История политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 20:15, реферат

Описание работы

Политическая мысль античности. Платон, Аристотель и Цицерон Политические учения Просвещения. Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо 1.Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля. Платон (427-347 гг. до н.э.), родоначальник объективного идеализма. Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона – «Государство» и «Законы». В диалоге «Государство» идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 16.75 Кб (Скачать файл)

История политической мысли

Политическая мысль античности. Платон, Аристотель и Цицерон Политические учения Просвещения. Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо       1.Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля. Платон (427-347 гг. до н.э.), родоначальник объективного идеализма. Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона – «Государство» и «Законы». В диалоге «Государство» идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. В государстве должно быть три сословия: правители-философы, воины, земледельцы и ремесленники. «Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость». Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения. Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни. По поводу формы правления в образцовом государстве сказано, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько. Основное внимание здесь уделяется проблемам воспитания и образа жизни граждан. Тирания, наихудший вид государства. Выход из порочных состояний общества Платон связывал с возвратом к изначальному строю – правлению мудрых. Разработку идеологии полисной землевладельческой аристократии продолжил ученик Платона Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах «Политика» и «Никомахова этика». К ним примыкает сочинение «Афинская полития», содержащее исторический очерк развития государственного устройства Афин. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как явления естественные, существующие от природы. Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Государство – это высшая форма человечекого общежития. Человек, гласит знаменитое изречение философа, «по природе своей есть существо политическое». Государство – это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества.          В зависимости от количества властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. Выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Итак, 6 видов государственного устройства. К правильным государствам относятся монархия, аристократия и полития; к неправильным – тирания, олигархия и демократия. Политические симпатии Аристотеля – на стороне политии, смешанной формы государства, в которой правит большинство в интересах общей пользы. Она соединияет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков. Экономически полития представляет собственность средних размеров, что позволяет ослабить противоречия между богатством и бедностью. Политическим идеалом Аристотеля был «самодостаточный», экономически обособленный полис. Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг.до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах «О государстве» и «О законах», трактате «Об обязанностях» и в многочисленных речах. Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства. Он утверждал, что гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди были наделены богами врожденным стремлением к общению. Цицерон настаивал на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Целью государства является охрана имущественных интересов граждан. Цицерон утверждал, что государство является не только естественным организмом, но и искусственным образованием, «народным установлением», как дело народа, где под народом понимается «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Политический идеал Цицерона – аристократическая сенатская республика.                2. В эпоху зарождения капитализма платоновские идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими идеологами буржуазии. Идею «философа на троне» пропагандировал Вольтер, Дидро, сторонники просвещенного абсолютизма в России. К представлениям Платона о смешанной форме правления обращались создатели теории разделения властей (Монтескье и др.).        Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (1694 – 1778 гг.). Согласно взглядам философа, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права. Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти. Управлять государством должны только собственники. Образцом государственной организации своего времени Вольтер называл парламентские учреждения в Англии. Политический идеал Вольтера приближался к идее разделения властей. Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1775 гг.). Свои общественно-политические взгляды он изложил в романе «Персидские письма», в историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян». Его главный труд – книга «О духе законов».    Возникновение политически организованного общества Монтескье склонен рассматривать как исторический процесс. По его мнению, государство и законы появляются вследствие войн. Для обеспечения законности и свободы необходимо провести разделение властей. Чтобы они принадлежали различным государственным органам. Предоставление им специальных полномочий с тем, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга. Нужен такой порядок, указывал Монтескье, при котором «одна власть останавливает другую». Рассмотренная им триада (законодательной, исполнительной и судебной властей) со временем стала классической формулой буржуазного конституционализма.        Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712 – 1778 гг.), выдающегося философа, писателя и теоретика педагогики, положили начало новому направлению – буржуазному радикализму. Политическая программа мыслителя соответствовала интересам и требованиям крестьянских масс, зарождающейся мелкой буржуазии. Руссо приступает к созданию целостной социально-политической доктрины, раскрытой и обоснованной в трактате «Об общественном договоре, или принципы политического права» и в историческом очерке «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».    Мелкобуржуазный характер воззрений Руссо наиболее ярко проявился в требовании имущественного равенства. Руссо сознавал, что политическое равенство граждан нельзя обеспечить, пока сохраняется общественное неравенство. Однако как идеолог крестьянства он был противником обобществления частной собственности. Решение проблемы философ видел в том, чтобы уравнять имущественное положение граждан. Руссо считал, что такой порядок вполне осуществим при сохранении частной собственности мелких размеров, основанной на индивидуальном труде. Учение Руссо способствовало распространению идеалов равенства и демократии.


Информация о работе История политической мысли