Характеристика власти в современных политических системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2015 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Тема моего реферата является актуальной в наши дни. В настоящее время в политике термины «власть» и «политическая система» стали использоваться все чаще. Люди заинтересованы в политике, в том, как можно на нее повлиять, и какую роль они играют в политическом процессе в целом.
Цель моего реферата состоит в том, чтобы определить сущность и значение этих понятий, классифицировать ее типы, проанализировать власть в современных политических системах различных стран.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....стр.2
Характеристика политической системы…………………………………….стр.5
Классификация политических систем
Элементы политической системы
Подсистемы
Власть в современных политических системах…………………………...стр.18
Дополнительные вопросы:………………………………………………….стр.21
1. В чем особенности советского типа легитимности?
2. Перечислите отличительные признаки политики как общественного явления.
3. Как вы понимаете термин «консенсус»?
Заключение…………………………………………………………………..стр.25
Список литературы………………………………………………………….стр.26

Файлы: 1 файл

6 курс политология КОНТРОЛЬНАЯ plb-zad063.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

ДИСЦИПЛИНА: ПОЛИТОЛОГИЯ

 

Характеристика власти в современных политических системах

 

Введение……………………………………………………………………....стр.2

Характеристика политической системы…………………………………….стр.5

Классификация политических систем

Элементы политической системы

Подсистемы

Власть в современных политических системах…………………………...стр.18

Дополнительные вопросы:………………………………………………….стр.21

    1. В чем особенности советского типа легитимности?
    2. Перечислите отличительные признаки политики как общественного явления.
    3. Как вы понимаете термин «консенсус»?

Заключение…………………………………………………………………..стр.25

Список литературы………………………………………………………….стр.26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема моего реферата является актуальной в наши дни. В настоящее время в политике термины «власть» и «политическая система» стали использоваться все чаще. Люди заинтересованы в политике, в том, как можно на нее повлиять, и какую роль они играют в политическом процессе в целом.

Цель моего реферата состоит в том, чтобы определить сущность и значение этих понятий, классифицировать ее типы, проанализировать власть в современных политических системах различных стран.

Термин политическая система был введен в политологию в 50 - 60 -х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид. Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Ответ на него позволит выявить механизмы адаптации общества, составляющие основу его жизнеспособности и стабильности. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой. Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределения ценностей и ресурсов внутри общества, предписывания населению определенных норм поведения и стандартов. В связи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного. Таким образом, политическая система является характеристикой взаимоотношений между государством и обществом.

Понятие "система" ввел в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Берталанфи Л. фон. «Общая теория систем» — критический обзор  // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. — М.: Прогресс, 1969. Берталанфи Л. фон. «Общая теория систем» — обзор проблем и результатов  // Системные исследования: Ежегодник. — М.: Наука, 1969. С. 30-54.

 Он рассматривал систему  как совокупность взаимозависимых  элементов. Позже этот термин  в политологию принес Т.Парсонс  американский социолог-теоретик, глава  школы структурного функционализма, один из создателей современной  теоретической социологии в своих трудах «Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы»   / Р. К. Мертон, Л.Брум., Л. С. Котрелл (ред.). — М.: Прогресс, 1965. — с.25-67. «Критика теории «социального действия» Т.Парсонса.» М.: ИНИОН АН СССР, 1982г., представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. Каждая из них выполняет определенные функции. Основателем теории политической системы можно считать Д.Истона, одного из ведущих американских политологов, который представлял ее, как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Основной вклад Д.Истона в политическую науку связан с адаптацией и применением принципов и методов системного анализа к изучению функционирования политических систем, а также с исследованием проблем политической социализации. Акцент внимания Истона — на изменчивости и динамичности политических систем, на роли различных структур в поддержании непрерывности функционирования политической системы. Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе осуществляется распределение ценностей и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. При рассмотрении политических систем Истон использует кибернетический принцип замера показателей функционирования системы на её «входе» (запросы и потребности граждан) и «выходе» (решения и действия властей). Он первым предложил наиболее систематическое изложение теории политической системы в работах: «Политическая система» (1953), «Концептуальная структура для политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965). Политика, по его мнению, является частью целостности - общества, поэтому она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами.

Иной подход избрал Г.Алмонд - американский политолог, специалист в области теоретической и сравнительной политологии. Он исходил из того, что политическая система может исправно выполнять свои функции только при условии функционализации политических институтов, т.е. каждый элемент целостности выполняет жизненно важную функцию всей системы. На основе этого стали развиваться сравнительные исследования политических систем. «Привлекательность коммунизма» (1954г.) «Гражданская культура: Политические ориентации в 5 странах» (1963г.) «Политическая теория и политическая наука» (1966г.) Это было важно для выделения основных жизненно важных функций политической системы, которые необходимы для эффективного социального развития. Исходя из этого, Г.Алмонд определил политическую систему как совокупность ролей и взаимодействий между собой, осуществляемыми не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества. В частности установили, что политическая система должна эффективно выполнять три группы функций: функции взаимодействия с внешней средой; функции взаимосвязи внутри политической сферы; функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы.

