Государство и право Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Римское право складывалось в обстановке острой социальной борьбы, в которой приходилось от многого отказываться, сохраняя самое лучшее. Это и сформировало такие его черты, как строгость, жесткость правовой регламентации, рационализм и житейская мудрость. Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы. Высказывается мнение, что римлянам с самого начала удалось выделить субстанцию права из сферы чувств, и, подчинив ее расчету, создать из права независимый от изменчивых субъективно-нравственных взглядов внешний организм.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ.

УСТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

ЗАКОНЫ 12-ТИ ТАБЛИЦ. ИНСТИТУЦИЯ ГАЯ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

История.docx

— 54.90 Кб (Скачать файл)

Центурия (сотня), будучи военной тактической  единицей, стала и  голосующей единицей.  К центуриатным собраниям перешли  важнейшие функции старых собраний - объявление войны, выбор должностных  лиц, суд и пр.

Таким нехитрым образом было положено начало господству  богатых и знатных, независимо от того были ли они патрициями или  плебеями.

Наряду  со  всем  этим  устройством  было введено еще одно важное новшество  к несомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на  4  территориальных  округа-трибы,  что служит - в более  общем плане несомненным свидетельством победы принципа территориального деления  населения над родо-племенным.

Реформа Сервия Туллия, как видим, разрушила  общество основанное на кровном родстве,  и вместо него создало государственное  устройство, основанное, как справедливо  писал Ф. Энгельс, на иммущественном различии и территориальном делении.

Затем после  изгнания последнего царя в Риме  установился  строй под названием  республика, что означает, «общее дело»; верховным хозяином государства  считался теперь весь римский  народ,  т.  е.  народное собрание.  Постоянное руководство общественными делами перешло к сенату, а вместо царя были избраны два верховных правителя, названные консулами, т. е. «советчиками»  или «товарищами». Консулы получали царский империй, но всего на один год. Командовали они или вместе, или по очереди  и  были  во всем равны:  один консул не мог что-нибудь приказать другому, но имел право  отменить приказ товарища, если считал его вредным для государства.

Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют данные ученых,  произошло в конце YI - начале Y вв. до н.э.  в форме насильственного  свержения последнего царя и переда-чи его власти двум выбранным должностным  лицам.  Они  могли выбираться только из патрициев и назывались к о н с у л а - м и. Таким  образом был осуществлен переход  к республике.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям,  но она далеко еще не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что  касалось наделения землей, которое  становилось все больше по мере завоевания Ита-лии.

Другое, что требовало реформы,  касалось отмены долгового рабства,  неизбежного  при несвоевременной уплате долга. И это, как и дележ завоеванных  земель, более других задевало интересы плебеев.

Но чтобы  добиться того и другого плебеи нуждались  в  политических правах.  Дело доходило до острых столкновений но в конце  концов, в течение двух последующих  столетий плебеи добились удовлетворения  всех своих требований.  В том  числе: 1.Учреждения особой плебейской магистратуры - народного тирибуната,  призванного защищать плебеев от произвола патрициев;  2. Доступа  к общественной земле наравне  с патрициями;

3. Защиты  от произвола патрицианских судей  (введением кодекса законов, известных  под названием Законов XXI таблиц); 4. Разрешения браков между патрициями  и плебеями 5.  Права занимать  сначала некоторые, а затем  и все главные государственные  должности, включая военные.

Наконец в 287 г.  до н.  э. было постановлено, что решения пле-бейских сходок (собраний) имеют ту же силу, что и  решения центуриатных комиций, то есть обязательны для всех без исключения римских граждан и всех государственных  учреждений Рима.  Эти решения, к  тому же, не подлежали ни утверждению  сената, ни его ревизии.

Конечно, уважение древности происхождения, знатности вообще исчезло не сразу  и патрицианские семьи сохранили  несомненное преимущество при замещении, хотя и по выборам,  всех главных  должностей  в  государстве,  но  юридического  преобладания старой римской аристократии в отношении  плебеев не стало.  Таким образом  завершился процесс формирования рабовладельческой  государственности: пережитки родоплеменных  отношений ушли в прошлое.

