Характер теорий происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

Среди теоретиков государства и права никогда не было, раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

Содержание работы

1. Характер теорий происхождения государства и права
1.1 Общие сведения о происхождении теории государства и права …… 4
1.2 Теории происхождения государства и права (характер теорий) …… 5
1.3 Заключение ………………………………………………………….. 13
2. Виды политических систем общества
2.1 Понятие политической системы …………………………………… 15
2.2 Типология политических систем …………………………………... 15
2.3 Заключение ………………………………………………………….. 19
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
3.1 Понятие принципа …………………………………………………... 20
3.2 Главные принципы организации и деятельности государственного аппарата ………………………………………………………………………… 20
3.3 Заключение ………………………………………………………….. 22
Список используемой литературы …………………………………………… 23

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

В результате общественного  разделения труда выросла производительность труда. Человек стал производить  больше, чем потреблять. Появился избыточный продукт. Он накапливается у определенной группы людей. Возникает класс имущих и неимущих. Между ними возникают противоречия. Отсюда, потребность в государстве и праве для подавления класса неимущих.

Социальное и имущественное  расслоение обусловливают такие  явления, как непрерывная классовая  борьба, постоянные социальные конфликты. Родоплеменная организация, рассчитанная на монолитное единство людей, уже не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании новой властной организации и системы социальных норм, отвечавших изменившимся условиям, приводит к возникновению государства и права.

Классовая теория определяет государство и право как исторически  преходящие, временные явления, связанные  с существованием классовых различий. В будущем они отомрут, уступив  место бесклассовому обществу.

 

7. Органическая теория

Появление в XIX столетии дарвинизма (материалистической теории эволюции органического мира) породило попытки механического перенесения биологических закономерностей (межвидовая и внутривидовая борьба за выживание, естественный отбор, биологическая эволюция и др.) на социальные процессы. В социологии это общее направление получило наименование социального дарвинизма.

Заметное место здесь  заняла органическая теория происхождения  государства и права, исходящая  из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом.

Право и государство  – произведение сил природы.

Право, по мнению представителей этой теории, есть произведение сил  природы. Оно образуется в ходе многовековой эволюции человека и само подобно  человеческому организму.

 Государственная власть  рассматривается как выражение  господства целого организма  над составляющими его частями.

 

8. Расовая теория

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.  

Наибольшее развитие и распространение  расовая теория государства и  права получила в конце XIX - первой половине  XX в.. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.  

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности  человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.   

Один из основателей расовой  теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В фашистской Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.   

Расовая теория повлекла за собой  чудовищную практику «узаконенного» уничтожения  целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму  национальных слоев.

  Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

 

9. Ирригационная теория

Ирригационную теорию (или  концепцию о «гидравлическом» происхождении  и развитии государственности и  некоторых странах Древнего Востока) связывают с именем современного немецкого ученого К.А.Витфогеля. В его работе «Восточный деспотизм» возникновение государства в ряде стран Древнего Востока связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта-де необходимость и приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество.

Право служит удобным  орудием для управления обществом

 

Заключение

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои  действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство - явление многогранное. Рассмотренные теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

История цивилизации  знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостоянию двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка, прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право являются орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия.

Вторая точка зрения состоит в том, что государство  и право обеспечивает порядок  в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

 

Виды политических систем общества

 

Понятие политической системы

Политическая система  общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.

Политическая система - это система взятых в единстве и взаимодействии государственных, общественных организаций, иных политических институтов, которые на основе определенных норм и принципов участвуют в политической жизни общества, осуществляют определенные политические функции. 
       Любая политическая система - это прежде всего система отношений и взаимодействий между некими элементами; именно это не всегда учитывается при характеристике политической системы общества.  
       Многообразие существующих политических систем указывает на то, что на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д. Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особенности и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсальных механизмов и закономерностей их функционирования. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, позволяющих политическим институтам эффективно функционировать и успешно выполнять свои политические роли.

 

Типология политических систем

Типология политических систем осуществляется на основе учёта различных признаков. Одна из первых классификаций исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и т.д.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.

В юридической литературе, в зависимости от различных оснований выделяют следующие виды политических систем:

 

  1. По видам правовых культур:

- романо-германская;

- английская;

- социалистическая;

- религиозно-традиционная.

  1. По характеру политического режима:

- демократические;

- антидемократические.

  1. По видам политических культур:

- англо-американская;

- континентально-европейские;

- доиндустриальные и частично индустриальные;

- тоталитарные.

  1. По степени участия граждан в политическом процессе:

- развивающиеся;

- коммунистические;

         - «либерально-демократические», для которых характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия.

Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация  и контроль за всеми сферами жизни со стороны государства. В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству и его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь.

 Авторитарная политическая  система основана на неограниченной  власти одного лица или группы  лиц при сохранении некоторых  экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Демократическая политическая система предполагает приоритет  прав личности, контроль общества над  властью. Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.

В целом наблюдается  огосударствление всей жизни общества, подчинение ее государственным интересам, а вернее, интересам правящей партийно-государственной  верхушки.

Французский политолог  Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет 5 их основных разновидностей:

1) либеральные демократии, в которых принятие политических  решений ориентировано на ценности  индивидуализма, свободы, собственности.

2) коммунистические системы,  или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости.

3) традиционные политические  системы, опирающиеся на олигархические  формы правления и ориентирующиеся  на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов.

4) популистские политические  системы, преобладающие в развивающихся  странах; они используют авторитарные  методы управления и стремятся  к большему равенству в распределении  благ.

5) авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

В основу классификации  политических систем может быть положен  классовый принцип, т.е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) политические системы.

Общепризнанной в западной политической науке является типология  политических систем Г.Алмонда. Он различал их по типу политической культуры и  разделению политических ролей между участниками политического процесса.

Г.Алмонд выделил 4 типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.

Информация о работе Характер теорий происхождения государства и права