Эффективность местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть порядок оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Изучить понятие и критерии оценки эффективности муниципального управления;
- Рассмотреть нормативно-правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теоретические основания исследования эффективности в деятельности органов местного самоуправления……………………….............5
Эффективность деятельности органов местного самоуправления……...…5
1.2 Методологические основы эффективного управления в менеджмент…..21
Глава 2. Эффективность в муниципальном управлении...................................26
2.1 Факторы, влияющие на эффективность………............................................26
2.2 Модель и механизм управления эффективностью деятельности органов местного самоуправления…………………………………………….................32
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota Ксюши.docx

— 81.76 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра Управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Основы ГМУ»

На тему: « Эффективность местного самоуправления »

 

Выполнила:

Студентка 2 курса
группа Г-212(б)

очной формы обучения,

направление подготовки 081100.62

Государственное и муниципальное управление

 

Пинаева Ксения Алексеевна

 

Проверила:

Гегедюш Н. С.

к.с.н., доцент

 

 

 

Тольятти 2014

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….………..3

Глава 1. Теоретические основания исследования эффективности в деятельности органов местного самоуправления……………………….............5

    1. Эффективность деятельности органов местного самоуправления……...…5

1.2 Методологические основы эффективного управления в менеджмент…..21

Глава 2. Эффективность в муниципальном управлении...................................26

2.1 Факторы, влияющие на эффективность………............................................26

2.2 Модель и механизм управления эффективностью деятельности органов местного самоуправления…………………………………………….................32

Заключение……………………………………………………………………….38

Список использованной литературы……………………………………….…..39

 

Введение

 

Органы местного самоуправления также функционируют по общеорганизационным законам. Они получают из внешней среды налоги, собираемые с территории, информацию о проблемах населения проживающего на данной территории, они принимают решение о том, что необходимо населению, все эти процессы обоюдны и взаимодополняемы.

К обязанностям органов местного самоуправления законодательством относится решение вопросов местного значения, которые перечислены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» No 131-ФЗ. На самом деле, эта одна из важнейших/функций муниципалитетов, ведь все что происходит на территории муниципального образования, отражается непосредственно на жителях данной территории. Именно муниципальная власть ближе всех других к населению, именно от ее решений зависит жизнь конкретных граждан.

Сегодня около 80% решений, принимаемых органами местного самоуправления, либо не выполняются, либо выполняются не полностью. Большая часть решений муниципальной администрации не учитывает интересов той или иной группы населения. А ведь это те люди, которые платят налоги, которые приносят прибыль муниципальному образованию.

Таким образом, можно сделать вывод, что на эффективность деятельности органов местного самоуправления влияют внешние и внутренние факторы. Общую эффективность органов местного самоуправления можно рассмотреть с позиции двух составляющих: эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации (внешняя эффективность); эффективность с точки зрения использования ее внутренних возможностей (внутренняя эффективность).

 

Цель работы – рассмотреть порядок оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

- Изучить понятие и критерии оценки эффективности муниципального управления; 

- Рассмотреть нормативно-правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; 

- Проанализировать основные проблемы оценки деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации; 

- Провести анализ организации оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на территории Челябинской области 
 
            Объект исследования – органы местного самоуправления; 
 
Предмет работы – оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит два параграфа, заключения, списка литературы и других используемых источников.

 

Глава 1. Теоретические основания исследования эффективности в деятельности органов местного самоуправления

 

    1. Эффективность деятельности органов местного самоуправления

Цель управленческой деятельности – получение большего эффекта с наименьшими затратами. Поэтому необходимо полученный результат сравнить с теми затратами, с помощью которых он получен, т. е. отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину – эффект с другой абсолютной величиной – затраты.

Эффективность – это отношение результатов деятельности (эффекта) организации (человека) к затратам на достижение этих результатов (ресурсам). Эффективность рассматривается также как способность приносить эффект, оказывать действие.

