Избирательное право, понятие и принципы, система и источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:02, лекция

Описание работы

Референдум – это способ принятия решения по наиболее важным вопросам общегосударственного, регионального и местного значения путем непосредственного голосования граждан.
Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:
Об избрании, назначении на должность, досрочном прекращении полномочий тех лиц, которые замещают гос. должности.
О персональном составе федеральных органов государственной власти.
Об избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов или должностных лиц, образуемых в соответствии с международным договором.

Файлы: 1 файл

Izbiratelnoe_pravo_i_izbiratelny_protsess_2 (1).docx

— 25.51 Кб (Скачать файл)

Избирательное право и избирательный процесс.

Лекция  №1. Избирательное право, понятие и принципы, система и источники.

  1. Понятие избирательного права России.

 
Классификация видов выборов:

    1. Очередные выборы;
    2. Досрочные выборы;
    3. Основные выборы;
    4. Дополнительные выборы;
    5. Повторные выборы.

Референдум – это способ принятия решения по наиболее важным вопросам общегосударственного, регионального и местного значения путем непосредственного голосования граждан.  
Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

    • Об избрании, назначении на должность, досрочном прекращении полномочий тех лиц, которые замещают гос. должности.
    • О персональном составе федеральных органов государственной власти.
    • Об избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов или должностных лиц, образуемых в соответствии с международным договором.

Процесс проведения референдума.

    1. Подготовка референдума;
    2. Проведение референдума (голосование, подсчет, подведение итогов);
    3. Реализация решения;

 

Избирательное право – это конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. А также, право выдвижения кандидатов, списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, руководствуясь конституцией российской федерации, федеральными законами, законами субъектов федерации и законами органов местного самоуправления. 
Активное избирательное право – это право граждан избирать кандидатов в органы гос. власти и органы местного самоуправления. В РФ активным избирательным правом обладают лица, достигшие 18-ти лет, имеющие место жительства по своему избирательному органу, обладающие дееспособностью.  
Пассивное избирательное право – право выдвигаться и баллотироваться в состав органов гос. власти и органов местного самоуправления.

Избирательно-правовое отношение – это возникающая на основе норм избирательного права юридическая связь между субъектами, выраженная в форме их прав и обязанностей.

Элементами данных отношений являются:

Субъекты:

    • Граждане РФ;
    • Иностранные граждане;
    • Органы гос. власти и местного самоуправления;
    • Избирательные комиссии;
    • Общественные объединения;
    • Средства массовой информации.

Объекты:

    • Материальные объекты;
    • Нематериальные объекты.

Содержание правоотношения:

    • Юридическое – субъективные права и обязанности;
    • Фактическое – само поведение субъекта.

Юридические факты – те обстоятельства, при которых возникает, изменяется или прекращается правоотношение. Делятся на события и действия.

  1. Принципы избирательного права.

Принципы избирательного права – основные нормы, в которых выражается демократическое содержание избирательного права РФ.

Принципы:

    • Принцип всеобщего избирательного права;
    • Принцип равного избирательного права;
    • Принцип прямого избирательного права;
    • Принцип тайного голосования;
    • Принцип свободных выборов;
    • Принцип альтернативности.
  1. Система избирательного права.

Система избирательного права делится:

    • Нормы
    • Институты
    • Общая часть – устанавливает универсальные принципы, исходные положения и начала организаций;
    • Особенная часть – определяет конкретные процедуры;

Избирательно-правовые нормы – это общеобязательные, формально определенные правила, регулируемые государством. Структура избирательно-правовой нормы состоит из трех элементов:

    1. Гипотеза – та часть нормы, которая указывает на фактические обстоятельства, при наступлении которых норма уступает действию.
    2. Диспозиция – та часть нормы, которая указывает на само правило поведения.
    3. Санкция – та часть нормы, которая указывает на меры (последствия), применяемые при ее несоблюдении.

Классификация избирательно правовых норм:

  1. По объекту;
  2. По функциям;
  3. По характеру прав и обязанностей;
  4. По территории действия.

4. Источники  избирательного права.

    1. Конституция;
    2. Международные договоры РФ;
    3. Решение конституционного суда РФ;
    4. Решение верховного суда РФ;
    5. Федеральное законодательство;
    6. Законы субъектов РФ;
    7. Законы органов местного самоуправления.

