Государство как основной институт власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Темой данной работы является такое понятие, как государство, как основного института власти. Государство является основным институтом политической системы общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует ее. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины его возникновения 3
2. Основные типы государства 6
3. Понятие, сущность и основные черты правового государства 8
4. Идеал и принципы функционирования правового государства 9
Заключение 11
Список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Тема. Государство как основной институт власти.

 

Содержание

 

 

 

Введение.

 

Темой данной работы является такое понятие, как государство, как основного института власти. Государство является основным институтом политической системы общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует ее. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни.

Политический институт – это система учреждений и организаций,

упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции. Государство, его органы и учреждения, партии – суть политического института.

        Целью моей работы является выявление сущности понятия - государство, основных признаков  и типов государства, а так же рассмотрение форм государственного правления. Нужно дать определение правового государства и изучить его признаки.

 

1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины его возникновения.

 

 Государство определяется как основной институт политической системы общества, обладая верховной властью, распространяет её на территорию всей страны и её население, а также на других лиц, проживающих на её территории, располагает для этого аппаратом принуждения и управления, с помощью нормативно-правовых актов, обязательных для всех велений, и обладает чертами суверенитета.

У термина «государство», как и у любого другого термина в общественных науках, существует множество определений, каждое из которых отражает определённые черты и свойства этого понятия или совокупность этих свойств и черт.

Само слово «государство» (англ. – state, нем. – der Staat, франц. – etat) с XVI в. употребляется в форме stato (Макиавелли), в число значений которого входят положение, статус общества. Можно сказать так: государство – это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территории проживания. Между тем, государство – это организация общества, необходимая как условие, предпосылка решения общих дел.

Государство возникает на определенной ступени развития общества в результате взаимодействия разных причин. В политологии одной из сложнейших проблем является именно это существующее множество концепций происхождения государства. К основным (наиболее распространенным) относятся:

1) теологическая (религиозная) – происхождение государства  есть результат деятельности богов.

2) патриархальная (основатель  Конфуций) – государство рассматривается  как большая семья, во главе  которой стоит отец-патриарх, который  заботиться о поданных и действует  от имени всех

3) психологическая (основатель  Цицерон) – государство связывается с наличием у людей различных импульсов, направленных к властвованию и подчинению

4) концепция общественного  договора (основатели Гоббс, Локк, Монтескье) – природа государства во всеобщем  примирении людей (страх перед  агрессией со стороны других  людей, опасение за жизнь, свободу и имущество; вера в то, что государство способно лучше обеспечить права человека; человеческий разум на первом плане)

5) органическая концепция (создатель Спенсер) – государство  рассматривается как произведение  сил природы

6) гидравлическая – возникновение государства было продиктовано необходимостью организации ирригационных работ (мелиорация)

7) концепция инцеста –  связана с запретом кровосмешения

8) марксистская теория  – основывается на возникновении  семьи, частной собственности, классов,  а в результате появляется государство, которое регулирует отношения между ними

Государство имеет обязательные признаки:

1) территория (составляет  физическую и материальную основу  государства):

- суша;

- недра;

- водное пространство:

- воздушное пространство.

2) население – совокупность  людей, проживающих на данной  территории;

3) публичная власть. Публичная  власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей;

4) суверенитет. Это независимость  государства при решении внутренних  и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет — это самостоятельность, не подчиненность, не подотчетность государства кому-либо;

5) армия. Она необходима  для защиты территориальной целостности  государства. Обычно пограничные  споры и военные конфликты  возникают между смежными государствами. В некоторых государствах армия  используется во внутренних конфликтах;

6) монопольное право на  издание законов и правовых  актов, обязательных для всего  населения;

7) монопольное право на  взимание налогов и сборов  с населения. Их размеры и сроки  уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам.

Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития.

Основные функции государства:

1)  внутренние - имеют приоритет над внешними функциями. Это основное направление деятельности государства по осуществлению стоящих перед ним внутренних задач:

- социальная функция;

- экономическая;

- идеологическая;

- организаторская;

- правовая;

- политическая;

- культурно-воспитательная;

- образовательная.

