Избирательные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируются законодательством. В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа. Это, прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Суть его состоит в том, что всем им предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. Во-вторых, так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника и т.д. В-третьих, это нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы и т.д.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
Понятие избирательной системы……………………………………………………...4
Мажоритарная избирательная система………………………………………………6
Пропорциональная избирательная система…………………………………………11
Смешанная избирательная система………………………………………………….17
Избирательные системы Украины…………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

полит. реферат.docx

— 48.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………..3

  1. Понятие избирательной системы……………………………………………………...4
  2. Мажоритарная  избирательная система………………………………………………6
  3. Пропорциональная избирательная система…………………………………………11
  4. Смешанная избирательная система………………………………………………….17
  5. Избирательные системы Украины…………………………………………………...21

Заключение…………………………………………………………………………………24

Список  использованной литературы…………………………………………………….25

 

ВВЕДЕНИЕ

В этой работе речь пойдет об избирательных  системах как о способе распределения  мандатов между кандидатами в  зависимости от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к  одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат.

Поиск оптимальной для станы  избирательной системы чрезвычайно  сложен.

Такая система должна опираться  на базовые ценности демократического общества и одновременно учитывать приоритеты социального и политического развития страны.

Понятие избирательной системы  складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов  и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» можно  применить, когда он употребляется  применительно к порядку определения  результатов голосования.

В большинстве стран процесс  и порядок проведения избирательных  кампаний регламентируются законодательством. В основе регламентации избирательных  кампаний лежат три важнейших  принципа. Это, прежде всего обеспечение  равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Суть его состоит  в том, что всем им предоставляется  равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. Во-вторых, так  называемый принцип лояльности, в  соответствии с которым кандидаты  обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника и т.д. В-третьих, это нейтралитет  государственного аппарата, его невмешательство  в ход предвыборной борьбы и т.д.

В избирательной системе важен  институт регистрации, который регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей заносятся  все граждане, имеющие право голоса.

Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной системы. Существуют два основных типа: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат.

В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие  по существу совершенно отдельную и  неповторимую избирательную систему.

 

  1. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

После проведения голосования и подсчета голосов принявших в нем участие избирателей наступает, пожалуй, наиболее ответственный момент выборов — определение победителей. Порядок, способы определения результатов выборов зависят от применяемой в данный момент избирательной системы. Сущность любой избирательной системы - характер соотношения голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список, и полученных ими мандатов.

Избирательная система - это порядок организации  и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы  определения результатов голосования  и порядок распределения депутатских мандатов.

Избирательная система в широком смысле - порядок  формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная  система регулируется правовыми  нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Избирательная  система в узком смысле - система  распределения мест в выборных органах  после установления результатов голосования.

Выбор той  или другой избирательной системы  влечёт за собой большие изменения  в расстановке политических сил. Избирательная система в каждой стране создается в зависимости  от того, как понимают интересы своей  партии и общества, каковы политические традиции и культура. Поэтому политики осторожно подходят к изменениям избирательного законодательства. Нарушение  баланса сил в стабильном обществе всегда ведет к непредсказуемым  последствиям, может дестабилизировать  политическую жизнь.

Нередко решение вопроса о введении того или иного вида избирательной  системы представляется как чисто  техническая (процедурная) проблема. Однако этот элемент избирательного процесса имеет, пожалуй, наиболее яркую политическую окраску, поскольку одно и то же распределение голосов избирателей между кандидатами и списками при использовании различных избирательных систем приводит к совершенно иным конечным результатам, А ведь именно на этой стадии окончательно решается партийный и персональный состав избираемых органов, а значит и последующая политическая направленность их деятельности.

Результаты  выборов, определяющие победителей  и побежденных, во многом зависят  от типа избирательной системы. В  мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим  трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Наиболее  распространенными из применяемых  в мировой практике избирательных  систем являются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

 

  1. МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

Сущность  мажоритарной избирательной системы  заключается в том, что победившим на выборах считается кандидат, набравший  определенное большинство голосов  избирателей. Законодательство конкретного  государства определяет, в зависимости  от вида выборов (президентские, парламентские  или местные), какое именно большинство  голосов необходимо набрать - относительное  или абсолютное. В соответствии с  этим различают мажоритарную систему  относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства.

Мажоритарные  избирательные системы действуют  преимущественно в одномандатных (униноминальных) избирательных округах, но возможно их применение и в много мандатных (полиномиальных), тогда голосование идет по партийным спискам в целом.

Мажоритарная  система относительного большинства 

При мажоритарной системе относительного большинства  для победы на выборах кандидату  необходимо набрать больше голосов  избирателей, чем каждый из остальных  кандидатов, пусть даже за него проголосовало  менее половины избирателей.

Предположим, по одному округу баллотируются 4 кандидата, и голоса избирателей распределились между ними следующим образом:

А—11%; Б—23%; В—34%; Г—32%.

