Избирательная система, ее понятие и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования.
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.
Избирательная система — важнейший и обязательный элемент любого демократического общества.

Содержание работы

Избирательная система, ее понятие и структура
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки
Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ФИиП.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Липецкий филиал

 

Кафедра «Философия, история и право»

 

 

                                                                          

 

Специальность Бакалавр экономики

 

Специализация Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Политология»

Вариант № 13

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: 

Студент

Личное дело

Курс  1(ФНО)




 

 

 

 

 

Липецк 2014г.

Содержание

  1. Избирательная система, ее понятие и структура
  2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки
  3. Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ.

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Избирательная система, ее понятие и структура

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования.

Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

Избирательная система — важнейший и обязательный элемент любого демократического общества.

Избирательная система, как составная часть политической системы, сама подобно любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются избирательное право - теоретико-юридический компонент и избирательная процедура.

Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей.

Избирательная процедура составляет практически-организационную часть избирательной системы. Она включает в себя мероприятия государства по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.

Таким образом, избирательная система и становится системой, так как она состоит из упорядоченной системы совокупности элементов, институтов: правовых норм и порядка определения результатов выборов.

 

  1. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки

Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Достоинства:

  • Это универсальная система, так как используя ее, можно избирать как отдельных представителей, так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).
  • В силу того, что при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты, избиратель может принимать во внимание не только его партийную принадлежность (или отсутствие таковой), политическую программу, приверженность той или иной идейной доктрине, но и учитывать личные качества кандидата: его профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя, и т.п.
  • В выборах, которые проводятся по мажоритарной системе, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты.
  • Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей. Это позволяет более корректно соблюдать принцип народовластия, в соответствии с которым источником власти должны выступать избиратели, а не партийные структуры. При мажоритарной системе избранный представитель становится гораздо ближе к своим избирателям, так как они знают, за кого конкретно голосуют.

Недостатки:

  • Представительство наиболее мощной партии в парламенте выше, чем действительный процент избирателей, которые их поддерживают.
  • В частности, разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание.
  • Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров.
  • Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей и джерримендеринг.

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Достоинства:

  • Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.
  • Если квота достаточно низкая, то мелкие партии тоже получают места.
  • Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.
  • При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными.
  • Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.
  • Пропорциональная система с низким проходным барьером позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы.
  • В этой системе меньше вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые способны не вполне легальными методами обеспечить себе победу на выборах в регионах.

Недостатки:

  • При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»).
  • При парламентской республике (а также, как правило, при конституционной монархии) правительство формирует та партия, которая преобладает в парламенте. При пропорциональной системе выборов более, чем при мажоритарной, вероятно, что ни у одной из партий не будет абсолютного большинства и потребуется сформировать коалиционное правительство. Коалиционное же правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет неустойчивым и будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.
  • В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему.
  • Если партийные списки «закрытые» и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. Эта проблема не возникает в случае «открытых» партийных списков.
  • Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии. Хотя, вероятно, разные партии решают этот вопрос по-разному.
  • Система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным избирателям, и это может сделать систему пропорционального представительства непопулярной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ.

Избирательное право прочно заняло свою нишу в общей системе права Российской Федерации и уже имеет свою политическую и юридическую историю развития и совершенствования.

Избирательное право в Российской Федерации имеет свои источники, т.е. нормативные акты, которые определяют порядок выборов:

1) Конституция Российской Федерации (1993);

2) конституции республик в составе  России, уставы краев, областей, городов  федерального значения, автономной  области, автономных округов;

3) Федеральный закон «Об основных  гарантиях избирательных прав  граждан Российской Федерации» (1994);

4) законы субъектов Российской  Федерации, регламентирующие организацию  и порядок выборов в различные  органы государственной власти  и в органы местного самоуправления;

5) указы и распоряжения Президента  России;

6) нормативные акты глав администраций (президентов и губернаторов) исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

На текущий момент в России действуют четыре избирательные системы, т: мажоритарная система абсолютного большинства проводится в два тура, при выборе президента; мажоритарная система относительного большинства, которая используется на выборах депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах).

В соответствии с российскими законами избирательными правами обладают граждане Российской Федерации, достигшие на момент проведения выборов восемнадцати лет. Право избирать называется активным избирательным правом, а право быть избранным — пассивным

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям.

7 мая 2004года Президент РФ В.Путин озвучил идею на следующих выборах избирать Государственную Думу РФ только по партийным спискам.

«Плюсы» перехода к пропорциональной системе в России:

  • Главным плюсом считается стимул развития партий, максимально усиливая их политических вес.
  • Партии должны будут сделать акцент на стратегические интересы страны.
  • Станут больше ориентироваться на интересы страны, а не интересы губернаторов и региональных элит.
  • Власть не сможет бесконтрольно перекупать максимально зависимых от админресурса одномандатников.

«Минусы» перехода к пропорциональной системе в России:

  • Лишение граждан пассивного избирательного права
  • Сохранение нынешнего закона о политических партиях при полностью пропорциональной избирательной системе еще более усилит отчуждение между обществом и государством, будет выталкивать реальные, но не отражаемые легальными партиями интересы в сферу параллельной политической реальности
  • Лишение по факту многих регионов представительства в парламенте
  • Сохранение завышенного заградительного барьера существенно снизит представительность Государственной Думы РФ

Список использованной литературы

  1. Валовая М.Д., Политология: учебник/М.Д. Валовая//,М. Инфра-М 2011г – 336 с.
  2. Василенко И.А., Политология учебник для бакалавров Гриф МО/И.А. Василенко//, М. Юрайт 2013 г. – 423 с.
  3. Лавриненко В.Н, Политология: учебник/ В.Н. Лавриненко,// М. Юнити-Дана, 2012 г. – 591с.
  4. Муштук О.З., Политология: учебник/О.З. Муштук//, М. МФПА 2011 г. – 480 с.
  5. Смирнов Б.В., Основы политологии: учебник/Б.В. Смирнов//, М. Юнити-Дана 2013 г. – 632 с.
  6. Хейвуд Э. Политология: Учебник/Э.Хейвуд//, Юнити-Дана, 2012 г. – 545 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Избирательная система, ее понятие и структура