Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Избирательная система - важный фактор в политической жизни любой страны. Особенности избирательной системы способны повлечь за собой широкие последствия - от раскола партии до распада страны. Таких случаев в истории немало. Изучение избирательных систем отличается от многих других аспектов политической науки тем, что оно допускает количественное моделирование, так как данные (голоса, места) поступают в виде чисел. Поэтому данная тема представляет большой теоретический интерес.
В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3-4
Понятие «избирательная система» и ее структура…………………………………………………………………….4-6
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки…………………………………………………………………7-11
Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ……………………………………………………………………………12-20
Заключение………………………………………………………….............21
Список литературы………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Политология (кр)готова!!!.docx

— 46.47 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное

бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра философии, истории и права

 

 

Факультет:  Финансово-кредитный

Специальность (направление): Бакалавр экономики

 

Контрольная работа №1

По дисциплине «Политология»

Вариант №13

Тема: «Избирательная система»

 

 

Выполнил:

Бакалавр:  Гришина Ю.С.

(Ф.И.О.)

Группа №  1 курс (дневная)

Личное дело №11флд11411

Преподаватель: Баринова В.И.

(Ф.И.О.)

 

Тула 2012

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..3-4

Понятие «избирательная система» и ее структура…………………………………………………………………….4-6

Мажоритарная и  пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки…………………………………………………………………7-11

Опишите основные параметры  и особенности современной российской избирательной системы. Объясните  политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную  Думу РФ……………………………………………………………………………12-20

Заключение………………………………………………………….............21

Список литературы………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Избирательная система - важный фактор в политической жизни любой страны. Особенности избирательной системы способны повлечь за собой широкие последствия - от раскола партии до распада страны. Таких случаев в истории немало. Изучение избирательных систем отличается от многих других аспектов политической науки тем, что оно допускает количественное моделирование, так как данные (голоса, места) поступают в виде чисел. Поэтому данная тема представляет большой теоретический интерес.

В научной литературе термин «избирательная система» употребляется  обычно в двух значениях - широком  и узком.

В широком смысле избирательная система - это система  общественных отношений, связанных  с выборами органов публичной  власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и  определения круга избирателей  и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения.

Нас больше интересует избирательная система в так  называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся  кандидатов избран на должность или  в качестве депутата. В зависимости  от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех  же итогах голосования могут оказаться  совершенно разными. Поэтому политические силы нередко борются между собой  за более выгодную для себя избирательную  систему.

Актуальность рассматриваемой  темы очевидна. Избирательная система  определяет порядок проведения выборов  в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Однако избирательная  система не может формировать, а  тем более играть существенную роль в процессе становления государственности, наоборот, государственность является институтом, полностью и исключительно отвечающим за структуру и форму избирательной системы.

Понятие «избирательная система» и ее структура.

Главным регулятором выборов  является избирательная система. 
Избирательная система – это совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Основное назначение избирательной системы - обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны. Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную  и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются, и смешанные формы. 
Основными структурными компонентами избирательной системы являются субъекты выборов и избирательное право.  
К субъектам выборов относятся: 
1) Избиратели – одно из главных действующих лиц в процессе выборов. 
2) Политические партии. Поскольку главная цель деятельности партии – овладение политической властью или участие в её осуществлении. Участие политической партии в выборах может быть обусловлено соблюдением ряда требований ограничительного характера, к числу которых относятся: 
- минимальное число членов; 
- получение определенного процента голосов на предыдущих выборах; 
- сам факт периодического участия в выборах. 

Избирательное право  – это совокупность юридических  норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти. 
Термин «избирательное право» употребляется и в другом, узком значении: 
избирательное право – это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают: 
- активное избирательное право – право гражданина избирать; 
- пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным. 
Основные принципы избирательного права. Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы. 
 
Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не достигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения. 
 
Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа. 
Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. 
Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две ступени и более. 
 
Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. 
 
Тайное голосование. Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля над волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления. 
Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

 

 

 

 

[Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. - М.: Норма, 2003. с. 83-88.]

[Лавриенко Н.В. Политология. - М., 2005. с. 32-51.]

Мажоритарная  и пропорциональная избирательные  системы, их достоинства и недостатки.

Мажоритарная  избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. В зависимости от того, какое большинство требуется для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему относительного большинства и абсолютного большинства. Мажоритарная система относительного большинства  - это система, при которой избранным считается тот кандидат, кто получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников. Это самая простая система. Она всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство голосов. Огромное  преимущество этой системы – исключение второго тура. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания абсолютного большинства голосов избирателей, т.е. более половины (50% + 1) общего их числа. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, то  выборы считаются несостоявшимися. 
 
Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, даже если это большинство составляло один голос. В случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором, как правило, представлены два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Во втором туре победитель, как правило, определяется по системе относительного большинства.