2)  внешние:

- функция развития взаимовыгодного  сотрудничества с другими государствами  на основе принципа мирного  существования;

- развитие равноправных  отношений в другими странами

- участие в международном  делении труда и интеграции;

- защита интересов данного  государства, его взаимовыгодных  отношений с другими странами;

- защита от военной  и экономической экспансии;

Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства - право творческой, право исполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.

 

2. Основные типы  государства.

 

Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Одна из наиболее распространенных прежде типологий - формационная. Она исходит из принадлежности государственной власти определенному классу. Таким классом, по мнению авторов теории, является класс собственников, в руках которого находятся средства производства. На основе данного признака каждой формации соответствует свой тип государства:

- первобытно-общинное общество— отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;

- рабовладельческое государство. В основе лежал принцип частной собственности рабовладельца на средства производства, включая и рабов, которых считали "говорящим орудием труда";

- феодальное государство функционировало на принципах сословной иерархии, т.е. отношений господства и подчинения (низших сословий высшим), а также зависимости властных полномочий сословий от размера феодальной собственности на землю (в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне);

- буржуазное государство — эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат, функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юр. независимости рабочих от эксплуататоров. Это последний тип эксплуататорского государства;

- социалистическое государство - возникает в результате революции, отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей.

Достоинством данной типологии является четкое выделение классового характера государства. Однако подобная классификация слабо учитывает значение общесоциальных функций государства как механизма выражения и согласований интересов всего общества. Кроме того, не всякая государственная власть имеет четко выраженный классовый характер. Еще сложнее выявить классовый характер государственной власти в обществах, где классов нет. Это характерно для развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Там часто правит какая-то узкая группа гражданских или военных лиц, опирающаяся на традиции, религию, армию.

И еще один недостаток рассматриваемой типологии: не во всех странах был рабовладельческий строй и соответственно рабовладельческое государство. Например, восточные славяне перешли от первобытнообщинного строя к феодализму сразу, минуя рабовладельческую стадию развития.

Наиболее устоявшимися критериями типологии государств являются: форма правления и форма государственного устройства. Под формой государственного правления принято понимать организацию верховной государственной власти, её структуру, правовой статус и субординацию высших органов, степень участия населения в их формировании. Существуют две основные формы правления: монархия и республика. Правовое различие между ними основано на источнике власти – в первом случае переход ее по праву наследования, во втором – делегирование властных полномочий от народа его представителям.

Монархия в прошлом была самым распространенным и наиболее длительно существовавшим типом государства. Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Среди монархий различают две разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия - форма правления, при которой власть правителя не имеет ограничений и носит единоличный, самодержавный характер. Историческими формами неограниченной монархии являлись деспотия, теократия, сословная монархия, абсолютизм. В современном мире такая форма правления существует в Саудовской Аравии, Брунее, Катаре, Омане.

По мере демократизации общества на смену неограниченной монархии пришла монархия ограниченная, или конституционная. Конституционная, или парламентская монархия представляет собой форму правления, где власть монарха ограничена конституцией. Чаще всего монарх в таком государстве «царствует, но не правит», руководство страной осуществляется парламентом и правительством. Парламент выполняет законотворческие функции, а правительство осуществляет исполнительную власть, в государстве формируется независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Следует отметить, что правительство в конституционной монархии формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Конституционные монархии в современном мире существуют в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции и других странах.

В современной политической практике наиболее распространенной формой правления является республика. Республика – форма правления, в которой высшая власть принадлежит выборным органам – парламенту, президенту. Формирование органов государственной власти происходит на основе всеобщих выборов, т.е. единственным источником власти в государстве является народ. В зависимости от объема, соотношения и структуры властных полномочий парламента и президента различают следующие виды республик: парламентская, президентская, смешанная.

В парламентской республике вновь избранный парламент формирует правительство на основе партий, одержавших победу на выборах. Основными средствами влияния парламента на правительство является законотворчество и принятие вотума недоверия, означающего отставку правительства. Руководитель правительства, или премьер – министр - первое лицо в парламентской республике, а президент часто является лишь номинальным главой государства, фактически выполняющим представительские, церемониальные функции (визиты за рубеж, вручение наград и т.п.). Парламентская республика существует в Австрии, Индии, Германии, Италии, Испании и некоторых других странах.

Информация о работе Государство как основной институт власти