Характеристика Конституции Японии 1947 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 10:48, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение основных положений действующей Конституции Японии.
На основе поставленной цели, определены следующие задачи:
проанализировать японскую модель разделения властей;
дать характеристику парламента страны, его структуры и правовому положению.
проанализировать конституционно-правовые основы деятельности правительства;
охарактеризовать конституционные основы судебной системы.

Содержание работы

1. Введение
2. Общая характеристика Конституции Японии 1947 года
3. Японская модель разделения властей
4. Конституционно-правовые основы деятельности правительства
5. Конституционные основы судебной власти Японии
6. Заключение
7. Библиографический список

Файлы: 1 файл

Характеристика Конституции Японии 1947 г..docx

— 37.75 Кб (Скачать файл)

В последнее время, когда эра  безраздельного господства одной партии подошла к концу и труднее стало скрывать некоторые темные стороны финансирования избирательных кампаний, размещения выгодных правительственных заказов и т. п., участились скандальные уголовные процессы с некоторыми высокопоставленными лицами в японском правительстве.

Премьер- министр руководит работой  Кабинета министров, координирует функции  остальных членов правительства  и направляет их деятельность. Конституция  предоставляет ему особые полномочия и отводит более половины содержания главы о правительстве.

Премьер-министр как глава Кабинета и в силу права назначать и  смещать министров имеет возможность  поддерживать единство в Кабинете, направлять и контролировать его  деятельность. Все законопроекты, бюджет и другие вопросы представляются через него от имени Кабинета в  Парламент. Он также регулирует разногласия  между членами Кабинета.

Кабинет осуществляет свои функции  на основе обычая: процедура заседаний  и принятие решений не регулируют писаными нормами права. Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности, решения  принимаются консенсусом, а не голосованием.

Во главе каждого министерства находятся министр и два его  заместителя — парламентский (член Парламента, который уходит в отставку вместе с министром) и административный. Последний является представителем высшего чиновничества и сохраняет  свой пост, невзирая на частые смены  министров (именно эти заместители  министров сохраняют преемственность  политики и руководства).

Японские министры, как правило, не являются специалистами и потому целиком зависят от компетентности своих подчиненных. В соответствии с поправкой, принятой в 1974 г. к Закону о Кабинете министров, министр может  возглавлять более одного министерства или иного ведомства, что делает ротацию министров более естественной. Реально аппаратом министерства руководит административный заместитель  министра — профессиональный чиновник со специальным образованием.

Министр — прежде всего представитель  правящей партии, который в своей  деятельности руководствуется чаще всего партийными интересами, тесно  связан с одной из парламентских  фракций и вынужден большую часть  времени уделять не делам министерства, а решению партийных вопросов. Средний срок пребывания на посту  — около года. Это, впрочем, не означает, что освобожденный от должности  министр не возглавит вскоре другое министерство, а возможно, и это  же. Частая сменяемость не позволяет  министрам вникнуть в дела министерства, а высшие чиновники по этой причине не спешат вводить их в курс дела. Деятельность министра может быть подвергнута проверке только со стороны Премьер-министра, но такое вмешательство — отступление от общепринятых норм.

В Японии структура правительственного аппарата состоит из трех взаимосвязанных  звеньев: карьерного чиновничества; полуправительственных  корпораций, выполняющих некоторые  функции государственного управления и координации деятельности различных  звеньев исполнительной власти, и  персонала вспомогательных государственных  органов.

Отличительные особенности  японской публичной службы состоят  в том, что:

1) в категорию государственных  служащих здесь принято включать  не только работников государственного  аппарата, но также и лиц, работающих  на предприятиях, принадлежащих  государству (служащих государственных  железных дорог, работников телевидения,  муниципальных школ);

2) по численности государственных  служащих Япония уступает странам  Западной Европы или США;

3) система пожизненного найма  государственных служащих практически  исключает межведомственную мобильность  и ротацию кадров и позволяет  иметь незначительный по численности  персонал государственных служащих  всех трех категорий.

В послевоенный период в Японии начала создаваться широкая сеть консультативных  органов, которые в своей работе опираются на помощь предпринимательских, академических, профсоюзных кругов; консультируются с представителями  Парламента и служащими государственного аппарата. При помощи этих органов  правительство имеет возможность  получать дополнительную информацию помимо официальных каналов, проверять  объективность информации, поступающей  по официальным каналам, проводить  независимые экспертизы, исследования и в конечном итоге получать лучшую возможность контроля бюрократического аппарата.

