Институт президенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:08, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении процесса становления и функционирования института президентства РФ.
В соответствии с целью, в ходе работы решались следующие задачи:
определение сущности института президентства и краткий исторический обзор его становления за рубежом;
изучение процесса становления института президентства в России с момента зарождения и по настоящее время;
характеристика функционирующего на современном этапе института президентства РФ в разрезе конституциональных полномочий;
определение проблем функционирования и перспектив развития современного института президентства РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 4
1.1. Понятие института президентства и его развитие за рубежом 4
1.2. Институт президентства в Российской Федерации 9
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 15
2.1. Президент РФ: политико-правовой статус, конституционные
полномочия 15
2.2. Проблемы функционирования и перспективы развития института президентства РФ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

институт президентства.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

Приложение

 

Введение

Актуальность  темы исследования. Исследование развития и функционирования института президентства относится сегодня к чрезвычайно актуальным направлениям в исторической науке. Это связано с тем, что институт президентства является одним из самых мощных в системе государственных институтов, а должность президента является высшей государственной должностью и позволяет решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю позицию страны. Для России данный государственный институт является новым, а потому требует специального исследования. Его отличительная особенность заключается в том, что его становление происходило в специфических условиях перехода от тоталитарного государственно-политического устройства к демократии. Хотя с момента его зарождения прошло уже более двух десятилетий, сегодня следует признать, что проблема эффективного функционирования института президентства все еще остается нерешенной. Это обстоятельство и обусловило потребность в анализе истории становления рассматриваемого института.

Объектом и предметом исследования является институт президентства РФ в динамике его развития.

Цель работы заключается в изучении процесса становления и функционирования института президентства РФ.

В соответствии с целью, в ходе работы решались следующие задачи:

  • определение сущности института президентства и краткий исторический обзор его становления за рубежом;
  • изучение процесса становления института президентства в России с момента зарождения и по настоящее время;
  • характеристика функционирующего на современном этапе института президентства РФ в разрезе конституциональных полномочий;
  • определение проблем функционирования и перспектив развития современного института президентства РФ.

 

1. Становление института  президентства в мировой и  отечественной истории

1.1. Понятие института  президентства и его развитие  за рубежом

Термин «президент» происходит от латинского «praesident», что в переводе означает «тот, кто сидит впереди, председательствует»1.

Современное понятие «президент» трактуется как выборный глава государства, а «институт президента» - это властный институт, то есть совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента2.

Первой страной в мире, где  возникла должность президента как  главы государства, стали Соединенные  Штаты Америки. В 1787 году в Филадельфии, для принятия федеральной Конституции  США, собрались делегаты Конституционного конвента, которые сделали исторический выбор между монархией и республикой. Освободившись от власти британской монархии, американское общество было решительно настроено против внедрения в своей стране высшей власти в лице монарха. После длительных дебатов, которые вели между собой создатели американской Конституции, они пришли к выводу, что высшая исполнительная власть должна сосредоточиваться в руках председателя федеральной исполнительной власти, которого стали называть, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки.

Глава государства назывался президентом  не только потому, что президент  ассоциировался с республиканской  формой правления, а еще в силу того, что в ряде американских штатов в те времена главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.

В первой половине XIX в. институт президентства  начал стремительно развиваться  в странах Латинской Америки.

В Европе первыми президентами (главами  государств) стали в 1848 г. Луи Наполеон Бонапарт во Франции и Й. Фурер в Швейцарии.

В Азии первым президентом стал в 1911 г. Сунь Ятсен (Китай).

После окончания Первой мировой  войны (1914-1918) в Европе увеличивается  количество государств, в которых  была введена должность президента, особенно в государствах, возникших после распада ряда монархий. Президенты стали высшими должностными лицами в Австрии, Веймарской республике, Чехословакии, Польши, Эстонии, Латвии, Литве и Турции.

В 1930-40-е годы прошлого века институт президентства расширил свою географию  на азиатский континент - Филиппины, Сирию и Ливан.

