Гражданское общество и его происхождение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:44, доклад

Описание работы

Политическая власть с целью своего упрочения создает политическую систему и ее основу - государство.
История развития государства четко выделяет две тенденции:
1.государство демократическое, правовое;
2.государство тоталитарное, авторитарное.

Файлы: 1 файл

Гражданское общество и его происхождение.docx

— 22.59 Кб (Скачать файл)

Гражданское общество и его происхождение

  Политическая власть с целью своего упрочения создает политическую систему и ее основу - государство.

История развития государства четко  выделяет две тенденции:

1.государство демократическое, правовое;

2.государство тоталитарное, авторитарное.

     Каким путем пойдет  развитие государства - во многом  зависит от уровня развитости  гражданского общества. Постараемся  же разобраться с сущностью  гражданского общества, историей  его возникновения и ролью,  которое гражданское общество  играет в политической жизни  страны.  Гражданское общество - это  негосударственная часть общественно-политической  жизни; это совокупность общественных  отношений, формальных и неформальных  структур, обеспечивающих условия  политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию  разнообразных потребностей и  интересов личности и социальных  групп и объединений. 

  Идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье.  Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права и общественного договора.

  Человек, как личность, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Но как существо общественное, человек не может жить вне общества и особенно вне государства, а, значит, реализация его естественных прав затрудняется государством, властью. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.

  Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. "Гражданское общество, - писал он, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства".

  По Гегелю, гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы и политические институты и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом и само оно прямо не зависит от государства.

  Особый подход к проблеме гражданского общества у К. Маркса. Он рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество, это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства - основного орудия угнетения.

  В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей.

 

 Среди ученых нет единого  взгляда на происхождение гражданского  общества. Одни видят зачатки  общества уже на первобытно-общинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины. Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса. Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.

    Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества:

социальные образования (сословие, социальная группа, класс);

общество как совокупность граждан  страны;

мировое сообщество граждан.

     Зачатки гражданского  общества формируются путем возникновения  простейших, немногочисленных неустойчивых  объединений людей для совместного  добывания пищи, строительства жилья,  изготовления предметов быта  и одежды, защиты от врагов  и диких зверей.            Со временем, в связи с развитием производственной сферы жизнедеятельности, объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными, устойчивыми. Формируются общины, и люди понимают, что в рамках общины они могут обеспечить удовлетворение своих потребностей, а труд на пользу общины дает право участвовать в решении общинных дел. Гражданское общество, по существу, совпадает с общиной.

  На определенной стадии своего развития гражданское общество создает государство для защиты своих интересов, содержит государственный аппарат, в определенной мере контролирует его, чему государство активно сопротивляется.  Пока гражданское общество пребывает в аморфном состоянии, государство, набирая силы, в определенной мере поглощает его и становится единым вершителем судеб всех граждан. ("Все могут короли... и судьбы всей земли вершат они порой..."). Но именно потому, что незрело гражданское общество, государство само не отличается стабильностью. С прошествием времени гражданское общество добивается законодательного упорядочения и урегулирования отношений между ним и государством, вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленных, устанавливать и поддерживать некоторый консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека.

  Характерные признаки современного гражданского общества:

  1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  2. развитость и разветвленность демократии;
  3. правовая защищенность граждан;
  4. определенный уровень гражданской культуры.

     Рассмотрим  структуру гражданского общества. Основными ее элементами являются: 

  1. Политические партии.
  2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
  3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
  4. Научные и культурные организации, спортивные общества.
  5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
  6. Независимые средства массовой информации.
  7. Церковь.
  8. Семья.

 

 

    В качестве  особенностей становления гражданского  общества в России можно выделить  следующие: 

1. Россия вступила на путь  строительства гражданского общества  значительно позднее стран Западной  Европы и США. 

 В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.

 Реформа местного самоуправления:

создавались выборные думы в городах  и земствах, в губерниях и уездах;

выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;

часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.

  Судебная реформа:

устанавливалось равенство всех перед  законом;

вводилось разделение судебной и административной властей;

устанавливалась несменяемость судей;

вводились независимые адвокатуры;

вводился суд присяжных.

