Харизматическая власть. Харизматические личности в политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассматривается природа, функции и типология политического лидерства, также здесь дается краткая политическая характеристика наиболее выдающихся харизматических лидеров

Содержание работы

Введение
1. Политическое лидерство: природа, функции и типология
2. Краткая политическая характеристика наиболее выдающихся харизматических лидеров
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по исслед. соц-экон.процессов.docx

— 35.09 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский Государственный  Гуманитарный Университет»

Филиал в г. Дмитрове

 

 

                Васильева Елена Николаевна

 

Харизматическая власть. Харизматические личности в  политике.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «исследование  социально-экономических и политических процессов»

Студента 3 курса

 СПЕЦИАЛЬНОСТИ  «ГОСУДАРСТВЕННОЕ  И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

 

Научный руководитель

преп. Александрова В. А.

 

                                                            Дмитров

2012

Содержание 

Введение  
1. Политическое лидерство: природа, функции и типология  
2. Краткая политическая характеристика наиболее выдающихся харизматических лидеров

Заключение 
Список источников и литературы  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
Харизматическая власть - одна из форм личной власти. По поверьям, харизма - исключительная, сверхъестественная одаренность, которой наделен человек.  
Харизматическая власть связана с личной привлекательностью лидера, зиждется на вере в его необыкновенные магические свойства (революционный вождь, религиозный пророк, политик, спасающий страну от кризиса). Авторитет этой власти зиждется на способности убеждать, а не на грубом запугивании. 
Не случайно в XX веке харизматической властью обладали, в первую очередь, тоталитарные вожди: В.И. Ленин, И.В. Сталин, Мао Цзедун, А. Гитлер, Б. Муссолини, Ким Ир Сен, Ф. Кастро и другие. 
Наиболее яркое выражение харизматической власти - культ личности. 
Харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанном на исключительных качествах его личности - мудрости, героизме, "святости"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Политическое лидерство:  природа, функции  и типология 
Деятельность различных партий, общественных организаций персонифицируются в конкретных личностях - лидерах. Лидерство как социальное явление внутренне присуще природе человека. Уже на первых этапах развития человека его существование было немыслимо без формирования и взаимодействия тех или иных моделей группового поведения. А это обусловило выбор такого порядка общественной жизни, где ведущую роль играли люди опытные, сильные, умные, которые получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников. От лидерства в личностном виде общество переходило к более сложным формам: к институтам лидерства, к групповому лидерству. 
Нельзя утверждать, что для отечественной науки проблема лидерства является новой. Отдельные ее аспекты рассматривались историками, философами, политологами и представителями других общественных дисциплин. 
Но в плане исследования политического лидерства как самостоятельной темы отечественные политологи делают первые шаги: пока невелико количество публикаций. 
Долгое время в отечественном обществознании господствовала точка зрения, что если ликвидированы антагонистические противоречия, то автоматически сняты проблемы политического лидерства. Однако проблема существовала и, более того, в условиях советского общества борьба за власть, внедрение и реализация политических программ, смена и утверждение политических лидеров часто оборачивались культом личности, беззаконием и массовыми репрессиями. В условиях демократизации возрастает роль научного управления жизнью общества, значение изучения проблемы политического лидерства и политических элит. Лидерство рассматривается в политологии как один из механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов, общества в целом. Его сущность составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. 
Для понимания политического лидерства необходимо выяснить его природу. Приоритет здесь принадлежит зарубежным политологам. Общая линия исследования шла от анализа черт личности лидера, взаимоотношений лидера и его последователей к разработке классификации различных стилей лидерства. 