После Второй мировой войны (1939-1941) президентскими стали Италия, Греция, Португалия, Исландия, Мальта, в частности, Южная Корея, Тайвань, Индия, Пакистан, Бангладеш, Ирак, Иран и Афганистан.

Однако наибольшее распространение модель президентского правления вступило в Африке. В 1847 г. первый президент возглавил Либерию. В XX веке во главе стран, получивших независимость после распада Британской, Португальской, Голландской и Бельгийской империй, а также почти всех африканских государств, стоят президенты.

В период 1980-90-х лет институт президентства  появился в республиках бывшей Федеративной Республики Югославии и в некоторых  странах Варшавского договора, в  Чехии и Словакии; такую же должность  ввела у себя Монголия, и все из республик бывшего Советского Союза, которые объявили свою независимость: Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан.

Сегодня президентство - неотъемлемый элемент политических систем многих стран мира. От президента страны требуется, чтобы он был арбитром нации, отвечал общественно-важным, морально-политическим и общественным ожиданиям всего народа, а не только той части, которая за него проголосовала. Конституционные нормы многих стран предусматривают, что президент в своей деятельности не должен защищать интересы отдельных социальных групп или слоев или партийных элит, а заботиться о благе всего общества. От президентов справедливо ожидается, что они во время выполнения своих президентских обязанностей будут придерживаться высоких морально-этических норм.

При парламентской форме республиканского правления президент как глава государства получает мандат от парламента. Чем больше парламент государства отстранен от избрания президента, чем меньшим объемом контрольных полномочий относительно президента он обладает, тем значительнее роль президента в осуществлении руководства государством и существеннее его позиции как института представительской формы публичной власти народа3.

В государствах с президентской или смешанной формой республиканского правления, полномочия президента обретают реальную политическую силу, уравновешивающую, а порой и превосходящую парламент. В президентской республике реальных рычагов давления на президента со стороны парламента гораздо меньше, чем в смешанной республике, но политический вес парламента заставляет президента искать компромисс с парламентскими силами в целях конструктивного взаимодействия и недопущения политического кризиса власти.

Опираясь на изложенное, можем сделать некоторые выводы:

1. Институт президента в наиболее  общей форме можно определить  как систему конституционно-правовых  норм, регулирующих формирование  и функционирование президентской  власти, а также некоторые вопросы,  связанные с обеспечением непрерывности и преемственности этого важного органа государства.

2. Преимущества президентской формы  правления заключаются в том,  что всенародно избранный глава  государства олицетворяет общенациональные  устремления, выступает символом  нации, символом принадлежности граждан к единому государству.

3. При всем разнообразии правового  статуса президента и его места  в системе государственного и  политического жизнь страны он  должен быть носителем следующих  признаков:

    • быть решающей противовесом в системе распределения власти способной организовать и гармонизировать власть;
    • как выборный глава государства, арбитр в системе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, в отдельных случаях возглавлять исполнительную власть;
    • президент никому не подчинен вообще и обладает высокой степенью независимости от каких-либо государственных органов;
    • президент должен придерживаться важных морально-политических и общественных обязанностей, действовать на основе конституции и других законов государства;
    • личность президента должна соответствовать высоким этическим нормам;
    • президент является политическим деятелем, ему принадлежит важная роль в формировании политики государства, он также является главным звеном ежедневного руководства государственными делами;
    • статус президента определяется, прежде всего, системой правления;
    • как высшее должностное лицо, президент, в зависимости от системы правления, наделяется целым комплексом необходимых полномочий, особенно важным из которых является право издания нормативных актов.

4. Статус президента и эффективность реализации его программ в наибольшей степени зависит от системы государственного правления, чиновничьего аппарата и правовой культуры общества в целом.