Под эффективностью применительно к управлению понимается количественно определенное влияние «нового» управления на результаты деятельности органа власти, отнесенного к затратам на получение этого результата. В данном контексте можно рассматривать эффективность как определенную оценку правильности и неправильности принятого решения по отношению к полученному результату.

Экономическая эффективность — количественная оценка отношения эффекта к затратам в конкретных условиях: экономия, получаемая за счет оптимизации и рационализации деятельности. Характеризует сбережение усилий, средств в настоящий момент при функционировании действующих систем в заданных условиях внешней среды.

Социальная эффективность – качественная оценка деятельности, выражающая соответствие цели органа власти потребностям ее потребителей.

Анализируя эффективность управления, следует: 
Во-первых, выяснить, действительно ли полученный результат возник как следствие управления, а не действия каких-либо сторонних сил, проявления саморегулятивного механизма управляемых объектов. Нередко, оценивая итоги работы промышленности, в своих решениях мы фиксируем данный факт как некое завоевание органов государственной власти и органов местного самоуправления, в реальной же действительности это есть результат в большей степени таланта топ-менеджмента акционерных обществ, нежели органов власти; 
Во-вторых, понять источники результата управления. Является ли это следствием результата деятельности руководителей, их организаторского и иного таланта, или это следствие муниципальных правовых актов, в содержании которых зафиксированы условия, способствующие развитию личности, домашнего хозяйства, бизнеса и т. п. Это важно, поскольку может быть основанием для последующих действий, формирования, накопления и использования положительного опыта;

В-третьих, установить взаимозависимость между целями, задачами, технологиями реализации решений, реально полученными результатами. Важность данного тезиса заключается в том, что технология управления носит последовательный характер и ошибки, появившиеся на любом из этапов, влияют на результаты, и в зависимости от условий внешней среды их влияние осуществляется в разной прогрессии своего воздействия; 
В-четвертых, установить потенциал, которым обладает орган власти, и как он был использован. Например, высокий потенциал, которым располагают орган власти, территория, и низкая эффективность управления, сводящая на нет потенциал органа власти, территории.

Для успеха и меньшей уязвимости со стороны меняющейся внешней среды и достижения намеченных целей недостаточно, чтобы организация обладала определенным потенциалом для эффективного функционирования. Для реализации этого потенциала орган власти должен быть внутренне эффективным и рационально использовать все виды ресурсов. Услуги должны предоставляться органом власти с оптимальными затратами и «нужным» потребителю качеством.

Орган власти не существует в замкнутом пространстве. Соприкасаясь с внешней средой, он обязан быть не только внутренне, но и внешне эффективным. В этом заключается его успешное функционирование. Питер Ф. Друкер охарактеризовал общую эффективность так: «делать нужные вещи». Мысль можно было бы продолжить, а именно: «Делать нужные вещи, используя нужные ресурсы, нужным способом, в нужное время, для удовлетворения нужных потребностей конкретного потребителя».

При определении системы критериев и измерителей эффективности муниципального управления можно выделить следующие критерии оценки муниципального управления: действенность, экономичность, качество, соотношение результатов и затрат, удовлетворенность работой, внедрение инноваций.

Действенность – это степень достижения системой муниципального управления поставленных перед ней целей. Чтобы ее измерить, сравнивают планируемые результаты управления с фактическими. Измерение действенности направлено на оценку как отдельного работника, так и более высоких уровней управления.

Экономичность – это соотношение ресурсов, которые предполагалось израсходовать на достижение определенных целей и выполнение конкретных работ, с фактически потребленными.

Качество – это степень соответствия системы управления предъявляемым к ней требованиям и ожиданиям.

Соотношение результатов и затрат применительно к муниципальному управлению - это соотношение объема муниципальных услуг системы (действенность) и затрат на оказание этих услуг (экономичность).

Удовлетворенность работой - престижность работы в сфере муниципального управления, чувство безопасности, уверенности. Методы измерения этого показателя основаны на определении степени соответствия представлений работников о социально-психологических условиях с фактическими условиями.