1. "Теория черт" закономерно вырастает из анализа идеальных лидеров - героев. Важную роль в ее создании сыграл английский ученый XIX в. Ф. Гальтон, психолог и антрополог, который попытался перенести биологические законы на человеческое общество. Суть теории сводится к попыткам выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера. Был собран большой фактический материал. Однако выяснилось, что чисто эмпирическое обобщение личностных черт лидеров не дает ожидаемого эффекта: чем детальнее и подробнее становились перечни черт, тем точнее они совпадали с полным набором психологических и социальных черт личности вообще. В самих исследованиях обнаружились противоречия. Американский политолог Р. Стогдилл, обобщив результаты 124 исследований лидерства, столкнулся с большим разбросом мнений: не было ни одной черты лидера, с которой были бы согласны все авторы. Оспаривались даже такие необходимые лидеру черты как ум, сила воли, принципиальность. Некоторые авторы писали, что волевые и принципиальные люди, способные противостоять массовым настроениям, превращаются в изгоев общества, а лидером становятся те, кто идет на поводу у групповых ожиданий, уступает желанию большинства. 
2. Но это уже приверженцы второй волны "теории черт". Они стали различать чисто личностные свойства лидеров и черты их поведения, связанные с выполнением определенных политических задач. В этом сказалось влияние бихевиоризма. Фокус понимания переносится на поведение лидера, вводится понятие "ситуации" и "стиля лидера". Сторонники ситуационного подхода исходят из того, что различные черты лидера варьируются в зависимости от ситуации. Американский политолог Ю. Дженнингс отмечал: "Нет сомнения, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великий лидер "чувствует" ситуацию,... когда он ее может использовать..., обратить в свой актив. 
3. Весьма близка ситуационному подходу теория определяющей роли последователей. На первый план выдвигается анализ не самих лидеров, а их последователей, их интересов и запросов. Природа лидерства в данном случае исследуется через призму анализа взаимоотношений "лидера" и "ведомых". Группа сама выбирает себе лидера, который удовлетворяет ее. Поэтому тайна лидера не в нем самом, а в психологии и запросах его последователей. Сторонники этой теории считают, что определяющая роль ведомых оказывает на лидера негативное влияние. В этом они видят главную причину ослабления лидерства в настоящее время. 
Современные западные политологи определяют лидерство как многогранное понятие. При его понятии выделяются: а) характер самого лидера; б) свойства его приверженцев, избирателей; в) взаимосвязь его с избирателями; г) конкретные ситуации: в которых лидерство осуществляется. Таким образом, у лидерства много аспектов и сводить все только к личностным факторам нельзя. 
Политический лидер одновременно является субъектом и объектом политического процесса. Субъектом его делает то, что он по своим незаурядным качества становится во главе социально-политических движений с целью реализации интересов общностей, его выдвигающих. Ради этого лидер наделяется властными полномочиями, т. е. правом направлять усилия, волю, интеллект людей, а также оперировать материальными, финансовыми ценностями. 
Политический лидер одновременно и объект политики. Различные эпохи, разные классы и социальные группы требуют лидеров, обладающих различными качествами, в основе которых постоянно действующий критерий - эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той общности, которая прибегла к его услугам. Более того, в решении различных проблем он всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию их предложения и требований, к компромиссам. 
Всякое лидерство уже изначально стремится заявить о себе, иметь как можно больше сторонников, формализоваться, войти в существующую политическую систему. Эволюция политического лидерства - это движение от простого к сложному. На практике оно чаще всего носит стадиальный характер. Сначала возникновение общественных движений и выделение их лидеров, далее образование партий, выработка их программных установок и организационных принципов, формирование иерархии партийно-политического руководства и, наконец, борьба за власть; приход к власти партий, участие и управление страной, делегирование партийных лидеров на руководящие государственные должности, появление лидеров-руководителей. (Такую эволюцию раскрывает американский историк и политолог Р. Такер на примере советской истории).