 

Характеристика политической системы

 

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется:

- политической идеологией;

- политической культурой;

- политическими нормами, традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции:

- конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;

- адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;

- мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.

- охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;

- внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;

- консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;

- распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей.

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Политический режим - это совокупность принципов организации и функционирования институтов политической власти.

Принципами, по которым разделяется функционирование политических систем, являются:

- способ принятия властных решений;

- пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений.

По способу принятия властных решений можно выделить демократические и авторитарные политические системы.

Другой признак деления политических систем - пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений. Поданному критерию выделяют либеральные и тоталитарные политические режимы.

По социально-экономической основе их делят на следующие виды.

Тоталитарно-распределительные. В их основе лежит огосударствленная экономика и государственное распределение материальных благ. Политический режим в такой системе — тоталитарный.

Либерально-демократические. Их основа — рыночная экономика, они характеризуются демократическим политическим режимом.

Конвергенционные и мобилизационные. В их основе — сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком. Подобным системам обычно соответствует режим различной степени авторитарности.

 

Элементы политической системы.

Политические системы можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от характера политического режима (способа осуществления политической власти) они делятся на тоталитарные, авторитарные и демократические.

В авторитарных (автократических) политических системах власть принадлежит политическому классу во главе с лидером;

- она опирается на закон, выражающий интересы этого политического класса и его лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера и т. п.). В таком политическом строе исполнительная власть является господствующей, а независимой судебной системы не существует.

В либеральных политических системах власть принадлежит экономически господствующим классам и характеризуется разделением властей (законодательная, исполнительная, судебная). Существует система «сдержек и противовесов», не позволяющая отдельным ветвям власти стать господствующими, а независимая судебная система обеспечивает равенство всех перед законом.

В социал-демократических политических системах власть принадлежит демократическому, правовому, социальному государству и гражданскому обществу, основу которого образует средний класс. Эта система основана на разделении властей, опирается на закон, обеспечивающий свободу и ответственность граждан. Ветви власти находятся в относительной гармонии, контролируются гражданским обществом, а также демократическим, справедливым, действенным правом.

Политические системы можно разделить на традиционные и модернизированные, в зависимости от характера гражданского общества, дифференцированности политических ролей, способа обоснования власти. Традиционная политическая система характеризуется политически неактивными гражданами, слабой дифференцированностью политических ролей, сакральным или харизматическим обоснованием власти. В модернизированных политических системах есть развитое гражданское общество, разнообразие политических ролей, разумный законный способ обоснования власти.

Стабильность политической системы зависит от способности государственной власти принимать решения и обеспечивать их соблюдение без применения силы. Последнее возможно при легитимности власти и ее решений. Эффективность политической системы означает удовлетворенность населения выполнением ее функций. Возникающие политические кризисы — результат неэффективности государственной власти, ее неспособности выразить интересы каких-то сообществ, согласовать их между собой, претворить такую согласованность в жизнь. Этому способствует также рассогласование между правильно выбранными интересами и их политической реализацией. Такое положение характерно для развивающихся обществ — с меняющейся стратификацией — как и в современной России.

Авторитарная политическая система

В первобытном обществе государства не было. Политическая (государственная) власть появилась на Востоке из родовой власти вместе с распадом родового общества, появлением частной собственности, прибавочного продукта, обострения борьбы родов, народов, классов за выживание. Она была нужна для некоторой нормализации такой борьбы.

На Востоке возникает деспотическая политическая система — государство, превращающее людей в подданных и «винтики» (служилых людей) государственной машины. Географическим условием ее является тяжелый климат, не позволяющий выжить отдельным семьям и общинам и требующие для выживания вмешательства власти. Причиной появления такой политической системы было стремление человека к административной организации ради выживания в неблагоприятной природной и общественной среде. Авторитарная система общества проходит в истории человечества стадии деспотическую на аграрной стадии человечества и тоталитарную (советская, фашистская, нацистская и др.) на индустриальной.

Исходной частью деспотической системы служит деспотическое сообщество, включающее в себя подданных (рабов, крепостных, пролетариев), политическую элиту и ее лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера, дуче и т. п.) с соответствующей субъектностью. К исходной части здесь относятся авторитарная религия (в аграрных обществах) и тоталитарная идеология (коммунистическая, нацистская, фашистская; в индустриальных обществах); данной системе присущи, с одной стороны, исполнительность, покорность, терпеливость, а с другой — властность, жестокость и решительность.

Информация о работе Характеристика власти в современных политических системах