Идеология в системе политической социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Процесс политической социализации достаточно сложный и зависит от многих объективных и субъективных факторов. Так, на формирование политической культуры значительное влияние оказывает историческая эпоха, наличная политическая система, заинтересованность властных структур, а также самих граждан в политическом просвещении и образовании, технический уровень средств массовой информации и др. Если говорить о Беларуси, то формирование политической культуры органично связано с общим трансформационным процессом – переходным периодом от плановой к рыночной экономике, становлением государственных институтов, демократизацией общественной жизни.

Содержание работы

1. Введение.
2. Понятие, механизмы, институты политической социализации. Роль политической науки и образования.
3. Идеология как фактор формирования политической культуры в трансформационном обществе.
4. Политические субкультуры современной молодежи: ценности и идеологические ориентации.
5. Заключение.
6. Литература.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  Республики  Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный  университет

информатики и радиоэлектроники»

Институт информационных технологий

 

 

 

 

Специальность  ИСиТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу «Основы идеологии белорусского государства»

Вариант № 24

 

 

 

 

 

Студентка-заочница 1 курса

Группы: № 282324

ФИО: Шибеко Ю.В.

Номер зачетки: 282324-24

Адрес: 210014, Витебская обл., Оршанский р-н., а/г Смольяны, ул.Мира, д.6, кв.12

Тел. +37533 337 74 27

 

 

 

 

Минск  2012

Тема 24. Идеология в системе политической социализации

План:

1. Введение.

2. Понятие, механизмы, институты политической социализации. Роль политической науки и образования.

3. Идеология как фактор формирования политической культуры в трансформационном обществе.

4. Политические субкультуры современной молодежи: ценности и идеологические ориентации.

5. Заключение.

6. Литература. 

Введение

Процесс политической социализации достаточно сложный и зависит  от многих объективных и субъективных факторов. Так, на формирование политической культуры значительное влияние оказывает историческая эпоха, наличная политическая система, заинтересованность властных структур, а также самих граждан в политическом просвещении и образовании, технический уровень средств массовой информации и др. Если говорить о Беларуси, то формирование политической культуры органично связано с общим трансформационным процессом – переходным периодом от плановой к рыночной экономике, становлением государственных институтов, демократизацией общественной жизни.

Важнейшая задача – формирование политической и правовой культуры у молодежи – не показной, митинговой, бравадной, а подлинной культуры. Как себе представляет молодежь (в том числе студенческая) политику и политическую культуру? Зачастую, как несанкционированные митинговые страсти, уличные баталии, не подкрепленные фактами претензии и громогласные публичные заявления по отношению к власти. Получается, прав тот, кто громче всех крикнул? Или же устроил публичный политический скандал? Но это не политическая и не правовая культура. Это антикультура. И не следует заблуждаться на этот счет. Противостояние приводит общество к хаосу, анархии и заканчивается, как правило, социальным взрывом. Сформированная же политическая культура не разобщает, а, наоборот, консолидирует общество.

Мы вступаем в информационное общество, в век информационных технологий, в том числе – социальных, с помощью которых легко манипулировать общественным мнением. Чтобы не поддаться на манипуляцию, адекватно оценивать ситуацию, надо быть политически грамотным человеком. Для этого и следует формировать политическую и правовую культуру.

 

  1. Понятие, механизмы, институты политической социализации. Роль политической науки и образования.

Понятие политической социализации.

Стабильное функционирование политической системы общества, сохранение целостности социального организма предполагает постоянное воспроизводство и развитие политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического поведения. Данный процесс получил название политической социализации. В современной политической науке не существует общепринятого представления о содержании, длительности и стадиальности процесса политической социализации. Чаще всего под политической социализацией понимают процесс усвоения индивидом выработанных обществом политических ориентаций, установок и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества.

Механизмы политической социализации.

Надо иметь в виду, что существует два основных типа механизма политической социализации личности. Для их характеристики исследователи выстраивают противоположные модели "подчинения" и "интереса".

Модель "подчинения" начала разрабатываться  Гоббсом и Руссо. В современной  политологии ее развивают представители неоэголитарных и неоэлитарных концепций. Суть этой модели в том, что государство, воздействуя на личность, подчиняет ее в силу необходимости. Подчинение личности вызвано потребностями управления, задачами укрепления стабильности политической системы, ликвидации конфликтов, возникающих на почве социального неравенства, разделением труда между элитой, которая профессионально занимается политикой, и остальными членами общества.

 Модель "интереса" получила свое начало в трудах А. Смита и Г. Спенсера. В современном мире она входит в доктрины практически всех политических сил: от леворадикальной до правоконсервативной ориентации. Центральная идея этой модели заключается в том, что главным мотивом вовлечения личности в политический процесс является ее интерес. Такой подход превращает личность из пассивного объекта воздействия политико-властных сил в активный субъект политического процесса. В этой модели ярко выражена ориентация на индивидуальность, экономические и политические свободы личности, влияние политических институтов на человека через систему его личных интересов.  

В понимании механизма социализации не может быть отброшена ни одна из моделей. К примеру, политизация человека в условиях тоталитарных режимов (фашизма, сталинизма) может быть понята скорее сквозь призму модели "подчинения", нежели "интереса".

Институты политической социализации. 

Передача политических ценностей, установок и моделей политического  поведения осуществляется посредством воздействия на индивида конкретных людей и формальных институтов, получивших название агентов политической социализации. Агенты политической социализации подразделяются на политические и неполитические. В реальной жизни действие политических и неполитических агентов политической социализации тесно переплетается.