 Политическое лидерство  имеет определенные признаки: 1) наличие  собственной политической программы,  умение реализовать ее; 
2) популярность, авторитет, ответственность. Только тот, кто способен взять на себя ответственность, и может выступать в роли лидера; 
3) постоянно всей своей практикой доказывать право на лидерство и оправдывать кредит доверия. 
Раскрывая сущность лидерства в политическом процессе, необходимо остановиться на роли политического лидера. 
Политические лидеры, выражая интересы определенных классов и партий, оказывают значительное воздействие на ход событий. 
Роли лидеров особенно велика в переломные периоды развития, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи. При этом бытует мнение, что "сильный лидер" может решить все проблемы. 
Действительно, на определенном этапе может возрасти эффективность деятельности при жестком, требовательном лидере. Но основная задача лидера вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать массу людей в решение назревших проблем общественной жизни. 
В этой связи политическая наука считает необходимым особо выделить следующие  черты лидера: 
- умение учитывать, выражать и отстаивать взгляды той или иной общественной группы; 
- интересы общества для него должны быть выше личных интересов. Именно это создает ему в значительной мере авторитет; 
-способность организовать активные действия людей; 
-коммуникабельность и ораторские способности; 
-высокая политическая культура; 
- яркая личность, эрудированность, корректность (т. е. вежливость), высокие нравственные качества - честность и порядочность; 
- политический лидер должен иметь собственную политическую программу и должен бороться за осуществление этой программы. Поэтому важны такие личные качества лидера как: воля, целеустремленность, настойчивость; 
- важной чертой является популярность, т. е. умение завоевать массы. 
Лидерами не рождаются, а становятся, их создает авторитет. Поэтому овладеть искусством лидера способен не каждый субъект политики. Им может быть только личность, которая отличается самостоятельностью мышления, выражает интересы масс. Принимая политические решения - уметь приспособить их к реальным условиям находить правильные управленческие решения. 
Чтобы стать лидером, личности необходимо оправдать доверие объекта и завоевать тем самым авторитет. За субъектом-лидером идут не потому, что приходится идти, а потому что хочется идти. 
Каждая эпоха нуждается в своем лидере. Он всегда детище своего времени, как бы отклик на его запрос. Так, Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.), Оливер Кромвель, Наполеон и многие другие были порождением времени. Поэтому случайных лидеров не бывает, бывают случайные политики, даже на высших государственных постах. И хотя претендентов на лидерство бывает много, история выбирает того, кто отвечает ее потребностям. 
С научной точки зрения представляет интерес типология лидеров. Различается формальная типология, основанная на функциональном анализе, связанном с масштабами функций лидера. Ведь лидер оппозиционной партии - это совсем не то, что лидер государства, или выразитель региональных политических интересов, или глава религиозного движения. В основе классификации лежат и такие критерии, как содержание, стиль деятельности лидера, его авторитет. Одна из первых типологий была предложена немецким социологом М. Вебером. В ее основе лежит классификация авторитета лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность "отдавать приказы и вызвать повиновение", М. Вебер различал: 
1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость : традиций (например, старший сын монарха после его смерти сам "законно" (или легитимно)  становится  монархом; 
2) рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его "разумность". В нем лидер - чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы (вспомним годы правления Л. И. Брежнева и К. У. Черненко); 
3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, на культе его личности. Подобный лидер обладает в глазах последователей подчас магической силой. Харизматическое лидерство, по М. Веберу, возникает в критических ситуациях.

Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое, происходит "рутинизация харизмы". 

Авторитет традиционного  лидера, согласно М. Веберу опирается  на многолетний обычай. Человек обладает "правом на лидерство" благодаря  происхождению, принадлежности к элите. Такой тип лидерства характерен для доиндустриального общества. 
Бюрократическое лидерство присуще индустриальному обществу. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности (хотя лидер должен продемонстрировать определенный уровень компетентности), а с помощью законных бюрократических структур. Бюрократическое  лидерство обезличено. 
Среди отмеченных типов лидерства наиболее большой интерес вызывает харизматический. Понятие "харизма" означает "божия благодать". Этот термин применяется к индивиду, который выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями. Они рассматриваются как исходящие из божества и на их основе индивид признается лидером. Для этого типа лидерства характерна фанатическая преданность последователей лидеру. Всякое сомнение в его качествах рассматривается как святотатство. В этом М. Вебер усматривает важнейшие отличия этого типа лидерства от бюрократического и традиционного. 
В конце XX века стало очевидным, что и Запад, и Восток в последнее время столкнулись с процессом "харизматизации" политического лидерства. Кризисные явления создают в большинстве стран острую, неустойчивую обстановку, которая порождает в политическом сознании надежды на некое чудо, способное разом решить все вопросы бытия: знание и обоснованные ориентации начинают заменяться верой. Кризис административно-командной модели социализма в конце 80-х годов вызвал к жизни целую плеяду лидеров этого типа. 
Порой харизматический лидер способен не только своими поступками, но и одной лишь силой морального воздействия, самим фактом своего существования преодолеть разобщенность общества.