 

 

 

2. УСТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ  ПРАВЛЕНИЯ

 

После падения царской власти и образования  республики оба сословия  - патриции и плебеи - оказались лицом к  лицу.  На протяжении более  чем  двух  столетий  шла  ожесточенная борьба между  ними.  В  целом  спор шел о трех вопросах:  об уравнении  в политических правах,  о  долговой  кабале  и  о доступе к общинно-государственной  земле.  Плебеям удалось в первые десятилетия Y в. до н.э. достигнуть существенных за-воеваний в  виде самостоятельной  организации плебейской об-щины. К  середине этого столетия они добились второго  круп-ного успеха - записи законов. Вскоре после этого плебейская беднота  добилась   фактического    уничтожения    долгового рабства.

Основным  итогом борьбы между плебеями и патрициями бы-ла ликвидация олигархической республики патрициев как пере-житка родовых  отношений и создание  в  принципе  демократи-ческого рабовладельческого государства, полиса. С этой точ-ки зрения борьба плебеев с патрициями была революцией  про-тив родового строя  и закончилась его разрушением.

На  смену старой родовой знати патрициев  пришла  новая знать. В  ходе сословной  борьбы произошло постепенное слия-ние  богатой части плебееев с верхушкой  патрициата.

Внешняя история Рима в царский период,  так же  как  и его внутренняя  история,  содержит много неясных  до сих пор моментов и может  быть востановлена лишь в общих чертах.

Продолжались  столкновения Рима с соседями. Итоги  внеш-ней политики Y в. до н.э. были достаточно велики. Рим унич-тожил своего  главного  противника в южной  Этрурии и значи-тельно увеличили  свою территорию. Благодаря союзу  с латина-ми ему удалось остановить натиск с востока. Самое главное - Рим, территория которого была относительно крупной и сплош-ной, получил  значительное  стратегическое  преимущество по сравнению со своими соседями, владения которых были разроз-нены.

В борьбе за Италию, длившейся около  трех столетий, по-бедительницей оказалась  бывшая маленькая община на Тибре.

К 60-м годам III в.  до н.э. вся Италия времен респуб-лики от  реки Рубикон  до Мессинского пролива,  вошла  в сво-еобразную федерацию, возглавляемую  Римом,  способную  поме-риться силами  с самыми могущественными державами  Средизем-номорья.

Следующий период римской истории начинается с  больших завоеваний Рима (примерно 264-241 гг. до н.э.), начиная с I Пунтийской войны и кончая разрушением Карфагена  и  Коринфа.  Из целого  ряда войн Рим вышел первоклассной военной  держа-вой, равной которой уже не было в районе Средиземного моря.  Государства и народы, оставшиеся независимыми, уже не игра-ли существенной роли в дальнейшей политической жизни  этого региона.

В Рим стекались огромные ценности в виде контрибуций и военной  добычи,  на  невольничьих  рынках продавалась масса рабов, началось систематическое ограбление провинций. Избы-ток денежного  капитала  порождал безумную роскошь верхушки правящего класса. Италия превращалась в страну классическо-го рабства.

Стали учащаться (в историческом  смысле  этого  слова) выступления рабов  против своих угнетателей. Одним  из значи-тельных таких выступлений  можно назвать восстание Спартака.  В первое  время римские власти не придали большого значения этому  инциденту, т.к. аналогичные случаи нередко происходи-ли в  Италии и  ранее,  но затем,  поняв всю  опасность,  они бросили на  подавление  Спартака  отборные  части,  которые уничтожили рабов.

Сложные взаимоотношения между Италией  и  провинциями, между гражданами и не-гражданами настоятельно требовали  но-вой системы управления.  Нельзя было управлять мировой дер-жавой  методами и аппаратом,  пригодным  для маленькой общины на Тибре, но малоэффективным для мощной державы.

Старые  классы,   интересы   которых  отражала  римская республика, к  концу I в. до н.э. исчезли или деградировали.  Появились новые богачи,  люмпен-пролетариат,  военные коло-нисты.

Решающую роль в социально-политической жизни Рима в 1в. стали играть армия  и ее вожди. В 70-60 происходит возвышение Г.Помпея. Он участвовал в подавлении восстания Спартака, особенно прославился  в борьбе со средиземноморскими пиратами. Наивысших военных успехов он достиг, окончательно разгромив Митридата  VI  и совершив походы в Закавказье и Сирию. В 60-х годах образовалсяя антисенатский союз трех крупных военных и политических деятелей Красса, Помпея и Цезаря, в скором времени превратившийся в фактическое правительство ( 1-й триумвират) . В результате походов Цезаря была завоевана Трансальпийская Галлия. Это завоевание дало римлянам огромную добычу, сотни тысяч пленных, открыло широкое поле деятельности для римских торговцев и т.д. Победы в Галлии содействовали популярности Цезаря. Сенатские круги опасались захвата Цезарем единоличной власти. Помпей перешел на сторону сената и, получив особые полномочия, провел ряд законов, фактически направленных против Цезаря. Перед последним стояла дилемма: распустив войско, явиться в Рим в качестве частного лица или перейти с войском границу Италии, начав тем самым гражданскую войну. После долгих колебаний Цезарь перешел границу - реку Рубикон. ( 10 января 49 года).

