Государство как основной институт политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами нашей территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения. В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Основные характеристики государства. Факторы ее возникновения
1.1 Функции и признаки государства
1.2 Структура и ее типология
1.3 Формы государства и ее элементы
2. Тенденции в развитии современного государства
3. Некоторые проблемы реформирования государственного устройства в современной России
Заключение

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 38.38 Кб (Скачать файл)

 


Содержание

Введение

  1. Основные характеристики государства. Факторы ее возникновения
    1. Функции и признаки государства
    2. Структура и ее типология
    3. Формы государства и ее элементы
  2. Тенденции в развитии современного государства
  3. Некоторые проблемы реформирования государственного устройства в современной России

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы о государстве, его  понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу  основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Рожденное  обществом, его противоречиями, государство  само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации  общества, призванная обеспечивать его  целостность и управляемость, государство  выполняет функции, обусловленные  потребностями общества, а следовательно, служит его интересам.

Социальное  государство является очередной  ступенью эволюционного развития государственности. Объективные причины его возникновения  связаны с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение "государство - личность" пришло на смену отношению "государство - общество". Повышение роли человеческого фактора  в результате научно-технического прогресса  привело к необходимости более  широкого учета потребностей людей, признанию их социальных прав и принятию государством на себя ряда социальных функций. Почему государство является основным институтом политической системы  общества? Это объясняется рядом  причин. Общество делегирует государству  в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках  государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству  принадлежит исключительное право  издания законов и других нормативных  актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами нашей территории. Только государству  дается право на легальное применение силы, в том числе право физического  принуждения. В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

 

 

 

  1. Понятие «государства»

Государство – это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории.

Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

С момента  своего возникновения государство  неоднозначно трактовалось в истории  политической мысли. Выдвигались самые  разнообразные причины возникновения и существования государства: в теологической теории это – Божественная сила; в договорной – сила разума, сознания; в психологической – факторы психики человека; в органической – биологические факторы; в материалистической – социально-экономические факторы; в теории насилия – военно-политические факторы. [1, с.54]

В литературе выделяются факторы, влияющие на образование  государства: географические, этнические, демографические, информационные.

Возникновение государственности обусловлено  причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство  возникает, существует и развивается  как результат усложнения социально-экономической  жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов  общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Факторы возникновения государства

Государство появляется в  результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под действием ряда факторов, важнейшие из которых:

1) развитие общественного  разделения труда, выделение управленческого  труда в целях повышения его  эффективности в специальную  отрасль и образование для  этого специального орана - государства;

2) возникновение в ходе  развития производства частной  собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияние  этих факторов, большинство современных  ученых все же не связывают  существование государства непосредственно  с возникновением частной собственности  и классов. В некоторых странах  его образование исторически  предшествовало и способствовало  классовому расслоению общества. В ходе исторического развития  по мере стирания классовых  противоположностей и демократизации  общества государство все более  становится надклассовой, общенациональной  организацией;

3) завоевание одних народов  другими (Ф. Оппенгеймер, Л.  Гумплович и др.). Влияние завоеваний  на образование и развитие  государства несомненно. Однако  его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто  более важные факторы;

4) демографические факторы,  изменения в воспроизводстве  самого человеческого рода. Имеется  в виду, прежде всего, рост численности  и плотности населения, переход  народов от кочевого к оседлому  образу жизни, а также запрет  кровосмешения и упорядочение  брачных отношений между родами. Все это повышало потребность  общностей в регулировании взаимосвязей  этнически близких людей;

5) психологические (рациональные  и эмоциональные) факторы. Одни  авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом,  побуждающим человека к созданию  государства, считают страх перед  агрессией со стороны других  людей, опасение за жизнь и  имущество. Другие же (Локк) ставят  на первый план разум людей,  приведший их к соглашению  о создании специального органа  государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

6) антропологические факторы.  Они означают, что государственная  форма организации коренится  в самой общественной природе  человека, ее развитии.[2, с.88  ]

1.1 Функции и признаки государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.   

 Внутренние функции: экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно - воспитательная

Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

Социальная  функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

Правовая  функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.

Политическая  функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.

Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания.

Внешние функции – функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз – обороны страны.[3, с.29]

Признаки государства:

-     наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);

-     система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

-     территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);

-     суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях)

-     право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);

-     монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

1.2 Структура и типология государства

По  разделению власти: система законодательных (представительных) учреждений; исполнительно-распорядительные органы;  судебные органы.

По  выполняемым функциям

Органы, осуществляющие внутренние функции: охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура); социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта);  духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).

Органы, осуществляющие внешние функции:  вооруженные силы,  разведка,  органы межгосударственных отношений.    

 Типология государств – это их специфическая классификация, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.  

  При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. [4, с.50]

 

 

 

1.3 Форма государства  

  Форма государства – это способ  организации политической власти, охватывающий форму правления,  форму государственного устройства  и политический режим. 

Форма государства определяет – кто  и как правит в обществе, как  устроены и действуют в нем  государственно-властные структуры, как  объединено население на данной территории, каким образом оно связано  через различные территориальные  и политические образования с  государством, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов. От формы государства зависит  сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.

Элементы  формы государства:

•     форма правления. Характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

•     форма государственного устройства. Отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные;

•     политический (государственный) режим. Представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политический (государственные) режимы.

 

 

 

 

Типы  государств

Правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. В таком случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конституции.

Информация о работе Государство как основной институт политической власти