Но нельзя не видеть и  негативных аспектов этого процесса, когда харизматический лидер с легкостью окружается  ореолом незаменимого. 
По стилю деятельности типы лидера выделяются как авторитарный и демократический. 
Авторитарный - это лидер, требующий монопольной власти. Связи между членами группы сведены на нет и проходят под контролем лидера. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное орудие - "железная требовательность", угроза наказания. 
Демократические же лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельность групп, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди членов группы, создают атмосферу сотрудничества. 
По характеру деятельности типы лидерства выделяются как: 
1) универсальный, то есть постоянно проявляющий качество лидера; 
2) ситуационный, проявляющий качество лидера в определенной ситуации. 
По содержанию типы лидерства выделяются как: 
а) лидер-вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий программу поведения; 
б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; 
в) лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором. 
По видам деятельности различают "формальное" и "неформальное" лидерство. 
Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. 
Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников.

Эти виды лидеров либо дополняют  друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает. 
Политологи обычно разделяют индивидуальное лидерство - лидер и его последователи и коллективное лидерство - элита и массы. 
Политическое лидерство приписывается обычно одному человеку, но его многочисленные роли выполняют другие люди, прежде всего ближайший штаб. Решения подготавливаются коллективами людей, профессионалами. В демократических обществах политические институты обладают высокой степенью автономии и управленческая машина работает независимо от смены лидеров. Например, в Италии с 1945 года сменилось более 50 глав правительств, но стабильность общества сохранилась. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Краткая политическая характеристика наиболее выдающихся харизматических  лидеров 
ГИТЛЕР (настоящая фамилия ШИКЛЬГРУБЕР) АДОЛЬФ (1889-1945), главарь (фюрер) фашистской Национал-социалистической партии (с 1921), глава германского фашистского государства. Установил в Германии режим фашистского террора. Непосредственный инициатор развязывания 2-й Мировой войны 1939-1945, нападения на СССР. Один из главных организаторов массового истребления военнопленных и мирного населения на оккупированной территории. С вступлением советских войск в Берлин покончил с собой. На Нюрнбергском процессе признан главным нацистским военным преступником. 
КАСТРО РУС ФИДЕЛЬ (р.1926), первый секретарь ЦК КП Кубы с 1965 года. С 1959-1976 - премьер-министр Революционного правительства Кубы. В 1953 возглавил вооруженное выступление против диктаторского режима Батисты, за что был осужден. В 1955 амнистирован. Эмигрировал в Мексику, где сформировал революционный отряд для продолжения борьбы против диктатуры. В 1956 высадился на Кубе с яхты "Гранма" и возглавил партизанскую борьбу, приведшую к победе в 1959 Кубинской революции.  
ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1870-1924), мыслитель и революционер. Разработал план завоевания власти пролетариатом путем вооруженного восстания в условиях, когда господствующие классы прибегают к насилию. В начале октября 1917 Ленин нелегально переехал в Петроград. 24 октября (6 ноября) Л. прибыл в Смольный и возглавил руководство Октябрьским восстанием. Ленин направлял советскую внешнюю политику, разработал принцип мирного сосуществования государства с различным социальным строем. Был инициатором создания плана эликтрификации (ГОЭЛРО). Признав ошибочность политики "военного коммунизма" как попытки непосредственного утверждения социализма, выдвинул принципы новой экономической политики (НЭП), направленной на построение материального фундамента социализма. До января 1924 года возглавлял советское правительство. 
МАО ЦЗЕДУН (1893-1976), китайский партийный политический и государственный деятель, председатель ЦК КП Китая (КПК) с 1943 года. Член КПК с 1921 года. В историю вошел как организатор так называемой культурной революции 1966-1976 гг., нанесшую ущерб развитию Китая.  
МУССОЛИНИ БЕНИТО (1883-1945), фашистский диктатор Италии в 1922-1943 годах. Политическую карьеру начал в социалистической партии, из которой был исключен в 1914. В 1919 основал фашистскую партию. При содействии монополий, монархии и Ватикана захватил власть (1922) и установил фашистскую диктатуру. Правительство Муссолини ввело в стране режим фашистского террора, проводило агрессивную внешнюю политику, совместно с фашистской Германией развязало 2-ю мировую войну. В 1945 захвачен итальянскими партизанами и по приговору военного трибунала Комитета национального освобождения Северной Италии был казнен. 
СТАЛИН (ДЖУГАШВИЛИ) ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ (1878-1953), советский партийный и государственный деятель, Маршал Советского Союза (1943), Генералиссимус Советского Союза (1945). Член Коммунистической партии с 1898 года. Член ЦК партии с 1912 года, Политбюро ЦК с 1919-1952. Допустил грубейшие политические ошибки, произвол, имевшие тяжелые последствия для советского народа. Сталин и его ближайшее окружение ответственны за массовые репрессии и беззакония. КПСС осудила культ личности Сталина, сложившуюся при нем репрессивную тоталитарную систему, которые вызвали глубокие деформации в советском обществе, задержали его развитие. 
ЧАУШЕСКУ НИКОЛАЕ (1918-1989), президент Румынии с 1974 года, генеральный секретарь Румынской компартии с 1965. Свергнут в ходе декабрьского народного восстания 1989. Расстрелян по приговору специального военного трибунала за тяжкие преступления против народа государства. 