В ходе гражданской войны Цезарь одержал ряд решающих побед над  Помпеем и его сторонниками, в 45 лет он стал неограниченным властелином  римской державы. Ему были декретированы  сенатом чрезвычайные почести и  полномочия - пожизненная диктатура, трибунская власть, титулы «император», «отец отечества» и т.п. Монархические  устремления Цезаря вызвали беспокойство сторонников республики и в результате заговора он был убит.

Однако в 43 году возник 2-й триумвират, союз цезарианцев Антония, Октавиана  и Лепида, их власть была санкционирована  комициями. Триумвиры путем жестоких проскрипций расправились со своими политическими противниками, а затем  выступили против Брута и Кассия, сосредоточивших республиканские  силы в Македонии. Одержав победу над республиканскими силами, Антоний  и Октавиан развязали междоусобную войну, в следствие которой Октавиан стал единоличным правителем. Поэтому 30-й год часто считают начальной  датой истории империи, иногда ее передвигают на 27-й, поскольку именно в этом году сенат закрепил за Октавианом права верховной власти и преподнес  ему почетный титул «Август».

Установившийся сл времен Августа  государственный строй получил  название принципата. Хотя Август и  провозгласил восстановление республики, принципат фактически был монархией, т.к. при сохранении старых республиканских  магистратур власть сосредотачивалась  в руках одного человека - принцепса  сената,пользовавшегося высшим авторитетом  и имевшего верховную военную  власть - империй ( imperium) . Отсюда «император» как часть титулатуры принцепса, включавший также имена «Цезарь» и «Август». Императоры имели пожизненную трибунскую власть, звание верховного жреца ( понтифика), по желанию принимали звания консула, проконсула, цензора, по своему усмотрению вели внешнюю политику, издавали законы. Под их личным контролем находились провинции, в которых стоял легионы, казна, чеканка золотой и серебрянной монеты, назначение военных командиров и управленческого аппарата, постепенно все более усложнявшегося.

Сенат, официално считавшийся верховным  органом государства, имел скорее почетные, чем реальные права: управление ( хотяи  под контролем императора) не имевшими войска провинциями, чеканкамедной  монеты, утверждение некоторых законов  и новых императоров, которые  или назначались усыновлявшими  их предшественниками  или приходили  к власти в результате победы в  гражданских войнах.

Таким образом на смену республики пришла  и м п е р и я, эпоха принципата - завершился процесс  превращения государства из органа римской аристократии в орган  всего класса рабовладельцев.

Она принесла с собою относительный  гражданский  мир  и определенное  ослабление  внешнеей  агрессии.  Эксплуатация провинций принимает  более  организованный  и  менее  хищнический характер. Многие императоры поощряли городское строительство  и заботились о развитии культурной жизни  провинций, системы дорог, введении единой имперской денежной единицы.  Для империи первых двух столетий можно отметить рост техники,  развития ремесл, подъем экономической  жизни, рост местной торговли. Провинциальные города получают самоуправление. Появляется множеество новых городских центров.

 

 

 

 

 

 

 

 3. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ. ИНСТИТУЦИЯ ГАЯ.

 

1. Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название «Законов XII таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного (fons omnis publici privatique juris).

Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды Граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.

Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.

Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились  в сочинениях древних авторов, в  особенности юристов, - Цицерона, Ульпиана, Гая и др.

Среди этих источников особое место занимает сочинение  юриста II века н. э. Гая, автора «Институций» - учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. «Институций» Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.

Существует  предание,  будто Нибур опрокинул  чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая.

От слова  «цивитас», что значит «город», «городская община», право Таблиц называли «цивильным», то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова «квирит» (как любили называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) - «квиритским».

От  «цивитас» происходит доныне существующий термин «цивилистика», означающий «гражданское право», совокупность институтов, служащих регулированию имущественных отношений.

Информация о работе Государство и право Древнего Рима