История правовых и политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:09, контрольная работа

Описание работы

1. Проведите сравнительный анализ произведений социалистов-утопистов ХVI–ХVII вв. Т. Мора и Т. Кампанеллы. Выделите общие черты и отличительные особенности проектов идеального государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т. Кампанеллы.

Содержание работы

Вопрос 1...................................................................................................................3
Вопрос 2...................................................................................................................8
Список литературы.................................................................................................9

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по ИППУ..doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ОТДЕЛЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Контрольная работа
  • по курсу

     

    «История правовых и политическихучений»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Выполнил: студент 2  курса ОДО

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • ЕКАТЕРИНБУРГ 

  • 2011 год

  •  

    Содержание

     

    Вопрос 1...................................................................................................................3

    Вопрос 2...................................................................................................................8

    Список литературы.................................................................................................9

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Проведите  сравнительный анализ произведений  социалистов-утопистов ХVI–ХVII вв. Т. Мора и Т. Кампанеллы. Выделите общие черты и отличительные особенности проектов идеального государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т. Кампанеллы.

     

    Т. Мор и Т. Кампанелла в своих произведениях  нарисовали образ идеального государства, такого, которое, по их мнению, могло бы стать  необходимым в любом обществе. Их теории основывались на критике существующего государственного устройства.

    Т. Мор весьма негативно относился  к частной собственности, считая ее источником всех бед. Государство он называл заговором богачей и считал, что существующее государственное устройство  выражает интересы только богатых людей. Законы в государстве также создаются богатыми, которые поставили себе цель удержать свое высокое положение и накопленное имущество, путем установления жестоких наказаний и мер принуждения. Поэтому основная идея идеального государства Мора — это отказ от частной собственности и всеобщее уравнение.

    Томас Мор в своем  произведении Утопия рисует картину  идеального государства. Это государство основано на всеобщем равенстве, отказе от частной собственности и каких либо сословных различий. По территориальному устройству - Утопия — своеобразная федерация 54 городов.   Управление в таком государстве строится следующим образом. Сенат представительный орган от 54 городов, составляющих государство. Он состоит из трех представителей от каждого города и решает общие вопросы государства. В каждом из городов также образуется свой представительный орган — городской сенат. Должностные лица являются выборными. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи входят в Сенат. Кроме того Сенат возглавляется князем избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Мор подчеркивает демократическую организацию утопийцев.  управление должностных лиц свидетельствует об элементах аристократии.

    По общественному устройству идеальное  государство строится на основе всеобщего  уравнения и распределения. В  городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются "деревенские семьи" (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет (поощряются горожане, остающиеся в деревенской семье сверх этого срока). Подобное общественное устройство достаточно сложно организовать на практике, поскольку реальные государства состоят из миллионов человек разных национальностей, разного менталитета и способностей.  Невозможно всех организовать и распределить по ремеслам, занятиям и другим  признакам. Утопия Мора — это отдельное, маленькое государство, ограниченное по числу жителей и территории. Мор подчеркивает общественную организацию жизни утопийцев. У них не существует, каких либо личных прав, все выполняется  совместно, даже питание и работа. «Имеются общественные столовые, но можно готовить пищу дома. "Хотя никому не запрещено обедать дома, но никто не делает этого охотно, потому, что считается непристойным и глупым тратить труд на приготовление худшей еды, когда во дворце, отстоящем так близко, готова роскошная и обильная". Государство широко использует меры поощрения лиц, совершающих полезные для общества действия. В Утопии окружены всеобщим почетом граждане, добровольно исполняющие особо трудные или неприятные работы. Вместе с тем обязанность сифогрантов — наблюдать, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом»1.

    Т. Кампанелла во многом основал свое учение об идеальном государстве на основании учения Т.Мора. Он тоже  описал отдельно взятое государство, где люди объединились для совместного существования  на основе общины. Также как и Мор, Кампанелла  считает необходимым отказ от частной собственности, всеобщее уравнение и распределение. 

    Т. Кампанелла в Городе солнца  рисует модель идеального государственного устройства. Выделяет три ветви власти которые  осуществляют управление тремя областями: военное дело, наука, материальное обеспечение  и воспитание. Трем верховным правителям подчинены три начальника, которые в свою очередь руководят тремя должностными лицами. Возглавляет государство Верховный правитель.