Победившим  на выборах будет признан кандидат В, набравший 34% голосов избирателей, несмотря на то, что фактически против него проголосовало 66% избирателей. Таким образом, голоса 2/3 избирателей остаются неучтенными, «выброшенными», а депутат в выборном органе представляет лишь 1/3 избирателей своего округа.

Следует, правда, отметить, что избирательные  законы некоторых стран устанавливают  минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать для  победы: кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе большее  число голосов, чем его конкуренты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов.

В Великобритании практика применения униноминальной мажоритарной системы относительного большинства  приводила к парадоксальным ситуациям: абсолютное большинство мандатов в  нижней палате парламента, а, следовательно, право формировать однопартийное  правительство, получала партия, собравшая  в целом меньше голосов избирателей, чем проигравшая партия. Проиллюстрируем это следующим примером:

в пяти избирательных  округах с равной численностью избирателей  в 30 тыс. борьбу за мандаты вели кандидаты  партий А и Б, и голоса избирателей распределились между ними следующим образом:

Кандидаты Партии

Голоса избирателей по округам (тыс.)

 

I

II

III

IV

V

А

17

18

16

7

5

Б

13

12

14

3

25




 

 

Партия, хотя бы с минимальным перевесом  голосов победившая в большем  числе избирательных округов, получит  и большее число мандатов. В  нашем примере партия А получит 4 мандата при общем числе избирателей, проголосовавших за ее кандидатов,— 73 тыс., а партия Б получит 1 мандат, в то время как за ее кандидатов проголосовало 77 тыс. избирателей. Значит, правящей будет партия, пользующаяся поддержкой меньшинства избирателей.

Во Франции  партии большинства, собиравшие менее 50% всех голосов избирателей, имели  почти 75% мест в парламенте.

Схожая  ситуация на протяжении многих лет  существовала в Индии. Партия ИНК  на выборах в Народную палату за весь период независимого развития страны (кроме проигрыша в 1977 г. и в 1989 г.) получала абсолютное большинство  мест, набирая около 1/4 голосов всего  избирательного корпуса.

Вышеизложенное  позволяет сделать вывод о  том, что мажоритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными пороками которой являются:

1) значительное  число голосов избирателей (зачастую  более половины) остаются «выброшенными», не учитываются при распределении  мандатов;

2) искажается  картина реального соотношения  политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов  избирателей, получает большинство  депутатских мест.

Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, более ярко проявляется в совокупности с  особыми способами нарезки избирательных  округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная география»

Сущность  «избирательной геометрии» состоит  в том, что нужно так нарезать избирательные округа, чтобы при  сохранении их формального равенства  заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив  сторонников других партий в небольших  количествах по разным округам, а  максимальное их число сосредоточить  в 1—2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку избирательных округов, постарается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспечивая тем самым победу себе в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранее предопределяются результаты выборов. Предоставив возможность образования избирательных округов другой партии, мы получим противоположный результат.

Законодательство  ряда зарубежных стран (США, Франции, ФРГ, Великобритании, Японии), как и таджикский законодатель, также исходит из того, что практически невозможно образовывать абсолютно равные избирательные  округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило 25% или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа в ту или другую сторону. Это является основой для применения «избирательной географии», именуемой в США как «джерримэндеринг».

Цель  «избирательной географии» заключается  в том, чтобы сделать голос  более консервативного сельского  избирателя более весомым, чем голос  городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных  округов с меньшим количеством  избирателей, чем в городах. В  результате, при равном количестве избирателей, проживающих в городской  и сельской местности, в последней  может быть образовано в 2—3 раза больше округов.

Мажоритарная  система относительного большинства, получившая достаточно широкое распространение  в развивающихся странах, в некоторых  из них (Индия, Египет и др.) приобрела  своеобразные формы, фактически лишив  граждан в определенных случаях права на выбор: когда количество кандидатов равно числу избираемых по округу депутатов, они считаются избранными без голосования.

Единственным, пожалуй, преимуществом мажоритарной системы относительного большинства  является то, что голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.

Другой  разновидностью мажоритарных избирательных  систем является мажоритарная система  абсолютного большинства.

При этой системе выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать  абсолютное большинство голосов  избирателей, принявших участие  в голосовании, т. е.. 50%+1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого  большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после первого), где вновь применяется  то же требование абсолютного большинства  голосов избирателей. Но законодательством  может быть установлено для второго  тура и требование относительного большинства.

Участвовать во втором туре могут уже не все  зарегистрированные кандидаты. Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей  по сравнению с другими кандидатами.

По мажоритарной системе абсолютного большинства  избирались все президенты Франции  в V Республике, и лишь в 1958 г. Шалю де Голлю удалось в первом же туре собрать 78,5% голосов избирателей, все остальные президентские выборы проводились в два тура.

Информация о работе Избирательные системы