Государственный политический режим: определение и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 23:11, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы - исследовать вопрос политических режимов, их сущность, виды и признаки.
В данной работе разумно объединен материал, касающийся истории государства и права.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный политический режим: определение и сущность 4
2. Виды политического режима 7
3. Признаки политического режима 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Моя политология.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Периоды политических, социальных и экономических преобразований обостряют интерес широкой общественности к теоретическим моделям, связанным с реформированием системы государственной власти. В настоящее время проблема политических режимов является предметом серьезных научных дискуссий правоведов и политологов. Характеристика данного элемента формы государства позволяет оценить уровень развития основополагающих политических институтов в стране, методов и средств осуществления политической власти, наконец, соответствие механизмов политического управления современным международным стандартам демократического правления. В то же время значимость предмета нашего исследования в теоретическом аспекте, очевидная необходимость изучения содержания этого государственно-политического явления для практического осуществления процесса демократизации государства.

Цель контрольной работы - исследовать вопрос политических режимов, их сущность, виды и признаки.

Основным методом  достижения поставленных целей является изучение учебной литературы по политологии  и конституционному праву отечественных  и российских учёных. В данной работе разумно объединен материал, касающийся истории государства и права. В частности, подробно будет охарактеризовано следующее:

- государственный политический режим: определение понятия и сущность;

- типы и виды политических режимов;

- характеристика различных видов государственных политических режимов;

- признаки политических режимов и другие аспекты, необходимые для наиболее полного раскрытия главного вопроса данной работы.

  1. Государственный политический режим: определение и сущность

 

Взаимодействие  всех компонентов политической системы создает, включая методы осуществления власти, определенный политический режим – совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране.

Политический  режим - это совокупность способов, форм и методов осуществления политической власти1.  

В определении  политического режима сегодня конкурируют  три подхода. Первый, связывающий  политический режим и политическую систему, получил название «узкого», или «правового». Сторонники такого подхода считают, что режим проявляет себя в определенных путях и способах реализации нормативных установлений политической системы, в практике политических институтов.

Итак, с точки  зрения «узкого» или правового подхода под режимом понимают закрепленные в конституции и законах способ функционирования политической системы, методы управления, степень политической свободы и открытости страны.

Если политическая система представляет собой довольно устойчивую конструкцию, то политический режим менее стабилен, изменения его могут колебаться в ту или иную сторону в пределах норм, допускаемых конституцией и законами. Порой изменение режима ведет к изменению положения тех или иных институтов и норм в политической системе общества, к преобразованию их функций, а иногда — и к изменению всей политической системы. Характер политического режима определяется историческим периодом, переживаемым страной, сложившейся политической системой, ходом политического процесса, расстановкой политических сил. На него оказывают влияние политические традиции и нормы, политическая культура, все компоненты политической системы.

Другой подход к определению понятия «режим»  получил название социологического. В определении сторонников данного подхода под режимом понимается социально-политический механизм, форма взаимодействия управляющих и управляемых, определенное сочетание партийной системы, избирательной формулы, типов принятия решений и взаимодействия групп давления.

Существует  и более широкая трактовка в рамках социологического подхода: под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период2.

Итак, сторонники социологического подхода не связывают жестко политическую систему и режим, расширяют область существования последнего за счет элементов социологического порядка, то есть отношений управляющих и управляемых, взаимоотношений конкурирующих партий и групп.

Наконец, третий подход сводит понятие «режим» к понятию «политическая система». Так, английский политолог Эндрю Хейвуд утверждает: «режим — синоним понятия «система правления»; политическая система»3. Такой подход позволяет рассматривать самые разные формы правления в целом, в их системно-функциональной динамике. Особое значение этот подход приобретает при анализе самых разнообразных недемократических режимов.

Политическим  режимом определяется присущий стране порядок политических отношений, степень  политической свободы, образ правления. Если форма правления соответствует обозначенным в конституции законам и отражает формально-юридическую сторону политической жизни, то категория «политический режим» характеризует то, как реально складываются отношения власти.

 

  1. Виды политического режима

Понятие «тоталитаризм» происходит от лат. totalis – весь, полный, целый.

Тоталитарный  политический режим имеет следующие  признаки:

1) официальная  идеология пронизывает все сферы  общества;

2) единственная  массовая партия;

3) управление  осуществляется посредством террора, направляемого партией и тайной полицией;

4) СМИ находятся  под жестким контролем властей;

5) средства вооруженной борьбы монополизированы партией и правительством;

6) партия и  правительство контролируют экономическую  жизнь.

Эти шесть признаков  тоталитарного режима получили впоследствии название «тоталитарного синдрома».

Виды тоталитаризма:

1. Коммунистический  тоталитарный режим существовал  в СССР и других социалистических  государствах. Ныне в той или  иной мере он существует на Кубе, в КНДР, Вьетнаме, Китае. В рамках советской политической системы сменяли друг друга разные политические режимы. На смену авторитарному политическому режиму периода НЭПа пришел тоталитарный режим 1930 – 1940 гг. Период правления Хрущева и Брежнева можно характеризовать как посттоталитарный. Особую стадию в развитии советской политической системы представляет режим перестройки Михаила Горбачева. При определении своеобразия советской версии тоталитаризма возникают весьма значительные трудности.