    Во главе Города стоит  верховный правитель — Солнце (Метафизик) — всесторонне образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах, ремеслах.   Соответственно   трем   главным   атрибутам   бытия   (мощь,   мудрость,   любовь)   ему помогают три соправителя: Пон (Сила — ведает военным делом), Син (Мудрость — руководит развитием наук), Мор (Любовь — управляет воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и др.). каждый из соправителей имеет в своем подчинении должностных лиц. Таким образом, правление осуществляется на основе сочетания монархии и аристократии. Однако Кампанелла описывает и демократические методы управления. В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете, как называется это собрание, каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства. Как можно увидеть, подобная организация возможна только  в государстве с очень небольшим числом жителей. На практике  собрание всех жителей государства просто невозможно осуществить. Большее внимание Кампанелла уделял все-таки  монархическо-аристократической форме правления. Он считал, что управление должны осуществлять лица, имеющие определенные знания, сведущие в науках.

    Государство управляет  всеми сферами жизни общества, даже сферами морали и воспитания детей. Труд, так же как и у Мора считается основой общественных отношений — каждый должен заниматься своим ремеслом.  Особенность учения Кампанеллы в отказе не только от частной собственности и каких- то личных прав, но даже и личных семейных отношений. Основной ячейкой общества является не семья, а производственная бригада.  Воспитание детей осуществляется не в семьях, а в специальных общественных организациях. Государство осуществляет справедливое распределение произведенных продуктов. «Сообща произведенное распределяется справедливо, по меркам необходимости. Все, в чем солярии нуждаются, "они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует". Не только обеспечение каждого солярия требуемой долей материальных благ и попечение о его досуге, общении, здоровье входят в круг обязанностей должностных лиц "Города Солнца". Они также планомерно обучают и воспитывают членов общины, заботятся о состоянии их духа»2.

    Теории Мора и Кампанеллы не могли быть реализованы на практике, поскольку они были слишком идеалистичны. Сформулированные принципы противоречат основным принципам человеческого бытия, особенно в  отношении  отсутствия личных прав, личной и семейной жизни, возможности иметь собственную семью. Уравнительное распределение материальных благ тоже не является лучшим выходом в построении общественных отношений.  Государство не сможет организовать такое распределение, не сможет подавить инициативу и определить для каждого гражданина то или иное занятие, ремесло. Частная собственность является одним из двигателей прогресса, предпринимательской инициативы, развития экономических отношений.  Подобное идеальное государство просто остановилось бы в своем развитии. Также и организация государства путем всеобщих собраний или выборов по описанной схеме могла бы быть реализована только на осень небольших территориях (как например, реализуется сейчас в рамках местного самоуправления). Но для организации всего государства такие методы недостаточны.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Почему учение  Ш. Монтескье о государстве  и праве часто называют географической доктриной?

    Монтескье, определяя  причины возникновения государства  и права, а также основные закономерности общественной и государственной  жизни уделял много влияния объективным  факторам, в частности природным, климатическим, географическим. К таким факторам относятся: климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и др. Например, на юге климат жаркий, там люди изнежены, ленивы и работают только из страха наказания. В жарких странах "обыкновенно царит деспотизм". Наоборот, на севере, где климат суровый и преобладают бесплодные земли, люди закалены, храбры и свободолюбивы. Для северных народов характерны умеренные формы правления. Монтескье отмечает необходимость соответствия положительных законов природе и принципам установленного правительства (т. е. форме правления), географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, ее климату (холодному, жаркому или умеренному), качеству почвы, образу жизни населения (земледельцев, охотников, торговцев и т. д.), его численности, богатству, склонностям,

    нравам и обычаям  и т. д.

     

                                     Список литературы.

     

      1. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений. Хрестоматия. М.: Юристъ, 2003. – 506 с.
      2. История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2004. –352 с.
      3. История политических и правовых учений. /под ред. О.Э. Лейста.-М.: Издательство: Зерцало, 2004. - 565 с.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1 История политических и правовых учений. /под ред. О.Э. Лейста.-М.2004. С. 150.

    2 История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – М.2004 С. 90


    Информация о работе История правовых и политических учений