 

Пропорциональная  система предполагает распределение мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или партийными блоками. 
Как и мажоритарная пропорциональная система имеет разновидности. Существует два ее вида: 
- голосование по закрытым партийным спискам. В этом случае избиратель голосует за  партийный список в целом, не меняя порядка расположения кандидатов; 
- голосование с открытыми партийными списками. В этом случае избиратель имеет право голосовать не только за партийный список в целом, но и переставлять кандидатов в списке по своему выбору.

Мажоритарная  и пропорциональная система имеют  свои достоинства и недостатки. 
К числу достоинств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Это достигается путем распределения мандатов среди крупных, хорошо организованных партий, которые на основе большинства формируют однопартийные правительства. Эта система также побуждает мелкие партии  создавать блоки или коалиции еще до начала выборов. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику. При мажоритарной избирательной системе население голосует за конкретных депутатов. В результате возникают крепкие устойчивые связи между депутатами и избирателями. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, стараются, по возможности, выполнить свои  предвыборные обещания или откликнуться на текущие просьбы избирателей. В свою очередь избиратели лучше знают своих депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе. Вместе с тем  мажоритарная избирательная система содержит и ряд существенных недостатков. Эта система во многом искажает реальную картину предпочтений и тем самым  не отражает волю избирателей. При данной системе для распределения парламентских мандатов чаще всего имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса же отданные всем другим кандидатам, при распределении мандатов во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают. Существует довольно большая возможность манипулировать волей избирателей  через “нарезку избирательных округов”. Зная предпочтения избирателей,  можно манипулировать географией округов. Например, создать чисто сельские и чисто городские округа, либо, наоборот, их смешивать, когда это выгодно тому или иному кандидату и т.д. Таким образом, мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на большинство в парламенте, но не пользующегося поддержкой большинства населения. Она сильно ограничивает доступ в парламент представителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная избирательная система может ослаблять легитимность власти, вызвать у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах. Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Тем самым пропорциональная избирательная система наиболее адекватно отражает политическую волю населения. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится и то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина расстановки политических сил. Она создает возможность быть представленным в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим социальным слоям, образующим мелкие партии. Тем самым пропорциональная избирательная система обеспечивает обратную связь между государством и организациями гражданского общества, способствует легитимизации власти, активизирует участие населения в выборах. К недостаткам пропорциональной избирательной системы следует отнести относительно меньшую стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-либо партии сформировать однопартийное правительство и побуждает к образованию коалиций. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничит возможность проникновения  в него мелких партий или же представителей  крайне радикальных, а порой и экстремистских сил, многие страны используют так называемые “избирательные пороги”  устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов избирателей. Высокий “избирательный порог” подчас приводит к тому, что значительная часть избирателей оказывается не представленной в парламенте. Низкий – по существу оказывается неэффективным. В ряде стран с целью соединить положительные стороны различных систем и свести к минимуму их недостатки создаются избирательные системы смешанного типа. В которых тем или иным образом сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов, в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. 
 
Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства. 
Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. На этом основании выделяют два вида смешанных систем: 
• смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе; 
• смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. – М.: Вузовский учебник, 2005. с. 42-46]

Опишите основные параметры и особенности  современной российской избирательной  системы. Объясните политический смысл  перехода к пропорциональной системе  на выборах в Государственную  Думу РФ.

 

Cовременая российская избирательная система, сложилась в результате проведения нескольких реформ. Одна из таких, реформы 1993-1995 годов, где не последнюю роль сыграл закон «О выборах Президента РФ».

Эта реформа началась с принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции  РФ и нашла свое дальнейшее отражение  в ряде Федеральных законов. Следующей, на мой взгляд, реформой избирательной  системы России, стало вступление в силу закона от 7 декабря 2006 года нового Закона “О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания РФ», а также повышение проходного барьера для политических партий до 7 процентов. Данный акт реформирует избирательную систему России, я бы даже сказала, устраняет мажоритарную  составляющую   и  формирует депутатский корпус исключительно по партийным спискам, причем по системе так называемых «открытых» списков, когда избиратель может, голосуя за определенную партию, отмечать наиболее ему нравящихся в ней кандидатов.

В 32 статье п.2 Конституции  РФ говорится о том, что «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления». В той же статье, но уже в 3 пункте определяется круг лиц, лишенных избирательного голоса: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в РФ.

Понятие избирательного права тоже употребляется в широком  и узком смысле. В широком смысле – это вся совокупность норм и  правил, регулирующих избирательный  процесс от начала и до конца, в  этом смысле образуется обширный институт конституционного права, а в узком смысле – нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право).

Активное избирательное  право – это право избирать, а пассивное – право быть избранным. Всеобщим признается такое избирательное  право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие  в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости.

Информация о работе Избирательная система