2. Фашизм был установлен в Италии в 1922 г. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере (сильное влияние католической церкви). Фашистские режимы существовали также в Испании, Португалии, Чили.

3. Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм, который возникает в Германии в 1933 г. Ему присущи почти все общие черты тоталитаризма.

Авторитаризм (франц. autoritaire – властный, от латинского auctoritas – власть, влияние). Представляет собой неограниченную власть одного человека или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но предоставляющую автономию личности в неполитических сферах4

Признаки авторитарного  режима:

1) неограниченность  власти;

2) монополизация  власти;

3) опора на  силу;

4) преследование  инакомыслящих, оппозиции; 

5) полномочия местной власти минимальны;

6) широкое применение  демагогии и популизма.

Отличия авторитарного  режима от тоталитарного:

1) авторитарный режим, как правило, не прибегает к террору;

2) экономика,  культура, религия могут развиваться  без вмешательства государства, то есть сохраняется определенная свобода в различных сферах.

Этот режим  правления предписывает беспрекословное  подчинение граждан власти, исключает  широкое обсуждение перед принятием  политических решений, критику политического  курса. До минимума сокращены контакты правящей верхушки и общественности. В средства массовой информации поступает уже «отфильтрованное» видение событий.

Общественное  мнение почти не учитывается властью. Оппозиционным партиям чинятся  всяческие препятствия в работе, а правящей партии создаются искусственные преимущества. В государственный аппарат подбираются исключительно сторонники правящей верхушки.

Авторитарному режиму противостоит демократический (не следует путать его с одноименной демократической политической системой), который осуществляется при наличии у правительства более или менее широкой общественной поддержки. Этот режим предполагает признание принципов народовластия (разделение и выборность властей, строгая законность, гарантия прав и свобод человека и т. д.). Политическая система приобретает следующие черты:

♦ она в значительной степени не совпадает с системой власти: заметную роль играют политические партии, общественные организации, общественное мнение;

♦ действия репрессивных органов определяются законом и находятся под контролем общественности и прессы;

♦ в полной мере соблюдаются политические и гражданские  права человека;

♦ политика правительства  открыто обсуждается и критикуется: публикуются отчеты о расходовании бюджета без секретных изъятий, новый бюджет обсуждается в парламенте;

♦ заметно проявляется дистанционирование общественности от власти, гражданского общества от государства.

При демократическом  режиме источником и субъектом власти признается народ.

Демократический минимум:

- 50% взрослого мужского населения должно иметь право голоса; 

- ответственный глава исполнительной власти должен либо сохранять за собой поддержку большинства в выборном парламенте либо избираться в ходе периодических всенародных выборов.

Деспотический режим (тирания) отмечается неограниченной властью и своеволием правителя, который при ее осуществлении опирается лишь на карательные органы и осуществляет свою волю грубыми силовыми методами. Примерами деспотических режимов являются восточные рабовладельческие деспотии - Вавилон, Ассирия, Египет, Мидия и др. Это исторический тип режима. В современных условиях он практически невозможен, поскольку принципы отношений между властью и обществом в корне изменились.

Отличия данного политического  режима:

    1. Тотальное управление экономикой. Государство распоряжается всей производимой продукцией.
    2. Отсутствие какой-либо политической динамики.
    3. Деспотия всегда была одним из наиболее стабильных политических режимов, так как появление какой-либо оппозиции власти исключено в принципе.

Анархия представляет собой такой политический режим, который предполагает наличие прав без обязанностей, упразднение всех институтов власти, фактически безвластие, неподчинение людей руководству со всеми вытекающими отсюда последствиями. Философия анархизма: любая власть означает неравенство и подавление людей. В истории анархия редко тянулось долго, так как всегда находился кто-то, кто захватывал пустующий престол (или кабинет).

Принципы анархии:

1. Равенство по отношению к власти.  Все имеют одинаковый доступ к власти и могут участвовать в принятии решений.

2. Демократия, как ни странно, но имеется в виду всеобще равноправие и наделение каждого способностью влиять на власть. 
3. Свобода организаций – люди свободно объединяются в такие организации, которые хотят. 
4. Взаимопомощь как полярная противоположность конкуренции. 
5. Разнообразие – использование различных форм во всех институтах общественной жизни.

  1. Признаки политического режима

Политический  режим можно определить не только содержательно, но и структурно, через набор определенных элементов и признаков, отражающих его суть. Ж.-Л. Кермон выделяет четыре таких элемента5:

1) принцип легитимности, который включает способы и  приемы убеждения граждан в  правомерности власти;

2) структуру  институтов, под которой понимаются политические институты в социологической трактовке, т. е. как нормы и правила выборов, формирования правительства, принятия решений и т. д.;

3) партийную  систему;

4) форму и  роль государства.

Более развернутую  систему элементов или признаков режима дали Е. В. Макаренков и В. И. Сушков6:

♦ наличие политических партий, их внутреннее устройство и  принцип взаимоотношений в партийной  системе;

Элементы и  признаки политического режима:

♦ соотношение  управления и самоуправления, роль местных органов власти в политическом процессе;

Информация о работе Государственный политический режим: определение и сущность