 

5. На сегодняшний день в мире  существует четыре модели президентской  власти:

    1. президент является главой государства и выполняет лишь представительские функции, осуществляет репрезентативные полномочия (присваивает награды и звания, открывает официальные мероприятия, принимает иностранные делегации и т. д.), при этом государством управляет премьер-министр;
    2. президент имеет реальную власть, решая все государственные дела;
    3. президент — глава государства и исполнительной власти, т. е. одновременно и лидер страны, и руководитель государственного аппарата. В данном случае президент должен выполнять координационные функции в отношении государственных органов, принадлежащие другим ветвям власти;
    4. президент является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом. Данная модель ориентирует президента на руководство аппаратом государственного управления, она может иметь различные проявления: президент не является главой правительства, но руководит им вплоть до председательствования на его заседаниях; президент — официально глава правительства, формирующий его состав, кроме премьера, кандидатура которого согласуется с парламентом, и т. д.

Первая модель президентской власти неприемлема для России, поскольку  ей нужен не формальный, а реальный руководитель, отстаивающий интересы страны на мировой арене. Использование  второй и третьей моделей власти президента тоже проблематично, т.к. сильная авторитарность этой должности может «похоронить» идею президентства.

Оптимальным вариантом  для России стала четвертая модель президентской власти.

 

1.2. Институт президентства в Российской Федерации

В период существования Советского Союза, президента, как главы государства, не было до последних лет существования этого государства. Было достаточно других властных структур: Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, Совет Министров. Все эти структуры были коллегиальными, на согласование деятельности которых требовалось много времени.

Только в 1990 году был учрежден пост Президента Советского Союза, который  избирался Съездом народных депутатов  СССР4.

Введение поста Президента СССР и появление института президентской власти было обусловлено рядом причин. Если ранее основные вопросы внутренней и внешней политики решались партийными органами, то происходящие в стране перемены привели к необходимости укрепления того звена государственной власти, функции которого ранее подменялись решениями партии. К тому же, после разделения властей появилась необходимость согласования деятельности законодательных и исполнительных органов власти, возникла настоятельная потребность в стабилизации обстановки и быстром разрешении чрезвычайных ситуаций, оперативно реагировать на которые гораздо проще одному человеку, чем решать их коллегиально5.

Кроме того, необходимо учесть и объективное  стремление самого М. С. Горбачева освободиться от опеки «родной партии», поскольку нацеленный на реформы лидер должен был каждый свой шаг сверять с Политбюро и ЦК КПСС, опасаясь того, что его не только свергнут с партийного Олимпа, но и с должности Председателя Верховного Совета СССР, поскольку члены КПСС среди других народных депутатов СССР составляли подавляющее большинство6:

Фактически Президент СССР был  изначально сильной политической фигурой, что обеспечивалось как Конституцией СССР, так и личным авторитетом  М. С. Горбачева. В дальнейшем появился ряд конституционных нововведений, свидетельствовавших о последовательных попытках усилить позиции Президента СССР. Так, например, первоначально его влияние на формирование правительства и руководство им было незначительным. Но уже внесенными 26 декабря 1990 г. в Конституцию СССР изменениями закреплялось положение о том, что Президент СССР возглавляет систему органов государственного управления, правительство подчиняется президенту, а последний формирует Кабинет министров по согласованию с Верховным Советом СССР7.

Распад СССР и образование на его месте независимых и суверенных государств - бывших союзных республик - предопределили необходимость правового оформления и закрепления новой государственности. Первыми шагами стали выработка и принятие новых конституций, которые бы отвечали их новому международно-правовому статусу.

Встав на путь демократических  перемен, Россия вынуждена была обратиться к мировому опыту демократического развития. Одним из институтов, через  которые осуществляется демократия, является институт президентства, возникший в рамках европейской политической культуры Нового времени, т. е. в эпоху формирования гражданского общества, как альтернатива монархизму8.

Первая страница в  конституционной судьбе президентской  власти в России была открыта главой 131 «Президент РСФСР» Конституции РСФСР 1978 г., введенной в Основной Закон 24 мая 1991 г. четвертым Съездом народных депутатов РСФСР. И этот факт, и все события политической и общественной жизни последующих двух бурных лет, по сути, обусловили появление именно той современной конституционной модели института президентства РФ, которая была воплощена в Конституции 1993 г.9

Информация о работе Институт президенства