Внедрение инноваций отражает реальное использование новых достижений в области организации управления для достижения поставленных целей.

Измерителями эффективности муниципального управления могут быть: общая социальная эффективность, эффективность организации муниципального управления и эффективность системы муниципального управления. В качестве измерителя общей социальной эффективности муниципального управления выступает динамика уровня и качества жизни населения с учетом сделанных выше оговорок. Два других могут быть разложены на отдельные компоненты. 
Виды эффективности: 
 
Содержание отдельных видов эффективности 
 
Общая социальная эффективность 
 
Уровень и качество жизни населения 
 
Эффективность организации муниципального управления 
 
1. Содержание и организация муниципального управления 
 
2. Рациональность организационной структуры 
 
3 Организационно-технический уровень муниципального управления 
 
Эффективность системы муниципального управления 
 
1. Степень достижения основных целей муниципального управления 
 
2. Сочетание потребностной, затратной и результативной эффективности 
 
3. Эффективность каждой подсистемы, входящей в систему муниципального управления 
 
 
Для оценки эффективности системы муниципального управления могут использоваться следующие методы. 
 
1. Оценка степени достижения основных целей муниципального управления. 
 
Эффективность/системы муниципального управления по данному методу рассчитывается по формуле: 
 
Эц = Кув х Куяс х Кунпч, 
 
Где: 
 
Эц – обобщенный коэффициент достижения целей системы муниципального управления; 
 
Кув – коэффициент уровня выживания населения соответствующего муниципального образования; 
 
Куж – коэффициент уровня жизни населения на соответствующей территории; 
 
Кунпч – коэффициент уровня нарушений прав человека в соответствующем муниципальном образовании. 
 
2. Метод соотношения потребностной, результативной и затратной эффективности.

Нередко считают, что отношение достигнутых результатов к поставленной цели (целевая эффективность) и отношение ресурсов к этим результатам (за-тратная и ресурсная эффективность) исчерпывают любую эффективность управления. Тем не менее недостаточно различать эффективность результативную. (целесообразную) и экономическую (затратную). Недостаточно говорить о целесообразности и результативности затрат. Необходим еще и анализ обоснованности самих целей деятельности, т. е. анализ эффективности муниципальной деятельности с точки зрения соответствия ее целей нормативным идеалам и ценностным нормам, принимаемым местным сообществом на определенном этапе его развития. Комплексному понятию эффективности соответствует выражение: 
 
Эк=Ц/ПхР/ЦххР/3 
 
Потребностной эффективности (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам) соответствует формула: 
 
Эф°Ц/П; 
 
Результативная эффективность (отношение достигнутого результата к преследуемым целям) измеряется с помощью выражения: 
 
Эф°Р/Ц; 
 
Наконец, для определения затратной эффективности (отношение затрат к достигнутым результатам) используется формула: 
 
Эф=Р/3. 
 
3. Метод оценки эффективности системы муниципального управления на основе оценки эффективности управления в каждой входящей в нее подсистеме. 
 
Задача сводится к решению частных задач оценки эффективности системы управления в отдельных сферах муниципальной деятельности и выведению совокупной оценки эффективности на основе рейтинговых значений важности отдельных сфер. Рейтинговые значения в каждом случае могут быть определены экспортно, исходя из степени остроты отдельных проблем в конкретном муниципальном образовании и в определенный период времени.

 

Таким образом, эффективность муниципального управления – многогранное понятие. Она может быть измерена только системой показателей. 

Нормативно-правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления 
 
Основными нормативными актами, в соответствии с которыми осуществляется оценки деятельности органов местного самоуправления является 
 
- Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации»; 
 
- Указ Президента от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»[219]. 
 
- распоряжение Правительства РФ «О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»; 
 
Указом № 607 определен перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. 
 
Перечень показателей включает:

Информация о работе Эффективность местного самоуправления