Избирательные системы.

  1. Понятие и виды избирательных систем.

В научной  литературе «избирательная система» понимается в двух смыслах:

    • широком – система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти
    • узком – представляет больший интерес – ИС – способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов будет избран на должность.

В зависимости  от того, какая система используется, результаты выборов могут быть совершенно различны. Существует 2 вида ИС:

    1. Мажоритарная – согласно этой системе, избранными считаются лица, получившие большинство голосов. Существуют различные ее модификации:
      • Система относительного большинства – предполагает избрание того кандидата, который наберет голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности. При этой системе не устанавливается ни обязательный минимум участия граждан, ни обязательность голосования. Минус этой системы заключается в том, что может пропасть большинство голосов избирателей.
      • Система абсолютного большинства – достаточно часто используется для избрания президентов (в том числе и в России). Для победы кандидату необходимо набрать 50%+1 голос. При данной системе обычно устанавливается нижний порог участия в выборах. Если он не достигается, то выборы признаются несостоявшимися или недействительными. Проблемой этой системы является то, что чем больше кандидатов, тем сложнее кому-либо из них набрать 50%+1 голос. Для этого есть «второй тур». В него выходят 2 кандидата, набравшие максимальное количество голосов, и среди них выбирается победитель. Плюсом этой системы является то, что победитель действительно поддерживается большинством страны.
      • Система квалифицированного большинства – для победы необходимо набрать строго установленное число голосов, как правило, более 50%.
    1. Пропорциональная – предполагает соперничество между списками политических партий. В России по данной системе избирается Госдума. Суть ее заключается в том, что количество мест в парламенте распределяется согласно процентному соотношению, полученному на выборах. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных округах. Чем больше округ, тем большая степень пропорциональности соблюдается. Минусы пропорциональной системы: во-первых, существует то обстоятельство, что в данной системе конкурируют не конкретные личности, а политические партии, и поэтому, избиратель ориентируется не на конкретных персон, а на громкость имени политической партии. Следовательно, наряду с общеизвестными политическими лидерами, партия может провести в парламент нежелательных персон; во–вторых, неограниченное использование данной системы может привести к появлению в парламенте множества мелких партий, которые не способны к сотрудничеству и могут блокировать важные решения для страны. Чтобы преодолеть последний минус в России введен, так называемый, заградительный барьер 7%.
  1. Развитие институтов Избирательного Права и законодательства о выборах.

Практика  применения законодательства 2007-2008 годов  выявила некоторые минусы в избирательных  нормах, принципах. В связи с этим, с 2008-2012 год были приняты меры по разработке новых положений и  унификации избирательных норм. Была проведена работа по совершенствованию  избирательного законодательства, которая  выразилась в следующих нововведениях:

    1. Увеличен срок полномочий депутатов Госдумы с 4 до 5 лет, а президент Российской Федерации с 4 до 6 лет.
    2. Разрешен допуск политических партий в Госдуму, которые набрали от 5-7% голосов на выборах (5-6%: 1 место, 6-7%: 2 места).
    3. В Федеральную часть списка кандидатов может быть включено не более 10 человек, а число ее региональных групп должно быть не менее 70.
    4. На выборах депутатов Госдумы может баллотироваться партия без сбора подписей в свою поддержку лишь в том случае, если она представлена не менее чем в трети парламентов РФ.
    5. Остальные партии собирают 150 000 подписей в свою поддержку.
    6. Численность партии для регистрации сейчас: 500 человек.
    7. Увеличена сумма предельных расходов кандидатов при выборах политических партий.
    8. Установлены единые требования к оформлению подписных листов и проверке подписей.
    9. Уточнены правила голосования вне избирательных участков.
    10. Усовершенствовано правовое регулирование отношений, касающихся распределения эфирного времени и печатных площадей между кандидатами во время предвыборной агитации.

 

  1. Международные избирательные стандарты следует рассматривать как закрепляемый международным правом нормативный институт правового регулирования общественных отношений (в сфере избирательного права):
    • Всеобщая декларация прав человека 1948 года (пункт 3, ст. 23).
    • Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 года (ст. 25).
    • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года.
    • Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ.

Найти в интернете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Избирательное право, понятие и принципы, система и источники