Среди органов, подчиненных Кабинету, важнейшие — административные советы (всего 9) и специализированные комитеты (всего 23). Административные советы действуют  главным образом в таких сферах управления, где требуется высокая  степень подготовки или где необходимо согласовывать противоречивые интересы (например, совет по соблюдению правил деловой жизни, совет по урегулированию вопросов землепользования). Специализированные комитеты занимаются вопросами, разрешение которых имеет более широкий  характер и выходит за пределы  компетенции какого-то одного министерства. Все вышеуказанные органы подчиняются  Премьер-министру.

Совет государственных учреждений ведает вопросами службы государственных  чиновников и следит за тем, чтобы  при занятии государственных  должностей не получала преимущества ни одна из партий, а назначения производились  исключительно на основании профессиональной квалификации и опыта претендентов.

 

4. Конституционные основы  судебной власти

 

Все судьи независимы и связаны  только Конституцией и законами; они  действуют, следуя голосу своей совести (часть третья ст. 76). Данный принцип  служит дополнительной гарантией объективности  судей при выполнении служебных  обязанностей. Равно как и принцип  несменяемости, получивший выражение  в ст. 78, согласно которой судьи  не могут быть освобождены от должности  без публичного разбирательства  в порядке импичмента, за исключением  тех случаев, когда судья в  судебном порядке объявлен умственно  или физически неспособным исполнять  свои обязанности. Административные органы не могут применять к судьям дисциплинарные взыскания. К числу конституционных  гарантий независимости относится принцип, согласно которому размер вознаграждения судей не может быть уменьшен в период их пребывания в должности (часть шестая ст. 79, часть вторая ст. 80).

Заседатели в японском судопроизводстве не участвуют.

Конституция также гарантирует  публичность судебных действий: разбирательство  дел в судах и объявление решений  производится в открытых заседаниях. Однако если суд единогласно решает, что гласность представляет опасность  для публичного порядка или морали, разбирательство может вестись  при закрытых дверях. Таким образом, для проведения закрытого судебного  законодательства необходимо обязательное сочетание двух обстоятельств: установление наличия опасности публичного судебного  разбирательства для публичного порядка или морали и единогласного  голосования по этому вопросу  всех судей. При этом дела о политических преступлениях, о преступлениях, связанных  с печатью, или дела, в которых  затрагиваются права граждан, гарантированные  главой III Конституции, ни при каких  обстоятельствах не могут рассматриваться  при закрытых дверях.

В конце 1990 г. был отмечен 100-летний юбилей рождения современной юстиции  в Японии. Как уже упоминалось, возглавляет судебную систему Японии Верховный суд, который состоит  из главного судьи и 14 судей, назначаемых  Кабинетом министров. Это суд  высшей инстанции, который полномочен решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта. Главный судья Верховного суда назначается Императором по представлению Кабинета. Выше мы уже обращали внимание на такую особенность статуса членов Верховного суда Японии, как пересмотр назначения их народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей и повторный пересмотр — при проведении первых выборов в Палату представителей по прошествии 10 лет; эта процедура повторяется в дальнейшем в таком же порядке. Если большинство избирателей выскажется за смещение какого-либо судьи, то он смещается немедленно (ст. 79, 81 Конституции).

Наиболее распространенный способ прекращения полномочий, предусмотренный  для членов Верховного суда Конституцией и Законом о Верховном суде, — уход в отставку по достижении 70-летнего возраста. Поскольку большинство  членов Верховного суда на момент их назначения на должность имеют возраст более 60 лет, то продолжительность их карьеры  в этом качестве редко превышает  десятилетие. Изучение предшествующего  опыта работы судей до момента  их назначения в верховный судебный орган показало, что треть (шесть  судей в данное время) были так  называемыми карьерными или профессиональными  судьями нижестоящих судов, треть (четверо в настоящее время) были частнопрактикующими юристами. Из остальных  пяти судей двое были карьерными государственными прокурорами, один был карьерным  дипломатом в ранге посла, один служил в качестве генерального директора  в законодательном бюро Кабинета министров и последний был  профессором права.