Заключение.

 

    Власть  и есть та снова, которая  определяет политику; власть  существует

везде,  где  есть   совместная   деятельность;   это   необходимый   атрибут

общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных  и   духовных интересов и сил в совместное действие. Для  того  чтобы  обеспечить   совместность  в  любом  деле,  кто-то  должен  взять  на   себя   инициативу распоряжения. Эта инициатива либо  принимается,  либо  оспаривается.  Такова абстрактная модель  функционирования  власти:  господства,  доминирования  и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного  акта  дело обстоит   гораздо   сложнее.   Подчинение   и   сопротивление    оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для  каждого  отдельного  случая специфическим образом.

Классическая постановка вопроса о  власти  исходит  из  того,  что  она представляет  собою  совокупность   политических   институтов,   посредством функционирования  которых  одни  социальные  группы   получают   возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с  так  называемыми общими (общенародными общегосударственными)  интересами.  Центральное  место среди  этих  институтов  занимает  государство,  которое   имеет   право   и

обязанность говорить от имени народа или всего организуемого  им  сообщества.

Государство — необходимый  общественный  институт.  Специфика  государства  в том, что оно претендует на монополию  легитимного  политического  насилия  в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное  определение  государства, согласно Веберу, состоит в том,  что  это  единственная  инстанция,  которая имеет право на применение  насилия  по  отношению  к  своим  гражданам  и  в пределах своей территории.

Политическая власть, охватывая все сферы жизни  и моделируя человеческие отношения, предает им статус  политических  является  источником  и  основой этой политики, т.е власть - первооснова политики…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы 
1. Ашин Г. Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль //Общественные науки и современность. 1993. № 2. 
2. Беннис У. Почему лидеры не могут руководить //США: Экономика, политика, идеология. 1991. № 5-6. 
3. Политология: учебное пособие для вузов / Сост. и редактор А.А. Радугин. -М.: Центр, 1999. 
4. Разумов А. Политики кривые зеркала //Свободная мысль. 1995. № 1. Харманн М. Г. Составные части лидерства //Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М., 1992. 
5. Что такое политическое лидерство? //Политология в вопросах и ответах (Консультации политолога /Под ред. А. Ануфриева. М., 1994. 
 

Информация о работе Харизматическая власть. Харизматические личности в политике