её носителями или их способностями или их особой устремленностью (целью, которую ставят перед собой люди) и даже не задачами, которые решаются с её помощью, а тем, какое при этом используется средство. Более того, сами задачи определяются возможностями деятельности, заключёнными в применяемом при этом средстве. Поскольку политическая деятельность осуществляется посредством использования политической власти, постольку политическая власть определяет назначение и возможности политической деятельности, а тем самым и характер решаемых с её помощью задач. Использование политической власти есть способ осуществления политической деятельности.

Например, участие депутатов в работе парламента и использование при этом политической власти, заключённой в данном институте, есть осуществление ими соответствующей политической деятельности. Как признак «использование политической власти» входит в состав политической деятельности и образует её основное содержание. Как особый критерий «использование политической власти» позволяет достаточно точно отделить политическую деятельность от других видов социальной активности и, прежде всего, от тех, которые наиболее тесно связаны с ней своим местоположением в системе общества и государства. Например, от демократической и гражданской деятельности, а также от деятельности исполнительных учреждений государства.

Становится очевидным, что политическая деятельность по своему содержанию не может быть направлена на завоевание политической власти. Осуществление политической деятельности означает, что эта власть уже завоевана. Если политическая деятельность есть одновременно использование политической власти, то зачем посредством этой деятельности завоевывать то, что уже и так имеется, что уже заключено в содержании этой деятельности? Следовательно, политическая деятельность вовсе не включает в себя действия, направленные на «завоевание политической власти», и не может их включать. Как показывает общественная практика, такие действия составляют совсем другой вид социальной активности, имеющий иное средство и название.

Так, в условиях современного демократического государства присвоение («завоевание») политической власти осуществляется посредством демократической деятельности, связанной с использованием такого демократического института как выборы. Выборы предназначены для того, чтобы, опираясь на мнение избирателей, определить состав политического института (например, парламента). Выборы служат средством выявления людей, которым будет доверено право использовать политическую власть, заключённую в этом институте. Выборы – это демократическое средство, благодаря которому происходит мирное «завоевание» политической власти. При этом данная политическая власть в избирательном процессе никак не используется. Участвуя в выборах, а также митингах, уличных демонстрациях, объединениях политической ориентации, люди реализуют (используют) этим свои гражданские права и потому осуществляют гражданскую, а уже с её помощью и демократическую деятельность. Избирательная деятельность есть разновидность гражданской активности и одновременно способ осуществления демократической деятельности, совсем не тождественной политической деятельности.

Иной раз в качестве признака и критерия политической деятельности рассматривают сознательную ориентацию человека, стремящегося быть субъектом политики. В этом случае происходит преувеличение роли сознания и целенаправленной активности как возможного критерия политической деятельности. Например, говорят: «Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен обрести в политике свою субъектность. Иными словами, он должен практически освоить политический опыт, осознать себя в качестве субъекта политического действия, выработать свою позицию в политическом процессе и сознательно определить своё деятельное отношение к миру политики».

На самом деле целенаправленность всякой деятельности человека не может определять её особое качество. Цель – это только явление сознания, отражающее в форме желания те или иные потребности или интересы субъекта. По отношению к самой деятельности, к процессу осуществления этой деятельности цель выступает как внешнее обстоятельство, которое служит для неё всего лишь ориентиром. Цель направляет эту деятельность, придает ей осмысленность и рациональность, но при этом не является её компонентом, не входит в её состав и потому не может представлять, выражать и определять её характер. Качество деятельности обусловлено не целью, которая преследуется людьми, а средством, с помощью которого эта деятельность осуществляется. Цель деятельности не может быть её критерием.

Нельзя отрицать, что цель сама по себе тоже имеет особый характер, обусловленный лежащими в её основе потребностями и интересами. Например, реализуя свое право на объединение политической направленности, люди тем самым преследуют цель завоевания политической власти. Стремление к политической власти определяет характер соответствующей цели, придает ей политическую окрашенность. Но качество деятельности, направленной на реализацию этой цели, от этой цели никак не зависит. Данная деятельность по своей природе может носить, например, демократический характер, если она основывается на использовании демократических средств.

Добавим также, что одна и та же цель может достигаться с помощью разных средств. Например, стремясь к политической власти, одни люди используют узаконенные в обществе демократические нормы и правила. Другие же могут стремиться к политической власти, рассчитывая на её «неконституционный захват», например, посредством военного переворота. Цель внешне одинаковая, а достигается разными путями. В одном случае деятельность выступает как явление гражданской активности. В другом случае это будет преступление, т.е. деяние, которое противоречит конституционным нормам.

В условиях неразвитого гражданского общества, когда демократия ещё не оформлена в виде узаконенных гражданских прав или эти права не всегда могут быть полноценно реализованы, различные выступления людей, выражающих свое недовольство действиями государственных учреждений или общественными порядками, осуществляются не всегда «законными» методами. Примером могут служить исторические события, называемые социальными революциями и народными восстаниями, они свидетельствуют об особой активности людей, проявляемой в этих условиях. Или возьмём более близкие нам события шахтёрских забастовок, голодовок, «перекрывания» автомобильных или железных дорог, протестных митингов и т.п. Говорить о том, что такие действия происходят на основе использования политической власти, и, следовательно, относить их к видам политической активности, конечно же, нельзя. Подобные явления в лучшем случае можно рассматривать как примеры стихийно проявляющей себя гражданской активности и демократии.

Чтобы стать субъектом политического действия, необходимо прежде всего получить право распоряжаться политической властью. Только используя эту власть, человек может участвовать в принятии руководящих решений, что раскрывает назначение политической деятельности. При этом оказывается, что назначение политической деятельности, в отличие от сознательной направленности людей, стремящихся быть субъектами политики, является объективным и обусловлено использованием политической власти, определяющей своими возможностями характер задач, которые решаются в её процессе. Отсюда следует, что назначение политической деятельности также является её особым признаком, который включается в её содержание. Определить назначение политической деятельности, значит, раскрыть ещё один её критерий. Каков же он?

На примере политической деятельности, осуществляемой в системе государственного управления. Используя политическую власть, субъекты государственной политики вырабатывают в виде руководящих решений определенные ориентиры для деятельности всего государства. В свою очередь, исполнительные учреждения государства призваны осуществлять эти решения на практике, претворять их в жизнь. Отсюда следует, что назначение (призвание) политической деятельности как особой разновидности социальной активности состоит в том, чтобы посредством используемой политической власти служить принятию руководящих решений, а тем самым определению направлений исполнительной деятельности. Политика государства выступает как фактор влияния на его исполнительные учреждения.

Таким образом, признаками и критериями политической деятельности являются, во-первых, «использование политической власти», во-вторых, обусловленное этой властью назначение политической деятельности, состоящее в принятии руководящих решений. При этом по отношению к «использованию политической власти» назначение политической деятельности носит производный характер и дополняет собой первый и главный признак политической деятельности, выделяя его в качестве главного критерия. В результате можно предложить следующее определение: политическая деятельность – это вид социальной активности, состоящий в использовании политической власти и предназначенный для принятия руководящих решений.

Становится очевидным, что осуществлять политическую деятельность может относительно небольшой круг людей, получивших для этого специальные полномочия. Это те люди, которые реально владеют и распоряжаются политической властью и вследствие этого имеют возможность принимать руководящие решения. Только они являются исполнителями политической деятельности, а тем самым субъектами политики.

Понимание особой роли политической деятельности в осуществлении политического бытия подводит к осознанию закона политического развития, заключённого в этой деятельности.

 

Заключение

Итак, политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:

Информация о работе Эффективность политической системы