Компетенция Верховного суда распространяется на всю территорию страны и условно  может быть разделена на три основные сферы: рассмотрение гражданских, уголовных  и административных дел; судебное управление; осуществление конституционного контроля.

Высший судебный орган Японии является последней инстанцией для рассмотрения всех гражданских, уголовных и административных дел. Суд окончательно разрешает  по второй инстанции дела о преступлениях  против государства, а по третьей  инстанции — остальные уголовные  и гражданские дела. При этом простые  дела рассматриваются членами любого из трех отделений.

Верховный суд также осуществляет определенные полномочия судебного  управления в соответствии с традициями судебного централизма данной страны. В этом качестве он обобщает судебную практику, издает руководящие указания для нижестоящих судов, а также  положения о прокуратуре при судах, акты о судебной дисциплине и об управлении судами (акты, имеющие административный характер). Он наделен также властью устанавливать правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами.

Важную административную роль в  управлении судебной системой играет генеральный секретариат Верховного суда. При Верховном суде действуют  на постоянной основе юридические курсы, имеющие исключительно большое  значение для подготовки кадров не только для судебных, но и для  других юридических органов.

Решения, касающиеся принципиальных положений руководящих указаний и других важных вопросов управления, принимаются особой коллегией, состоящей  из членов Верховного суда и других высших судов Японии. При этом Верховный  суд может делегировать судам  низших инстанций право устанавливать  правила своей процедуры.

Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум 9 членов) под председательством  главного судьи или в составе  отделений (имеется три отделения  по пять судей в каждом, кворум составляют 3 члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. Эта  практика основана на англосаксонской  системе права, но не соблюдается  нижестоящими судами.

Верховный суд Японии, в отличие  от большинства европейских конституционных  судов, не имеет дела исключительно  с конституционным контролем, а  также не имеет специальной схемы  выбора дел. Он не вправе по своему усмотрению истребовать у другого суда дело для проверки и исправления решений  по вопросам права в порядке certiorari, как это имеет место у Верховного суда США. Загруженность делами членов Верховного суда чрезвычайно велика, и поэтому Верховный суд определяет себе около 30 «научно-исследовательских судей» из числа весьма опытных судей нижестоящих судов. Для подготовки дел к слушанию имеется 20 «исследовательских секретарей». Почти все они должны иметь опыт судейской работы в течение нескольких лет. В отличие от практики США, они не служат секретарями индивидуальных судей, а работают на суд в целом.

Исследовательские секретари имеются  также в высших и окружных судах. В окружных судах они проводят расследование только в отношении  дел, касающихся налогов и промышленной собственности. Исследовательские  секретари, избранные из числа судей, приостанавливают свой судейский статус на весь срок нахождения в этом качестве.

В рамках традиционной для Японии централизации в отношении «управления  правосудием» Конституция (часть первая ст. 80) устанавливает, что судьи судов  низших инстанций назначаются Кабинетом  министров из списка лиц, предложенных Верховным судом. Все такие судьи  занимают свою должность в течение 10 лет и могут быть затем назначены вторично. Однако при достижении возраста, установленного законом, они выходят в отставку.

Высшие суды (всего 8, имеют 6 отделений) суть суды первой инстанции по делам  о государственной измене и другим преступлениям против государства, а также апелляционной инстанции  по гражданским и уголовным делам, рассмотренным нижестоящими судами. Дела рассматриваются коллегией  из трех судей, коллегия из пяти судей  рассматривает дела о некоторых  государственных преступлениях.

Окружные суды (всего их 50, имеют 242 отделения) рассматривают основную массу гражданских и уголовных  дел, а также являются апелляционной  инстанцией по решениям, вынесенным дисциплинарными  судами. Они расположены в каждой из 47 префектур. Дела рассматриваются  чаще всего судьей единолично либо коллегией из трех судей, если дело касается большой суммы иска или  обвинения в преступлении, которое  наказывается лишением свободы» на срок более одного года. Законодатель стремится  вывести судей этих судов, насколько  возможно, из-под влияния местных властей. В этих целях границы судебных округов построены таким образом, чтобы они не совпадали с границами территориальных единиц местного самоуправления.

Информация о работе Характеристика Конституции Японии 1947 года