     2. Складывание многопартийности  в Россиипришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного,  коллективного решения задач  и проблем способствовали становлению  гражданского общества.

4. Установившийся после октября  1917 года тоталитарный режим, ввел  со стороны государства жесткий  политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического  опыта функционирования гражданского  общества после распада СССР.

 В настоящее время  в России сложились, действуют  некоторые элементы гражданского  общества:

  1. политические партии и движения;
  2. массовые общественные организации;
  3. ассоциации производителей и общества потребителей;
  4. конфессиональные общности;
  5. этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;
  6. творческие союзы и организации;
  7. спортивные объединения.

 

    Из ранее изложенного  можно сделать вывод, что в  современной России только началось  формирование гражданского общества, и некоторые его институты  действуют реально. Однако становление  гражданского общества в России  находится на начальной стадии  своего развития 

Политическая  жизнь гражданского общества

 

    Важнейшей политической  функцией гражданского общества  является участие в формировании  государственных органов. Основной  формой участия гражданского  общества в делах государства,  как основного института политической  власти, являются выборы и референдумы. 

 Референдум (от лат. "референдум" - то, что должно быть сообщено) - это особый вид всенародного голосования по важному вопросу, когда необходимо выявить мнение всего населения.

Референдумы бывают:

  1. конституционным - когда с его помощью утверждается Основной закон государства или вносятся поправки в Конституцию;
  2. законодательным - когда итоги референдума служат основой для принятия или отклонения закона, имеющего государственное значение;
  3. консультативным - когда необходимо выяснить волю избирателей при решении важных государственных вопросов.

.     Выборы - совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти, участие общества в формировании государственных, представительных, законодательных, исполнительных, судебных органов. .

В демократическом обществе выборы выполняют следующие функции: 

  1. обеспечение рекрутирования политической элиты;
  2. проявление воли народа, единственного источника политической власти;
  3. форма контроля за деятельностью органов власти;
  4. выборы - это важнейший институт легитимации политической системы и политического режима;
  5. способствуют изменению политического режима;
  6. интегрируют разнообразные мнения и формируют общую политическую волю;
  7. способствуют изменению и развитию общества.

 Выборы в современных демократических государствах можно классифицировать следующим образом:

  1. Общенациональные, в первую очередь, президентские, парламентские и правительственные (выборы главы правительства).
  2. Выборы в органы местного самоуправления.
  3. Судебные выборы, на которых выбирают судей и присяжных.
  4. Выборы некоторых местных должностных лиц (старосты, шерифа и т.п.).

    Наряду с принципами избирательного  права политическая практика  выработала принципы организации  демократических выборов: 

  1. свобода слова;
  2. наличие выбора, альтернативных кандидатов;
  3. состязательность, конкурентность выборов;
  4. периодичность и регулярность выборов;
  5. равенство возможностей кандидатов и политических партий.

Правовой и регулирующей базой  выборов выступает избирательная  система.

 Избирательная система - это совокупность правил, порядок формирования выборных органов власти, система распределения мест в них после проведения выборов.

 

    В Российской Федерации  избирательная система действует  на основе Федеральных законов: 

"Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации";

"О выборах Президента Российской  Федерации";

"О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации".

  Существуют следующие типы избирательных систем:  

  1. Мажоритарная. Эта система опирается на принцип большинства (относительного или абсолютного). Как правило, кандидат или партия, набравшие меньшее количество голосов, занявшие места в списке избирателей со второго, не получают мандатов. При мажоритарной системе абсолютного большинства может проводиться второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата или партии, набравшие больше других голосов. Мажоритарная избирательная система существует в Англии, США, Франции, Японии и др.
  2. Пропорциональная. При этой системе мандаты распределяются пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными блоками.
  3. Пропорциональная система существует в Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Швеции и др.
  4. Смешанная. При этой избирательной системе часть мандатов распределяется по мажоритарной системе (в одномандатных избирательных округах), а часть по пропорциональной (по партийным спискам). По смешанной избирательной системе проводятся выборы в Российской Федерации.

Информация о работе Гражданское общество и его происхождение