На первом этапе политической социализации важнейшую роль играет семья, которая формирует у ребенка психологическую основу политических ориентаций, установок и моделей политического поведения. Именно семья на долгое время остается основным источником социализирующей информации. Воспитываясь в семье, ребенок рано входит в контакт и с другими агентами политической социализации. Сначала это детские дошкольные учреждения, а затем и школа, которая играет не менее важную роль, чем семья в процессе политического становления личности. Важнейшим агентом политической социализации является внесемейное ближайшее окружение, персонифицированное в друзьях, группе сверстников. В определенных ситуациях воздействие этого агента может быть сильнее, чем семьи и школы.

В современном мире уже на первом этапе политической социализации важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой коммуникации (СМК): пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети. Средства массовой коммуникации выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека. Второй этап политической социализации – партиципаторный - начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни - овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи. Учащиеся старших классов и студенты принимают участие в политической жизни общества. На партиципаторной стадии число агентов политической социализации расширяется. В формировании политических взглядов индивида важную роль начинают играть политические партии и движения, общественные организации, церковь, деловые круги, армия. Третий этап политической социализации - постпартиципаторный - начинается у разных индивидов и социальных групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется значительным ослаблением политической социализации. В этом возрасте люди, если не происходит каких-либо экстраординарных событий в личной жизни или в жизни общества, обычно не меняют сложившихся и устоявшихся политических взглядов.

Роль политической науки  и образования.

ХХ век - век конкретных перемен  в мире. Это век революций в  науке и политике, век развития демократии на Западе и её становления на востоке, Севере и Юге. Процессы политических преобразований вызвали к жизни новые теории о политике и демократии, которые сформировались на научной базе, созданной предшественниками и основателями современной политической науки в прошлом веке и в первые десятилетия современного столетия. На первый взгляд политическая наука похожа на Пенелопу из греческого мифа: сегодня каждый разрушает всё, что было создано вчера, каждый политолог изобретает всё заново, начинает как бы с нуля. В действительности в этом есть своя логика постепенного, противоречивого процесса накопления объективных знаний, формирования, развития и преобразования подходов, понятий, моделей. Доказательством сему служит анализ ведущих направлений и господствующих парадигм в современной политологии.

Отсутствие общей методологии - одна из главных особенностей современной  политической мысли. Добавим к сказанному: и отрицание единой системы понятий  концепций. Разнообразие направлений  и проблематики, теорий, парадигм и подходов к изучению политики - такова общая политика современного политологического знания. Эти внутренние противоречия в политическом знании, а главное - условия и потребности политического процесса, определяли возникновение и динамику различных направлений и концепций в науке. Функциональный анализ - одна из современных методологий в политической науке. Он включает изучение функциональных зависимостей элементов политической системы: единства институтов власти, соответствия их действия (функционирования) потребностями политических субъектов; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к изменяющейся сфере и т.д. Теоретическая политология представлена также системным анализом. С точки зрения системного анализа, политическая сфера жизни общества представляет совокупность определённым образом упорядоченных политических взаимодействий в данном обществе, посредством которых происходит волевое распределение ценностей. Данная совокупность образует политическую систему, действующую в социальной сфере, включающей другие сферы жизни общества (экономическую, биологическую, психологическую) и внешние системы. В русле теоретических подходов функционального и системного анализа в современной западной политологии сформировались некоторые концептуальные парадигмы (общие модели постановки проблем и их решения). Они писаны как западными, так и советскими авторами. Это парадигмы конфликта, согласия и плюрализма.

 Парадигма конфликта, по сути, ориентирует мысль политолога в русло анализа противоречий и политических отношений. Парадигма согласия - в русло поиска консолидации политических сил, консенсуса, понимания усилий сочетания противоречивых факторов и сил в политике для достижения согласия и стабильности политической системы, равно как и её динамизма.

Парадигма плюрализма служит обоснованию возможности согласия в обществе, отрицая противоположных классовых и социальных интересов, а также интересов иных больших социальных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Идеология как фактор формирования политической культуры в трансформационном обществе.

Политическая культура и идеология - два основополагающих духовных фактора политической жизни. Взаимодействуя на общем поле общественного сознания, они проявляются, реализуются через общественное поведение граждан, функционирование общественных и политических институтов. Если политическая культура представляет собой исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, проверенные компоненты сознания, то идеология несет в себе скорее потенциал изменения, как бы противится существующему статус-кво.

Политическая культура на идеологическом уровне включает ценности, наиболее укоренившиеся в обществе идеологий: коммунистической, социал-демократической, консервативной, либеральной, национальной, фашистской. В рамках той или иной идеологии существует разная оценка фундаментальных ценностей. Так либеральная идеология обращает внимание на права личности, консервативная на единении прав нации и личности, фашистская - на приоритете прав нации и государства над правами личности. Поэтому на основании ценностей политической культуры можно составить представление об идеологических ориентациях людей и социальных групп.

Идеология призвана обосновывать и  оправдывать определенные социальные действия, мобилизует и вдохновляет массы на их реализацию. Поэтому можно утверждать, что она стимулирует разнообразные типы политического поведения: автономный (самостоятельный) или мобилизационный (инициированный властью); открытый (публичный) или закрытый (в рамках политических институтов); нормативный или девиантный (отклоняющийся от существующих норм); традиционный или инновационный.

Современные политические идеологии в условиях политической конкуренции все больше прибегают  к использованию науки. Политические науки (политология, политическая социология, политическая психология, история) стремятся выяснить политическую реальность с позиции научной истины, а не определенных интересов. Политический язык как универсальный способ политического мышления и ценностей характеризует каждый элемент политической культуры. Особенности языка дают возможность выявить тип политического режима, характер идеологических ценностей, эмоционально-волевое настроение субъектов политики.

Информация о работе Идеология в системе политической социализации